КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что угодно Богу и что противно Ему?Желающему милость Божию получить надобно сохранять заповеди Господни: а заповеди Божий повелевают творить добродетели и отстать от злых дел. Чтобы благоугодить Богу, необходимо молиться Ему сокрушенным сердцем, да отпустит нам согрешения наши, милостиво устроить жизнь нашу (во спасение) и благодарить за все Его к нам милости: в праздники Господни ходить в церковь Божию, во всем слушать, что повелевает святая Церковь, а в прочие дни трудиться без лености, кто какое дело имеет, и от всяких трудов давать милостыню убогим и в церковь Божию приношения: друг другу помогать в нуждах: кто с кем имел вражду, простить ему без гнева; всякие находящие безвинно беды, напасти и другие нужды, терпеть благодушно без печали, с благодарением Богу. Всегда иметь в памяти страх Божий, чтобы избавиться вечного мучения, просить Бога, чтоб сподобил нас быть в царствии небесном. Все сне угодно Богу! Чтоб отстать от злых дел, надобно — «не обижать друг друга, не красть чужого, или не захватывать каким-либо обманом, не лгать, не иметь ссоры между собою, не гневаться, не злопамятствовать, не быть блудным, ни пьяницею, ни смехотворцем, сквернословцем и празднословцем; не быть скоморохом и плясуном, не заниматься волшебством и другими нечестивыми делами, и в болезнях не прибегать к знахарям и наговорщикам. Все сие противно Богу. 5. О монашеском житии. Вопрос. Чего ради, брат, оставил ты мир и пришел в монастырь? Ответ. Удобнейшего ради спасения души моей, честный отче! Но умоляю тебя, честный отче, поведай мне, что необходимо ко спасению в монастырском пребывании? Монастырское пребывание требует жития монашеского. Вопрос. Что есть монах, и каков он должен быть? Ответ. Монах значит уединенный от мира и отрекшийся от всех желаний мирских, то есть, от отца, от матери, жены, чад, друзей и сродников, от богатства и всякой славы людской, потому что к одному только Богу должен иметь всю свою любовь по слову Апостола: «Вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу» (Фил. 3. 8). И еще: «мне мир распяся, и аз миру» (Гал. 6,14), то есть мною мир не веселится, как мертвым и я миром не увеселяюсь, как мертвец. По такому состоянию познается монах, таков он и должен быть. Вопрос: Но и еще умоляю объяснить мне: что еще нужно таковому монаху для достижения спасения? Ответ. Необходимо ему жить в нестяжении и нищете, блюсти чистоту душевную и телесную и иметь послушание. 6. О нищете монашеской. Вопрос. Одна ли только, по имению, должна быть нищета у монаха? Ответ. Двоякая должна быть у него нищета: одна по имению — вещественная, а другая нищета духовная, то есть сознание своего недостоинства пред Богом, худости и лишения богатства добродетелей, погубляемых от лености нашей: монахи сознающие в себе такую нищету должны иметь всегдашнюю печаль (заботливость), о том, чтобы ради этой нищеты не лишиться им милости Господней. Нищих духом ублажает Христос: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное; блажени плачущии, яко тии утешатся». (Мф. 5,3,4). 7. О чистоте душевной и телесной. Душевная или духовная чистота в том, чтоб хранить душу от всякого любострастного греха, ибо душа, пребывающая в грехах, скверна и нечаста, и поистине именуется в св. Писании блудницею и прелюбодейцею, поелику отпала Любовью от Жениха своего Христа и отдала оную душевредным страстям, более же по причине обладающей страсти самому диаволу, князю страстей и чрез это стала невестою сатаны, как отдавшая ему любовь свою. Чистым от греха быть, значит не только от греховного дела себя сохранять, по даже и в помысле к этому делу не склоняться, по слову Господню: «блажени чистил сердцем, яко тип Бога узрят» (Мф. 5,8). Телесная чистота в том, чтобы хранить себя от всякого блудного смешения плотского. 8. О послушании. Вопрос. Что есть послушание? Ответ. Послушание есть отвержение своей волн и повиновение, во всем законном и невредном для нас, как настоятелю, так и всей во Христе братии: то поведено будет (послушнику) от кого, если оно не душевредное, то и исполнять. 9. О смирении. Вопрос. Что есть смирение? Ответ. Смирение состоит в том, чтобы не думать о себе ничего великого и высокого как пред Богом, так и пред людьми: пред Богом потому, что всегда ты грешник, хотя бы что и сделал доброе, но должен знать, что сделал это (доброе) не сам собою, а единственно при помощи Господней, по слову Апостола: «не яко довольны есмы от себе помыслити что (благое), но довольство наше от Бога» (2 Кор. 3,5). Поэтому отнюдь не думай о себе что либо великое, а более всего помни слово пророческое о себе: «аз семь червь, а не человек, поношение человеков и унижения людей» (пред Богом) (Псал. 21,7). Пред людьми почитай себя последним и, живя в братстве, все последнее избирай: люби последнее между ними место, упреждай поклоном братию, одежды люби самые простые, и всякие трудные дела исправляй безропотно, и молчание храни: если что и скажешь необходимое, то и говори степенно, кротко и со смирением. Будучи укоряем и терпя досаду от других, не гневайся, а только думай, что ты самый последний и раб всем: вот в чем совершенное смирение. 10. О терпении. Вопрос. Что есть терпение? Ответ. Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно, прете плевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: «придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. II,28). И еще: «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10,22). 11. О воздержании. Вопрос. Что есть воздержание? Ответ. Воздержание есть умеренность во всем кроме необходимого, и удержание излишних похотений, по слову Апостола: «плоти угодия не творити в похоти» (Рим. 13,14). Воздержание необходимо в разных отношениях: в отношении к чреву, к языку, зрению, слуху, и ко всякой мысленной похоти плоти и духа. Воздержание чрева состоит в удержании его от излишества сладких брашен и безвременного ядения; если явится похоть к сластопитию, то не удовлетворять этой похоти, а всячески воздерживаться от сего. Язык охотно движется на празднословие, кощунство и на многое иное неподобное, необходимо — удерживать его от этого всячески. Глаза хотят видеть различные недозволенные дела и соблазнительные увеселения, не должно допускать их до того и всячески сдерживать. Слух желает слышать празднословные и смехотворные беседы, или бесовские песни; не должно допускать их до ушей и всячески отвращаться от того. И всякое излишнее пожелание, кроме необходимого, не допускать до исполнения на деле. Вот в чем воздержание. 12. О молитве. Вопрос. Что еще необходимо для восполнения вышесказанных добродетелей? Ответ. Для восполнения вышесказанных добродетелей, потребна (монаху) молитва к Богу, при содействии которой возможно было бы исполнить их, по слову Господню: «без Мене поможете творить ничесоже» (Иоан. 15,5). Поэтому всякий человек, а наипаче монах, должен пребывать в непрестанной молитве, по слову Апостола: «непрестанно молитеся (1 Салун. 5,17). «Трезвитеся, бодрствуйте (всегда молитесь), зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, некий кого поглотити» (1 Петр. 5,8). Сего ради сказал Господь: «Бднте и молитеся, да не внидете в напасть» (Марк. 14,38). Заповедуя иметь всегдашнюю молитву. Божественный Апостол разумеет молитву умную, а не одну словесную, ибо молитва двоякая: одна словесная, а другая умная: словесная молитва временная, то есть, сколько кто на какое время хочет—и молится, а молитва умная всегда может быть совершаема, по слову Божию творите» (1 Кор. 10,31); то есть, во всякое время Господа Бога своего помните (благодарно — молитвенно). Молитва умная в чем состоит. В том, чтобы всякий человек, а наипаче монах, всегда возводил ум Свой к Богу, прося Его Божественной помощи на побеждение супостата нашего (диавола) и душепагубных страстей его и на исполнение добродетелей. 13. Еще о молитве и добродетелях. Пребывая в молитве, или за делом (при исполнении послушания), монах всегда должен говорить в себе (умно): «горе имеем сердце», и крайне опасаться, чтоб никакое расслабление не умаляло в нем духовного горения (усердия), к Богу и добродетели. Принимая пищу устами за трапезою, ушами да принимает Слово Божие (читаемое всегда во время трапезы), и если бы предложена была, скудная и не вкусная нища, должен радоваться и утешаться тем более, что и самая трапеза доставляет ему случаи торжествовать победу над страстями. В разговорах (монах) да будет кроток, не смехотвор, благоразумен и малоречив, и прежде рассуждения (обдуманности), да не исходит слово из уст его: с мирянином пусть (монах) не разглагольствует кроме того, что необходимо к научению его добродетели. Монах никому и ни в чем не должен ласкательствовать, также и показывать себя ученым и святым; в ответах пусть будет краток, и в случае разговоров о книгах должен слушать, а не говорить; когда же принужден будет говорить, то пусть не заботится о красоте слова, по речь его да будет паче проста и даже груба, нежели красна. Все дела, творимые в общежитии, как-то; молитвы, послушания, чтения книг, пусть исполняет не как обычные заведенные занятия, но с теплым расположением и усердием к Богу. Молитвы общие (в церковном собрании) да предпочитает паче келейных (одиночных), ибо общая молитва есть образ будущей небесной славы. Поэтому в общих молитвах подобает монаху быть не ленивым, но усердным, как доброму воину Христову. В обращении с людьми монах пусть не показывает себя унылым: также не должен выказывать себя кощунником, смехотворцем; смех его пусть будет только осклабление (улыбка), полное кротости и целомудрия.
|