КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О добродетели и грехеВопрос: Как могу разуметь, что есть добродетель и что есть грех? Ответ: «Добродетель есть исполнение заповедей Божиих, а грех есть нарушение их». Вопрос: Каковы плоды добродетели? Ответ: Первый плод добродетели есть презрение вещей земных, радость же о небесных, по слову Апостола: «ихже око не виде. и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9): а чтобы все сие получить, нужны плоды добродетели, указанные в словах Господа о блаженствах: «Блажени нищие духом», то есть сознающие свою нищету и лишение добродетелей; «Блажени плачущие», то есть, о том, чтобы ради нищеты (доброделания), не лишиться милости Господней. И еще: «Блажени милостивии, блажени чистил сердцем, блажени миротворцы, блажени изгнани правды ради и проч.» (Мф. 5,3—10). И опять Христос говорит: «любите враги ваша, и добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44). И еще: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. II, 29). И еще: «Взлакахся бо, и дасти Мя ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мене: болен и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко мне».(Матф. 25, 35, 36). К этому и Божественный Апостол Павел присовокупляет, говоря: «плод духовный есть: люби, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22). А иже Христовы суть, плоть распята со страстями и похотями (ст. 24). и этим выражает добровольное распятие, особенно для монашествующих. Вопрос: Каковы плоды греха? Ответ: Плоды греха суть: — сладострастное миролюбное житие непеременяемое (по закоснению), о котором св. Апостол Иаков ясно говорит: «прелюбодеи и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божии бывает» (Иак. 4,4). Миром Апостол называет сладострастную постоянную, человеческую любовь (пристрастие): или к богатству, или к человеческой славе, или к роскоши, и ко всякому прохладному, покойному и плотоугодному житию. И опять св. Апостол Павел эту сластолюбивую человеческую жизнь называет плотским мудрованием: «мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может» (Римл. 8, 7), — доколе человек закосневает в такой сластолюбивой жизни. Страсть есть постоянная преступная любовь к какому либо предмету; миролюбцы погрязают в трех первых душегубительных страстях: в славолюбии, сребролюбии и сластолюбии; а от этих трех страстей, как из неиссякаемых источников, разливаются и прочие многие греховные источники, например: обида ближнего, зависть, ненависть, злопамятство, гнев, гордость, ложь, клевета, укоризна, насмешки, обманы, воровство, скупость, немилосердие, лицемерное человекоугодие, содружество (на грех), пиршества с бесчинными веселостями, пьянство, блуд, сквернословие, кощунство и всякая греховная нечистота. Христос Спаситель говорит: «всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят онем слово в день судный» (Матф. 12, 36). И еще: «горе смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете» (Лук. 6, 25). И опять: «внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пьянством, и печальми житейскими (т.е. пристрастиями), и внезапу найдет на вы день судный» (Лук. 21,34). Св. апостол Павел говорит: «слово гнило да не исходит из уст ваших» (Еф. 4,29). «И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления» (ст. 30). Слово гнилое тоже, что и праздное, то есть кощунное, смехотворное. И опять тот же св. Апостол говорит: «умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение; ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления»(Кол. 3,5,6). А для исполнения заповедей Божиих и побеждения диавола и душегубительных его страстей, необходимо нам иметь всегдашнюю память о Боге и непрестанную молитву (особенно умную Иисусову), чтобы получать помощь Господню с которой бы возмогли мы стоять против всех козней диавольских.
|