Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Студент Духовной академии – проповедник трезвости




ВЛАДИМИР ЦЫГАНКОВ

 

Последний духовник Царской семьи Жизнь и труды протоиерея Александра Васильева

Воспитанник Рачинского

Последним духовником Царской Семьи и одним из виднейших пастырей-трезвенников суждено было стать протоиерею Александру Петровичу Васильеву. Он родился 6 августа 1868 года в деревне Шопотове Смоленской губернии (ныне Тверская область) в семье простого крестьянина-землепашца.

В детском возрасте Александр лишился родителей, но без попечения не остался. Отрока Александра Васильева принял в школу соседнего села Татево известный народный учитель Сергей Александрович Рачинский. В татевской школе профессор-педагог заметил в богобоязненном мальчике большую любовь к церковности и стремление к духовным наукам.

Церковно-школьная деятельность С.А.Рачинского стояла в самой тесной связи с его православной трезвенной деятельностью. 5 июля 1882 года Сергей Александрович совместно со своими учениками создал Татевское общество трезвости, которое послужило в дальнейшем примером для развития православного трезвенного движения в России. Молодой Александр Васильев промыслом Божиим оказался в числе первых членов общества трезвости С.А.Рачинского.

Вот как описывает создание общества трезвости в Татево Сергей Александрович Рачинский: "Мысль о таком обществе была встречена большинством моих учеников в высшей степени сочувственно, и 5 июля 1882 года, в день моих именин, после молебна преподобному Сергию Радонежскому, нами был произнесен в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. С тех пор обет этот 5 июля ежегодно обновлялся почти теми же лицами, с небольшим ежегодным численным приростом. Число членов нашего общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей)".

Имена членов Татевского общества трезвости после того, как они принимали обет воздержания от употребления спиртных напитков, заносились в "Книгу Трезвости", хранящуюся в Татевской церкви. Здесь эти имена поминались за Богослужением.

По окончании учебы в татевской школе Александр Васильев был направлен С.А.Рачинским на дальнейшее обучение в Бельское Духовное училище, а затем в Московскую Вифанскую Духовную семинарию.

Студент Духовной академии – проповедник трезвости

В 1889 году Александр Васильев блестяще окончил курс обучения в Вифанской Духовной семинарии и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Именно он познакомил своих товарищей по Духовной академии с опытом трезвенной работы Сергея Александровича Рачинского. 2 декабря 1889 года студент Александр писал своему учителю:

"Многоуважаемый благодетель Сергей Александрович!

25 ноября в собрании студентов я прочитал свой реферат о Татевской школе и, кажется, с успехом. Заметно было, что произвело впечатление, ибо по прочтении долго велись оживленные расспросы. О.Антоний хочет, чтобы я непременно напечатал его в "Страннике". При составлении реферата я старался держаться Ваших советов, но не могу судить сам, насколько достиг своей цели. Слушатели были со всех курсов. Некоторые, услышав, каких трудов стоит вести дело в Татеве, ужаснулись и обратились мыслями вспять…".

Через три месяца в стенах столичной Духовной академии родилось первое среди высших духовных школ России общество трезвости, основанное на опыте утверждения трезвой жизни в Татево. Журнал "Церковные Ведомости" в 1890 году сообщал: "Вечером 28 февраля, без всякого побуждения со стороны начальства, двенадцать студентов Санкт-Петербургской Духовной академии, отслужив молебен преподобному Сергию, дали обет воздержания от спиртных напитков. Таким образом, положено скромное начало серьезному обществу трезвости при нашей Духовной академии. Благотворность подобных союзов в среде будущих воспитателей и наставников нашего духовного юношества не подлежит сомнению. Остается только пожелать, чтобы возникающее общество возросло, окрепло и своим примером вызвало возникновение подобных обществ и при прочих Духовных академиях".

Как и любое доброе дело, общество трезвости в столичной Духовной академии встретили искушения. 10 марта того же года Александр Петрович Васильев сообщал своему наставнику в Татево: "Открытие общества в стенах академии сильно не понравилось части нашего студенчества и вызвало с их стороны глумливую брань. Положительно не понятно, как это люди, кричащие о чести и свободе мысли, о бездеятельности людей, о своих высоких стремлениях и либеральных предприятиях, о деспотизме и безсердечности сильных мира сего, о своих гуманных космополитических убеждениях, как это, говорю, такие люди бросают грязью и осыпают самой безпринципной бранью всякие проявления благого дела?.. Словом, пришлось перенести не мало, но мы на это шли, переносили все с терпением и сблизились между собой".

Искушения прошли, а дело православной трезвости, основанное на опыте Рачинского, стало приносить добрые плоды. Уже через две с половиной недели Александр отметил в письме к своему учителю: "Наше общество трезвости крепнет и растет… Под влиянием примера открытия нашего общества один преподаватель также создает общество трезвости… Я проповедовал на фабрике Варгунина, говорил о трезвости и раздавал народу "листки" от нашего общества… Хочу склонить священника к открытию общества трезвости на фабрике, ибо там по праздникам процветает огромное пьянство и безобразие".

Первые проповеди о трезвости студент I курса Александр Васильев произнес в храме своего небесного покровителя, святого благоверного князя Александра Невского, на знаменитой бумажной фабрике Варгуниных в Малом Рыбацком – поселке, расположенном на юго-восточной окраине Петербурга. Здесь в течение трех лет (с 1890 по 1893 год) он вел беседы с рабочими, уже став членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, которым руководил протоиерей Философ Орнатский.

От Общества Александр Васильев провел Варгунинской фабрике 30 вечерних бесед. Проповедь он вел горячо, искренне, вдохновенно. Настоятель храма протоиерей Иоанн Васильевич Любимов, видя молодого проповедника, отдающего делу народного просвещения все свои силы, "иногда говорил даже, что недолго проживет А.П.Васильев, если так всегда будет говорить".

Проповеди Александра Васильева вдохновили варгунинских рабочих создать при храме общество трезвости. Вскоре появились и первые трезвенники. "К обещанию на трезвость перед Св. Крестом и Евангелием приступили крайне осторожно. Студент Александр Петрович Васильев советовал употребить такую тактику, чтобы сначала допустить трезвенническое обещание только на три месяца. 13 января 1891 года было таких членов в Варгунинском Обществе 60 человек, а 25 марта того же года уже 146 человек". Через три месяца со дня основания Варгунинского общества трезвости, 14 апреля 1891 года, был утвержден уже годичный срок обета трезвости и установлена окончательная организация этого общества.

В это же время Александр Васильев стал ездить на Боровую улицу во временный Покровский храм, где зарождалось еще одно общество трезвости – во имя святого мученика Вонифатия при Епархиальном Братстве Пресвятой Богородицы. Здесь он не только произносил проповеди для фабрично-заводских рабочих, но и организовал религиозно-нравственные чтения, литературные вечера. Как в храме святого Александра Невского, так и в Покровском студент Александр "каждую свою проповедь, о чем бы она ни была, сводил к одному выводу… "трезвись, православный народ, чтобы не погибнуть". Современники отмечали: "…А.П.Васильев заявил себя талантливым народным проповедником-импровизатором, много потрудившимся при ведении внебогослужебных бесед с народом от имени Санкт-Петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения".

Не только в беседах, чтениях и проповедях заполняли рабочие свой трезвый досуг. Варгунинцы стремились устроить первый в России крестный ход православных трезвенников. Однако осуществить это желание было непросто: от пьяных хулиганов за Невской заставой, где находилась фабрика Варгуниных, ожидались провокации. Если бы первый крестный ход трезвенников омрачился безобразными выходками, вряд ли бы светские и духовные власти столицы разрешили провести подобное шествие в ближайшем будущем.

Риск был большой, но Александр Васильев безбоязненно положил начало крестным ходам православных трезвенников. Летописец Варгунинского общества трезвости священник А. Простосердов отмечал: "Это было так: в 1892 году в мае он (А.П.Васильев – авт.) с несколькими десятками Варгунинских трезвенников прошел в Колпино к чудотворной иконе святителя Николая. Шли без хоругвей, даже без креста, с одной иконой святителя Николая из Варгунинской церкви. Шли ночью, по полотну Николаевской железной дороги. Это было сделано отчасти из-за христианского смирения и простоты, а отчасти и для того, чтобы избежать грубых насмешек и издевательств, которым вообще подвергались первые трезвенники, а еще больше эти издевательства могли угрожать такому малому крестному ходу. Таково было начало великого дела". Теперь великому делу утверждения трезвого образа жизни предстояло широкое распространение в столице.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты