Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ВОССТАНИЕ МАСС.




Читайте также:
  1. ВОПРОС№34:Восстание 1863-1864гг на Б, его итоги и значение.
  2. ВОССТАНИЕ МАСС
  3. ВОССТАНИЕ МАСС
  4. ВОССТАНИЕ МАСС
  5. ВОССТАНИЕ МАСС
  6. Восстание масс
  7. ВОССТАНИЕ МАСС
  8. Восстание масс
  9. Обострение социальных противоречий. Восстание рабов и бедняков. Египет под властью гиксосов
(La rebelion de las masas). - О. С., 4, р. 113-310. Впервые напечатано в 1930 г. отдельной брошюрой в издании "Ревиста деОксиденте". В работе 15 глав. В настоящем издании печатается перевод I, V,VI, VIII, X, XI, XIII и XV глав. В Полн. собр. соч. в состав "Восстаниямасс" включены еще три текста: 1. Введение к французскому изданию 1937 г.;написано в Голландии, где Ортега находился по приглашению И. Хейзинги.Название введения - "Единство и многообразие Европы". Здесь рассматриваютсяпроцессы политической и духовной дезинтеграции Европы главным образом какследствия набравшего силу массового экстремизма. 2. Послесловие канглийскому изданию 1938 г.; написано в декабре 1937 г. в Париже. Здесьавтор взывал к обладающей "характером", "терпимой" и "молчаливой" нацииангличан - содействовать интеграции многообразных национальных "жизненныхформ" Европы на общеевропейской культурной основе: "У каждого европейскогонарода есть свое,-писал Ортега, - но важнее общее: не замыкаться в своем, нестановиться "европейской" нацией, а быть европейской "нацией" (О. С" 4, р.285). 3. Небольшая работа "Относительно пацифизма"; написана в Париже такжев 1937 г. Здесь философ, справедливо отмечая недееспособность существовавшихтогда политических и правовых механизмов "замирения" Европы, олицетворениемкоторых являлась Лига наций, указывал утопический, а по существу реакционныйв тогдашних условиях консолидации фашистских режимов путь восстановленияевропейского единства - в направлении возрождения общеевропейской"дисциплины духа" как основы "нового либерализма". Ради достижения этой целиОртега примирялся с тоталитарными режимами: в них, по мнению философа,должны сгореть, как в жертвенном огне, скверны старого либерализма (см.: О.С., 4, р. 310). Основной текст "Восстания масс" многими читателями был воспринят какпророчество грядущей катастрофы Запада. Издание "Восстания масс" на немецкомязыке принесло Ортеге международную известность и признание. Вольфганг Древсв некрологе Ортеге, опубликованном в октябре 1955 г. в газете "Ди Вельт",утверждал: "Немного книг в Германии времен диктатуры и затмения разума былистоль же читаемы, как "Восстание масс". По данным X. Мариаса на конец 50-хгг., эта работа была издана в Германии общим тиражом более 300 тыс. экз.Неоднократно издавалась она и на других европейских языках, а также в Канадеи США. В СССР перевод "Восстания масс" опубликован в No 3 и 4 журнала"Вопросы философии" за 1989 г. Успех "Восстания масс" складывался из многих компонентов. У частичитателей эта книга удовлетворяла потребность в пророчествах; импонировал"реалистический", "трезвый" подход к оценке сложившегося положения дел,намерение дойти до его истоков; у либеральной интеллигенции, у средне- имелкобуржуазного читателя находил отклики идеологический центризм Ортеги,оптимистические воззвания к твердой воле, здравому смыслу, исконной"духовности" европейца. Критика "массового человека", несмотря на избытокриторики, воспринималась как умеренная. С другой стороны, резкая критикафашизма стала причиной официального непризнания Ортеги франкистским режимом. Однако было бы неправильно видеть в "Восстании масс" толькополитический памфлет. Эта работа занимает заметное место в социологии ифилософии культуры Ортеги; она рассматривалась автором как попыткапостроения общей социологической теории в связи с анализом условий и причинкризиса фундаментального, по убеждению Ортеги, "общественного отношения" -отношения между избранным меньшинством и массами - и как отправная позициядля более широкого, комплексного исследования "радикальной реальности"(человеческой жизни), которое составило содержание ряда работ 30-х гг.(особенно "Ensimismamiehto у alteracion", 1939; "Размышление о технике",1933) и было завершено в посмертно изданной книге "Человек и люди" (1957). [1] Хинаяна, махаяна (соотв. "малая" и "большая" колесницы; санскрит) -в учении буддистских сект сарвастивадинов и махасангхиков так называютсяпути, ведущие души людей к спасению от страданий, каковые, согласнобуддизму, сопровождают действия людей, имеющие цель удовлетворятьповседневные желания. Идеи хинаяны и махаяны были сформулированы на IVвеликом соборе буддистов при Канишке в I-II вв. н. э. В дальнейшем, послеIII в., в махаяне усваивается воспринятая из христианства идея страдающегоза людей спасителя. Согласно хинаяне, освобождение от страданий происходит посредствомпостепенной утраты человеком личностного начала на пути индивидуальнойсамодисциплины и медитации. Целью является полное освобождение души отнепостоянства повседневного мира и переход к единственно постоянномусостоянию - нирване, то есть к состоянию запредельному как бытию, так инебытию. Достичь нирваны, а со смертью "окончательно угаснуть" в ней могуттолько совершенные существа - будды и архаты. Таким образом, хинаяна -индивидуалистическое, интеллектуалистическое и аскетическое учение. В махаяне субъектом учения является страдающий бодхисаттва; целью своейжизни он избирает принятие на себя деяний и страданий людей, готовностьнести бремя страданий всех людей во исполнение обета их спасения. Мирмахаяны включает многочисленных великодушных и благородных бодхисаттв:сострадающих, помогающих страждущим, карающих за ложь и заблуждения,наставляющих добродетели, воспитывающих оступившихся и т. д. [2] По-видимому, Ортега имел в виду рассуждения Гегеля во "Введении" к"Философии истории" по поводу кризиса, способного пронизать "народный дух",когда он достигает своего завершения и осуществления (или, говоря словамиОртеги, полноты существования). По Гегелю, народ в этих условиях склоняетсяк тому, чтобы воспринимать достигнутое, ставшее обыденным, обычным, какпринцип своего права. Это побуждает его пересматривать свои обязанности сточки зрения их обоснованности. В свою очередь это ведет к изолированиюиндивидов друг от друга и от целого; "у них развивается себялюбие итщеславие, они стремятся к личной выгоде и добиваются ее в ущерб целому..."(Гегель. Философия истории. - Соч., т. 8, М. - Л., 1935, с. 73). [3] В 4-томном труде "Система позитивной политики" О. Конт разрабатывалидею новой религии человечества как руководящей силы в политическом исоциальном преобразовании человечества; в ней он отводил себе рольпервосвященника. Известно также, что О. Конт пытался привлечь к реализациисвоего замысла царя Николая I, турецкого визиря, орден иезуитов... [4] Выражение, схожее с русским "Гуляй, душа!". [5] Ради жизни утратить смысл жизни (латин.; Ювенал. Сатиры, VIII, 84). [6] В общих чертах, в целом (итал.). [7] Испанский вариант синдикализма - это анархо-синдикализм, или (втерминологии испанских анархистов) революционный синдикализм. [8] Последний довод (латин.). [9] Первый довод (латин.). [10] Великая Хартия (латин.) вольностей. Имеется в виду официальныйюридический документ английской короны, обнародованный в 1215 г., в которомбыли заложены основоположения конституционной формы правления. [11] В широком смысле (латин.). [12] Тень, призрак (франц.). [13] Во веки веков (латин.); здесь - единожды и навеки. [14] "Силлабус" (sillabus - перечень; латин.) - приложение к папскойэнциклике от 8 декабря 1864 г., названное "Перечень главнейших заблужденийнашего времени", в число которых включены (и осуждены церковью)общественно-политические и религиозные движения, научные и иные принципы,подрывающие учение католической церкви и авторитет римского папы. В 1907 г.был издан еще один "Силлабус", направленный в основном против модернизма вкатолицизме. [15] Термин "социальная физика" употреблялся в XVII в. для обозначениянаук об обществе, но еще в XIX в. им пользовались философ О. Конт истатистик А. Кетле. В широком значении - ориентация на физику как наобразцовую науку при разработке социальных теорий. [16] В утопии Платона философам отведена роль мудрых правителейгосударства. [17] Хочешь не хочешь (латин.).

Библиотека Карта сайта Философские центры Personalia Дискуссии Философские ресурсы Философия в образовании Хроника Объявления Поиск




Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 2; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты