КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пастырское служение19 июля 1892 года Александр Васильев был рукоположен в иерейский сан. Его огромная энергия и неутомимая деятельность в деле утверждения трезвого образа жизни еще более возросли и дали блистательный результат среди петербургских рабочих: идеи православной трезвости стали широко и быстро распространяться в фабрично-заводской среде. В день ангела о. Александра Васильева, 30 августа 1894 года, движимые чувством благодарности представители рабочих от Обуховского и Александровского заводов, а также Варгунинской и Торнтоновской фабрик, преподнесли любимому батюшке Евангелие и памятный адрес. С IV курса А.П.Васильев уволился, согласно прошению, на епархиальную службу. В июле 1892 года иерея Александра направили на священническую вакансию в Никольскую церковь села Ям-Ижора Царскосельского уезда. В 1893 году батюшка закончил обучение в Санкт-Петербургской Духовной академии. В мае 1894 года он был переведен в церковь Сретения Господня на Александровской улице в Полюстрово, а с 7 сентября того же года о. Александр Васильев совмещал служение в Сретенском храме с настоятельством в церкви Воздвижения Креста Господня при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия. 16 декабря 1894 года иерей Александр был награжден скуфьей. Четыре дня спустя он стал членом Епархиального Училищного Совета. Оставаясь членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви, священник Александр Васильев активно принимал участие в деятельности Общества, проповедовал, вел беседы о трезвости, организовывал православные библиотеки на окраинах Петербурга, в рабочих районах. Батюшка немало способствовал организации внебогослужебных бесед от Общества религиозно-нравственного просвещения при белильной фабрике Филадельфа Геннадиевича Бажанова возле Нарвских ворот. В отчете о деятельности Общества за 1895-96 годы отмечено: "Вся местность за Нарвскими воротами сплошь заселена рабочим людом, и в воскресные и праздничные дни разгул и всякого рода безобразия доходят здесь до возмущающих душу картин; ближайший к той местности храм – церковь св. великомученицы Екатерины, от которой до Нарвских ворот около двух верст. Таким образом, для жителей этой местности затруднена возможность слышать слово Божие, а обилие кабаков и всякого рода притонов, соблазнительно действуя на слабую волю человека, увлекает жизнь простого народа на постыдный путь пьянства и разврата". По многочисленным просьбам местных фабрично-заводских рабочих, желающих духовного просвещения, 10 сентября 1895 Советом Общества на Болдыревом переулке были начаты внебогослужебные беседы. Открыл их протоиерей Философ Николаевич Орнатский после торжественного молебна, отслуженного им вместе со священниками Петром Ивановичем Скипетровым (будущим первомучеником Петроградским, 04.06.1863-19.01.1918), Павлом Петровичем Кульбушем (будущим священномучеником Платоном Ревельским, 13.07.1869-01/14.01.1919) и Александром Петровичем Васильевым. Со дня открытия Болдыревские беседы велись о. Александром Васильевым еженедельно по воскресным дням с 18 часов. Каждая беседа начиналась батюшкой Александром с молебна Спасителю, Пресвятой Богородице или тем святым, которым наступал день празднования. Молебен пели неизменно все слушатели. Их число доходило в Великий пост до 1000 человек, а в течение года общее количество людей, посетивших беседы, превышало 60 тысяч. Вскоре фабричное помещение в Болдыревском переулке стало представлять из себя богато украшенную часовню со множеством икон в ценных киотах. В 1897 году под руководством о. Александра было создано еще одно общество трезвости – Сергиевское. Число членов нового общества трезвости уже через год достигло 300 человек. 26 марта 1898 года иерей Александр решением Совета Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы был избран членом Совета Братства. Братство осуществляло религиозно-просветительскую деятельность (по широте охвата учебных заведений безпримерную в России). Еще один труд – учителя Закона Божия – взял на себя ревностный батюшка. В одной только гимназии княгини Оболенской он законоучительствовал почти 13 лет (С 1900 по 1913 год). Он успевал к тому же еще и на уроки Закона Божия в церковно-приходских школах на окраинах столицы. С 1899 года о. Александр вместе с протоиереем Философом Орнатским входил в строительную комиссию по постройке церкви во имя преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице (ныне – Ивана Черных). Педагогические и пастырские заслуги батюшки заметил и высоко оценил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. 6 мая 1900 года о.Александр получил наперсный крест от Святейшего Синода. Через год труды ревностного пастыря были отмечены специальной синодальной грамотой, а 6 мая митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) возвел его в сан протоиерея. Ровно через шесть лет, 6 мая 1907 года, протоиерей Александр Петрович Васильев был награжден орденом святой Анны 3 степени. С 18 октября того же года добавляется еще одна обязанность – члена-сотрудника Попечительства о слепых Императрицы Марии Федоровны. В 1910-1911 в Болдыревом переулке усилиями о.Александра начал строиться храм Успения Пресвятой Богородицы (Болдыревская церковь). С 1912 года протоиерей Александр Васильев стал настоятелем новопостроенного храма. К этому времени в семье батюшки Александра и его жены, Ольги Ивановны, было уже семь детей: Сергей (род. 23 января 1894 года), Николай (род. 19 апреля 1895), Мария (род. 2 сентября 1897), Владимир (род. 7 февраля 1900), Екатерина (род. 4 октября 1901), Александр (род. 28 апреля 1903), Иоанн (род. 26 сентября 1905). С 9 января 1910 года протоиерей Александр Васильев по приглашению Императрицы Александры Феодоровны состоял законоучителем Царских Детей. Вскоре батюшка стал духовником Цесаревича Алексея, а с 7 января 1912 года – преподавателем Закона Божия для Наследника. Дочь о. Александра Мария вспоминает: "Отец преподавал Цесаревичу Закон Божий. Алексей был очень религиозен. Отношения Государя с ним ( т.е. с о. Александром Васильевым – авт..) были самые теплые". В это же время батюшка становится духовником Царских Детей. 6 мая 1911 года он был награжден орденом святого Владимира 4 степени, а 5 октября 1912 года, как свидетельствует его послужной список, "Всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом с драгоценными украшениями их Кабинета Его Величества". Когда в октябре 1912 года наступил кризис болезни Цесаревича Алексия Николаевича в Спале, Царская Семья просила служить батюшку молебны о здравии Наследника. В одном из писем того времени Императрицы Марии Феодоровны есть такие строки, весьма ярко характеризующие народную любовь к батюшке Александру: "Люди умоляли его ( протоиерея Александра Васильева – авт.) служить молебны каждый день, пока Цесаревич не поправится". 10 октября 1912 года миновал кризис болезни Наследника, состояние здоровья стало заметно улучшаться, и он быстро пошел на поправку. С Высочайшего изволения протоиерей Александр Петрович Васильев был переведен в Ведомство придворного духовенства и назначен 31 октября 1912 года пресвитером собора Спаса Нерукотоворного образа Императорского Зимнего Дворца. Батюшка был вынужден оставить свои настоятельские обязанности в церкви Воздвижения Креста Господня при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия, которые о. Александр нес ровно 18 лет. Трогательно было прощание сестер милосердия и членов Комитета Крестовоздвиженской общины со своим духовником. Все уже привыкли к тому, что он совмещал свою пастырскую деятельность сразу в нескольких приходах, и не предполагали расставаться с ним. При прощании с о. Александром Комитет "постановил… выразить ему сердечную признательность… за его крайне полезную и выдающуюся деятельность как настоятеля церкви Общины и духовника сестер милосердия". С 1913 года батюшка был назначен настоятелем храма Федоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Царском Селе. 6 мая 1913 года он был награжден орденом св. Владимира 3 степени. Со 2 февраля 1914 года протоиерей Александр Васильев стал духовником Их Императорских Величеств Государя Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны. В это время батюшка жил в удаленном от центра города районе – на Наб. реки Фонтанки, 197. В связи с назначением о. Александра духовником Их Величеств, ему полагалась квартира в доме членов Министерства Императорского Двора на Воскресенской набережной, 22. Однако свободных квартир там не было. Поскольку по закону в этом случае квартиру в доме должен был покинуть бывший духовник Царской Семьи протоиерей Николай Кедринский, батюшка решает оказаться от своих прав, поскольку не желал "чтобы предоставление квартиры вызвало лишение таковой помощника заведующего придворным духовенством протоиерея Кедринского". Семье о. Александра был выделен только флигель на Елагином острове для летнего отдыха. 27 апреля 1914 года протоиерей Александр Васильев стал почетным членом Епархиального Братства Пресвятой Богородицы, видным деятелем которого до самой своей смерти в 1907 году являлся обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. Братство Пресвятой Богородицы являлось в столице одним из центов православной трезвости и просвещения. В создание и развитие его немало сил вложил батюшка Александр. За ревностное пастырское служение протоиерей Александр был награжден в 1914 году палицей и митрой. Проповеди батюшки Александра Васильева производили глубокое впечатление на слушателей. Это отметила, например, Государыня Императрица Александра Федоровна после литургии в Царском Селе 26 августа 1915 года. Она сообщает в своем письме Государю Императору Николаю II в ставку о проповеди протоиерея Александра Васильева следующее: "Батюшка прекрасно говорил. Я хотела бы, чтобы побольше людей из города его послушали. Это было бы им очень полезно, так как он очень хорошо коснулся внутренних вопросов". В переписке с супругом Государыня называет своего духовника, выходца из простого народа, "Батюшкой". "Наш Батюшка служил молебен…", "Я просила Батюшку прочесть молитвы…", "Батюшка говорил проповедь о Марии Египетской", "…хотела бы, чтобы ты (Государь Император Николай II – В.Ц.) причастился, и Батюшка думает то же самое", "…Батюшка принес Бэби ( Цесаревичу Алексею – авт.) Св. Причастие", "Я просила Батюшку отслужить благодарственный молебен, что он и исполнил после короткой, хорошей проповеди…", "Дети отправились… на панихиду по Батюшкиному сыну, он просил нас прийти". В последние годы перед революцией особо сблизили Царскую Семью и ее духовника протоиерея Александра Петровича Васильева.
|