КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наставления старца иеромонаха Феодора ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1. О том, что желающему истинно спасения необходимо найти себе духовного отца-руководителя, старец говорил: «Св. Иоанн Лествичник в своей духовной лествице поучает, что весь подвиг монашеского жития состоит в отсечении своей воли и своего рассуждения (слово о послушании); а без этого всякий, живущий в монастыре, не монах, а мирянин. Как невозможно плавать кораблю без кормчего и обучающемуся какому-либо художеству обойтись без мастера и учителя, так тем более невозможно вступающему в монашество без опытного наставника спасти душу. Святитель Василий Великий говорит таковому: «со многим попечением и разумом потщись обрести мужа, предводителя твоего жительства, не прелестного, добре сведущего наставлять к Богу идущих, цветущего добродетелями... могущего разуметь Божественные Писания, не многозаботливого (о житейском), не сребролюбивого, настяжательного, безмолвного, боголюбивого, нищелюбца безгневного, не памятозлобного, могущего назидать доверяющихся ему, не тщеславного, не гордого, неласкательного, ничего не предпочитающего паче Бога. И когда найдешь такового, вручи ему себя всякую волю свою оплевав (Слово 7 марта в Прологе). Ученики спросили старца: отче, если кто не найдет себе отца которому бы поручить свою душу, то как ему быть? Старец отвечал: «всяк ищай обретает, говорит Господь (Мф. 7, 8). Желающему истинно монашеской жизни должно только искать отца, и Господь Бог не оставит его, несомненно поможет найти. На себя же полагаться весьма опасно, ибо сказано: «не буди мудр о себе» (Рим. II, 25). В случае нужды, хорошо довериться и брату о Господе, достойному. Если ищущий и сам пойдет путем тесным, то Господь будет тайно наставлять на путь спасения. 2. «Однажды, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, отец Феодор, по окончании трапезы, при посетителях господах бывших на празднике, говорил: «Св. Церковь воспевает в песнях настоящего праздника, приглашая всех нас, братие, земнородных, радостным духом сликовствовать друг с другом, ибо излияся на нас источник крайнего милосердия Божия, в воплощении Единородного Сына Его, Спасителя мира. Благовествуй земле радость велилию! Наполнена уже вся земля благовествованием сим, а благоговейные христианские души, духовною радостью. Но, скажите, можно ли душе, увлекающейся суетою и веселостями века сего чувствовать святую радость благовещения Мне кажется, что как не может человек Богу работать и мамоне, так не возможно ему, увлекаясь временными увеселениям, чувствовать духовное веселие о Боге». 3. По выходе из трапезы, один из гостей, слушавших беседу о. Феодора, просил позволения войти к нему в келью для духовной нужды, старец пригласил его, между прочими духовными беседами, предложил отцу Феодору вопрос: «Если человеку, живущему в мире, не должно наслаждаться благами века сего, то для чего и сотворено Богом на земле столько приятных вещей? Понять не могу, как Бог, будучи благ и един, дал людям две совершенно различные заповеди. Одною, все на свете сотворенные приятные блага дает он в снедь употребление, как для этой цели созданные и добрые зело, а другую требует от человека поста и воздержания. Прошу вас, отец мой, разрешите мое недоумение». О. Феодор отвечал: «зачем говорить и судить о скрытых от нас тайнах? Бог неправеден быть не может, и что говорит по Своему всеведению, говорит истинно, а наше дело беспрекословно повиноваться истине. Еще в раю даны сказанные две заповеди «и заповеда Бог Адаму глаголя: от всякаго древа, еже в раю, спедию снеси, от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не сиесте от него, а в оньже аще день сиесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 16, 17). Видно из сего, что пост сроден естеству человека. Но если Он, по этой нужде поста Бог не благоволил сотворить в таком обилии благ земных, тогда пост у всех был бы невольный. Нужно думать, что обилие благ на земле не для наслаждения, а для совершенства поста. Бог не восхотел невольного поста, а восхотел, что мы, при всем изобилии, не воздерживались только, но и постились, по собственной воле из любви к Нему как предано сие святой Церкви. За послушание сему уставу, обещал Он в награду здравие телесное и спасение душевное: за преслушание же смерть. Если бы притом не было дано земле обилия, то какое могло бы быть утешение для немощных, больных по плоти, престарелых и младенцев? Ради их-то и заключил Бог всех пас в нужде, а благоволил, что избыток служит им в утешение». Выслушав это, гость успокоился, благодаря отца Феодора за полезную беседу и разрешение своего недоумения. 4. «Пришли однажды к о. Феодору для откровения помыслов два брата, недавно вступившие в обитель и еще не утвердившиеся в вере к старцу и подвигах иноческих. Первый из них сказал: «благослови мне, отче святый, в нынешние зимние долгие ночи от уныния иметь огонь в кельи для освещения и чтения книг». Старец сказал ему: «вместо просимого тобою света вещественного научайся искать света небесного умного; а читать книги, вам новоначальным, по келлиям, кроме трапезы, в моей обители, не позволяется: ибо вы не столько заимствуйте из них полезное для души, сколько навыкаете толковать на разорение душевного спасения, что не вы сами, а другие не так живут». Другой пришедший сказал: «помысл склоняет меня на уединенное пустынное житие, оставив общежитие и послушание». Старец отвечал ему: «вспомни, сколько многие из древних отцев, живших в уединении, пострадали от самомнения; а иные даже в ересь впадали, и многие из таких остались навсегда неисправимыми и погибли. Бойся, чтобы на тебе не сбылось слово святого Писания: «вей неимущие управления падают яко листвие (осеннее); и еще горе единому; егда бо впадает в уныние, кто возставит его» (Еклаз.4,10). Святые отцы определили вступившему в общежитие быть непременно под отеческим послушанием, что называется страдальческою жизнью, и за то он, в свое время, получил от Господа Бога великую милость и увенчай будет венцем славы, наравне с мучениками и исповедниками Христовыми». 5. «Если хочешь жить в уединении, по благословению моему, то потерпи трехлетний искус у меня в общежитии: всякое случающееся тебе от других уничтожение и досаду понеси с любовью; пища у тебя будет один хлеб и щи, и притом однажды в день; на послушание являйся на всякое и прежде всех. Если такой трехлетний искус перенесешь безропотно, то благословлю и на уединение». Брат, желая пустынного жития, принял такое, данное ему от отца правило, но вытерпеть его не мог, почему и остался в общежитии на послушании. Таким образом старец исправил обоих братий. 6. Пришли еще другие два брата к отцу Феодору в келлию и сказали: первый: «имею желание, отче святый, для прогнания уныния выучить наизусть псалмы Давыдовы, и некоторые уже вытвердил, без благословения вашего, в чем прошу прощения». Другой: «невыносимо мне, по немощи моей, житье в здешней обители, отец мой; почему вознамерился перейти в другое место». Отец сказал первому, выучившему псалмы: «упражняться в этом душеспасительном деле я никому не возбраняю, а напротив, еще подтверждаю, по слову святого апостола Павла: «слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще себе самих во псалмех и пенних, и песнях духовных, о благодати поюще в сердцах ваших Господеви (Колос. 3, 16). Другому сказал: «ты хочешь легкой дорогой дойти до Бога. Такие ли еще труды должно нести ради Господа? Устыдись, друг мой, малодушия своего! Посмотри, какие мучения претерпели из любви к Богу святые мученики? Двести бы лет, кажется, провел в такой жизни, какова у нас в обители, только бы не страдать так как святые мученики краткое время страдали в мучениях». 7. К ближним, бедным людям, о. Феодор был милостив. Один из братии доложил ему, что рабочие, строившие по договору церковь и прочие здания, перебрали лишние деньги, опасаясь, что, по окончании работ, переданное им возвратить уже будет невозможно. На это старец сказал брату: «они, друг мой, народ бедный; пусть этот излишек будет им вместо милостыни». 8. Отец Феодор не оставлял без назидания и мирян, просивших у него наставления: «Однажды прибыли к нему в обитель некоторые из светских господ попросить себе благословение и духовное наставление. Между разговорами спросили: «как нам поступать, отче святый, си своими злонравными рабами? Наказывать их считаем грехом, ибо в Св. Писании сказано: «иже аще хощет в вас вящий быти, да будет всем слуга» (Марк. 10, 43); и: «всяк смиряяй себе вознесется» (Лук. 18, 14). Поэтому думаем, что нам, господам, должно относиться к своим рабам, как отцам к детям, и не бить их, хотя бы и были они виновные». Отец Феодор отвечал им на это: «доброе у вас правило, что в делах духовных стараетесь искать наставления у других. Священное Писание имеет многий разум: буквальный, иносказательный и исторический, кои постигать не все могут. Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою; ибо никогда оно не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божия человеки, движимые Духом Святым (2 Петр. 1, 20—21). Вельможа царицы Муринской, читая книгу пророка Исаии, не уразумел бы, что читал, если бы не наставил его святый апостол Христов Филипп. Так и вам говорю, други мои, хорошо, что вы спрашиваете, как вам поступать со своими злонравными рабами. Послушайте же, что говорят о сем св. отцы. Если бы не исправлять злых нравов и неисправляющихся не наказывать, то нельзя бы было добрым людям и жить на свете, как рассуждает о сем, св. Златоуст в своих беседах. «Если», говорит, «не будет в обществе властей и уничтожится в подданных страх к ним, то разрушатся дома, грады; и народы не укрощаясь страхом наказания, один от другого истребятся, угрызая и снедая друг друга, богатый бедного, сильный слабого» (Беседа к Антиохийскому народу). В книгах Царств упоминается, что первосвященник Илий строго наказан от Бога за то, что родных детей своих за развратные поступки, хотя словом много обличал, но телесно не наказывал. И Христос Спаситель — образ жития всех, хотя и говорил: «яко кроток семь, и смирен сердцем», но в иных случаях употреблял и строгость. Так, ревнуя о славе дома Божия, сотворив бич от вервий, изгонял из храма бесчинных торжников. И в беседах с учениками своими иногда употреблял тихие слова, а иногда и жестокие: в одно время, например, ублажал апостола Петра «блажен если Симоне вар Попа» (Мф. 16, 17), и обещал основать Церковь на исповедании его; немного же спустя после сих слов, строго укорил его: «иди за мною, сатана, соблазн ми еси». В иное время ко всем говорил: «единаче ли вы без разума есте» (Мф. 15, 16). Припомните также и слова святаго апостола Иуды: «вех убо», говорит, «помилуйте разсуждающе, овех же страхом спасайте» (1, 22). Святой Златоуст в беседах на Апостольское послание к Галатам, главу первую, говорит не только к пастырям духовным, но и к мирским властям: «если учитель кротко обращается с учениками, когда нужна строгость к ним, то он не учитель, а губитель и враг их». Поэтому всякое телесное наказание, употребляемое с намерением исправления, а не для удовлетворения мщения и злобной страсти, не нарушает христианского смирения. Вспомните, что было при великом князе равноапостольном Владимире. Когда, по принятии святого крещения, стал он оказывать народу своему одни чрезвычайные милости, оставив строгость, то последовало от этого в народе большое смятение, так что людям добрым жития не стало от злых. Это побудило святого князя Владимира восстановить строгость законов. Когда врач отрезывает у человека гниющую руку или ногу, он не губит а восстановляет его здоровье, так надобно рассуждать и о наказании виновных». По окончании такой беседы дворяне вышли от о. Феодора с разрешением своих недоумений и с миром в душах» 9. «Однажды о. Феодору необходимо было, по монастырским нуждам своим поехать в Москву, где и пробыл он месяца два. В это время приходили к нему усердствующие всякого звания люди, ради совета и пользы душевной, а благородные господа почти каждый день приглашали его к себе кушать, присылая за ним своих лошадей. У одного господина случилось о. Феодору таким образом встретиться и кушать вместе с другим настоятелями и игуменами московских монастырей. Зашел между ними разговор о монашеских одеждах. Вероятно старец, как пустынник, одет был скудно, и тем невольно как бы укорял московских отцов, одетых не но пустыннически. Московские отцы говорили, что им, в столичном городе нельзя носить одежды из простой дешевой материи, и спрашивали у о. Феодора мнения его об этом. Отец Феодор сказал им: «могли бы вы, святые отцы, иметь благословное себе оправдание, если бы при пострижении, пред святым Евангелием, давали свои обеты о претерпении нищеты по другим каким правилам, но как чин пострижения один и обеты одни, то немного требуется толкования: по страстям же толковать и послаблять себе, это в свое время послужит в осуждение таковым себе потакателям. Неприлично духовным людям иметь богатое платье, келейных служителей светских с пуклями, также богатые кареты, как знак любви к пышности. Монах не светский господин, а человек, умерший миру, хотя и настоятель». 10. Устав, данный о. Феодором и в общине доселе в точности соблюдаемый, состоит из следующих правил: 1) Все послушницы, живущие в общине, должны быть в полном и беспрекословном повиновении у настоятельницы. 2) Каждая сестра должна в той кельи проживать, в тех трудах пребывать и тем рукоделием заниматься, где и к чему которую назначить, по своему благоусмотрению, настоятельница. 3) Пища, одежда и всякое жизненное продовольствие и содержание должны быть общие; иметь же что-либо в частной собственности или отдельно строго запрещается. 4) Всякая роскошь, или светское развлечение, излишнее украшение келий — строго запрещаются, равно и употребление в одежде чего-либо шелкового, или цветного, кроме холщевого и шерстяного, исключительно черного цвета. 5) Ни одна из живущих сестер не имеет права что-либо делать и свою пользу, или работать отдельно для себя; но всеми вообще отправляются все труды, работы и рукоделия в общую пользу. 6) На утреннем и вечернем правиле, отправляемом ежедневно, обязаны быть все без исключения, кроме больных и находящихся в таких послушаниях, коих оставить невозможно. На утреннем правиле, начинающемся всегда около 4 часов по полуночи, читаются: утренние молитвы, две рядовые кафизмы и помянник. На вечернем правиле, положенном в 8 и 9 часов по полудни, а на воскресные и праздничные дни и ранее того, в будни читаются: повечерие, канон Иисусу Сладчайшему, акафист Божией Матери, уложенные поклоны, поучительное слово из святых отцев, помянник, вечерние молитвы и рядовой акафист; на праздничные же дни, сверх показанного, прочитываются все стихиры и ирмосы канонов. Во все воскресные и праздничные дни должны быть у служб - церковных все без исключения, а в седмичные — не ходить к службам позволяется только одним престарелым и немощным. 7) Почти с самого начала общины установлено, в отдельной приличной келий, всегдашнее беспрерывное (по очереди) чтение псалтири; о здравии Государя Императора и всей августейшей фамилии, Святого Синода, епархиального преосвященного, а также и благотворителей обители; а в другой келии, чтение псалтири о упокоении: государей императоров и императриц, также преосвященных архиереев, и частных лиц православных христиан, имена которых вписываются в помянник. Чтение этих псалтирей непрерывное день и ночь, не оставляемое даже и в праздники. 8) Все вообще обязаны сходиться в трапезу для обеда и ужина, по колокольному звону, исключая престарелых и немощных, для которых устроена, при больничной церкви, особенная трапеза. Касательно качества и количества пищи в трапезе в точности соблюдается монашеский церковный устав: в понедельники, среды и пятки всего года, а также и в посты, исключая разрешений по уставу, трапеза поставляется однажды в день. В продолжение трапезования всегда бывает чтение свято-отеческих церковных книг, по назначению настоятельницы. 9) Без благословения и особенного приказания настоятельницы никому не позволяется ни на самое краткое время, куда либо выходить из ограды общинской, а по послушаниям, встречающимся вне обители, как те: для покупки на торгах всего нужного к пропитанию и содержанию общежительниц, равно и для других потребностей по общежитию, употребляются от начальницы наиболее ей известные, как по летам, так и по образу жизни опытные сестры. 10) Кроме келий настоятельницы, также гостиной для посетителей и комнаты при вратах для простого народа, никому ни под каким предлогом из мужского пола входить в прочие кельи не позволяется, хотя бы то был и самый ближайший родственник, а видеться и говорить с проживающими в обители послушницами посетители могут только в вышеозначенных — гостиной и приворотне, смотря по их званию, и то в присутствии находящихся в этих копиях престарелых и известной нравственности сестер. Ни одна из живущих в общине, начиная от начальницы и до послушницы, по заповеди старца о. Феодора, не должна иметь пострижения. (См. историческое описания Алексеевской общины, издание 1866 года). 11. «Помянух Бога и возвеселихся, а что сея радости больше, как Бога поминать?» Толковал сие (изречение): «аще не Господь созиждет дом» добродетелей, «всуе труждаются зиждущи»; и паки: «никто же может (сам) прийти ко мне, аще не Отец Мой привлечет его» (Псал.126, 1Иоан. 6, 44). Значит, без помощи Его (Бога) святой не может ничего благого сотворить, а понеже помощь Его всегда готова, потому и требуется от нас произволения и тщание о благом». 12. «Кийждо свое дарование имать» (1 Кор. 7, 7) от Бога, то есть иной много, а другой мало, не потому что если бы Бог так изволил; но поелику кто потрудился, по толику и дарование получил. Если другой столько же тщания и труда приложит, равно по труду и воздаяние получит». 13. «Сказано в Евангелии, что о всяком праздном слове воздадят Богу ответ в день судный (Мф. 12, 36). И еще: «всяко слово гнилое, то есть, праздное, да не исходит из уст ваших, и не оскорбляйте Духа Святаго Божия. Имже знаменастеся» (Ефес. 4, 29, 30). Потому и оскорбляется Дух Святый и отходит от человека, что он говорит праздные и кощунные слова, а когда Дух Святый оскорбляется и отходит, тогда приходит к тому человеку дух лестный, который, увидев его праздного (лишенного) благодати Божией, идет в человека и ведет его, по своему желанию в гибельные страсти». 14. «Имущему дано будет и преизбудет, от неимущего же, и еже мнится имети, взято будет» (Лук. 8, 18). Значит благодать Божию, данную при крещении; если человек житием своим развращенным потеряют, то и еже мнится имети, взято будет, то есть, данную благодать при крещении; а который человек житием споим тщится и трудится данную благодать усугубить, то ему дано будет и преизбудет, по житию его богоугодному». 15. «Аминь глаголю вам: не воста в рожденных женамн болий Иоанна Крестителя; мний же во царствие небесном болий его сеть!» (Мф. 11, 11). Кто сей мний во царствии небесном, болий его (Иоанна) есть. Конечно, Сам Христос, поелику народ считал Его меньше Крестителя, затем и сказал о себе: мний же во царствии небесном болий его есть». 16. «Кто поступает в монастырь с намерением все претерпеть ради Бога тот создает на камени храмину, и если искушение постигнет на него, как ветер на храмину, поколебать ее не может, так как на камени основана, то есть на твердеют намерении; а кто идет в монастырь не с таким рассуждением, а думает, сколько и как ни поживется, не на век пришел, и выйти могу, тот созидает храмину на песке, и если хотя малое искушение постигнет его, как ветер, тогда же не только поколеблет, но и из монастыря изженет, так как на песке основана (храмина жизни), то есть не на твердом намерении». 17. «Благодарить и хвалить Бога по достоянию не можем, и молить Его благость, дабы дал помощь на врага и на страсти, всем доступною. 18. «Осуждение бывает троякое: 1) если какой грех узнаешь тайный и всем расскажешь; 2) если человека столь уничижать станешь за грехи, что и говорить с ним не захочешь; 3) осудишь грешника на совершенную погибель, как тот старец (в отечнике) осудил, а ему ангел Божий душу осужденного грешника принес и вопросил: куда повелит поместить сию душу — в рай, или в муку ? От сего (старец) пришел в чувство. Но когда, видя дурной поступок, станешь рассуждать, что худо делают, сие не вменится в осуждение, но в рассуждение, и сим, конечно, не погрешишь». 19. Когда о. Феодор осужден был в ссылку в Соловецкий монастырь, с лишением сана священства, скорбь и слезы учениц его Алексеевских, вероятно, настолько были горьки и сильны, что побудили любвеобильного старца писать своим духовным детям утешение. Приводим здесь три письма старца, писанный общежительницам: 1) «Милость Божия да будет со всеми вами! Ныне от вас следует мое отлучение, но вы о том конечно, не печальтесь, понеже все не без воли Божией совершилось, и мы не можем оной сопротивляться и не постигаем Божий о нас промысл; а более всего должно нам знать, что Божественные судьбы ведут нас к совершенному терпению, без коего нет нам спасения. Итак, не печальтесь, а радуйтесь, что по такой скорби благость Божия нас поводит, тем более, что она пришла совершенно безвинно, а за одно обличение человеческого нечестия и вопиющей на небо несправедливости, что мы по обязанности нашей, всегда о том говорить должны, и не токмо страдать, но и умирать готовы. Хотя мы и страдаем, но за все благодарим вышнюю благость Господню, и вас всех в сохранении Создателю поручаем». 2) Ныне вам объявляю, что конечное мое от вас отлучение в обитель Соловецкую совершается. Но вы, прошу вас, о том не печальтесь, но совершенно полагайтесь на волю Господню, понеже что случается, то, конечно, не без воли Божией совершается. Я же не только тем не огорчаюсь, но паче радуюсь, что от многих печалей (по обязанности настоятеля) получил свободу и совершенно духу моему спокойство. Вас же всех поручаю хранителю Божию». 3) «Милость Божия да, будет с тобою! Письмо твое получил, в котором слышу единственно вопль твоей печали о моем отлучении (ссылка в Соловки). Ты токмо чрез сие более прогневляешь Господа Бога: а я всегда тебе о том толковал, чтобы во всем была покорна Его Святой воле. Да и как же ты воспротивишься Его определению. Много погрешишь унынием и неуместною печалью. Пишешь, что постараешься взять свидетельство о твоем дворянстве, для свободного проживания, то впредь хотя и можно, однако ныне еще в том нужды не следует. Живи доколе на одном месте, меня еще в ссылку (в Сибирь) не послали; да и тебе, друг, далече бродить за мною не след. Всем нам готовится вечная дорога; даруй Боже чтоб ту нам прейти безбедно, да там быть вместе вечно, о том проси благодать Господню, а так много не крушись: может быть, по семени, и все пройдет. Божие благословение да будет с тобой!» 20. «Батюшка (о. Феодор) мне изволил сказать, что Господь Бог не требует твоих слез и умиления, а требует твоих дел, так и я тебе скажу: старайся делом доказать свою любовь, то есть послушанием, терпением а не слезами... Ты, друг мой, плохо помнишь отеческие приказания, от того всякая малая вещь доводит себя до великой горести. Христос не станет лгать отеческими устами, что будешь вечно утешена, если временно великодушно претерпишь отеческое послушание. Молитвы отеческие своим покровом над главами нашими сохраняют нас!» 21. Всею душою желаю поработать святой обители, за послушание Христово, отца моего (Феодора) и сестер, а за отеческие молитвы надеюсь получить некоторое прощение грехов моих. Ибо батюшка мой любезнейший обнадежил, что суета (настоятельская — хлопоты), в которой нахожусь, представит меня пред Бога». «Слушайся батюшкиных наставлений, он не говорит, что плач имей, а приказывает паче всего иметь послушание, а тут уже и любовь пойдет, верь несомненно!» «Если слушаться будешь премудрого нашего наставника (о. Феодора), верь, он доведет нас до Господа, только отеческим милосердием возложенные кресты неси с любовью и не скучай?» «Советы батюшкины и мои в утешение тебе не могут быть, когда отторгнешься от святого послушания, Боже тебя сохрани!» 22. «Я и сам знаю, что тяжко стыд человеческий терпеть от обличения, но если благодушно примете мое послушание, то великую милость от Господа Бога получите и воздаяние вечное, а не временное: ведь я знаю сколько вы терпите, за что и весьма люблю тех и хоту, чтобы им вечную получить милость Божию!» 23. «Ты просишь объяснения на мои слова, я тебе писал о причастии Святых Тайн в таком намерении и о таких людях, которые в небрежности всю жизнь проживают даже до самой смерти, и Тайн Святых приобщаются, а грехов своих не объявляют и нисколько в них не раскаиваются: на таковых подлинно следует слово Апостольское: «иже аще яст хлеб сей (тело Христово), или пьет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни. Ядый бо и пияй недостойно, суд себе яст и пиеть... Сего ради в вас мнози немощни и недужливы и спят довольни», то есть помрачаются паче, а не просвещаются (1Кор. 11, 27—30)». Если же таковые в небрежности своей и при конце жизни Тайн Святых приобщаются, но грехов своих не освобождаются, понеже даже и до конца в беззакониях проводили житие свое. Св. Тайн приобщение таковых может быть печатью христианства, и потому поминовением церковным бывает им от Бога некоторое прощение и свобода, о них то мое слово к тебе было, а не о всех равномерно, которые и весьма стараются о своей жизни. Сии если в чем, и погрешают, то паки покаянием и Святых Тайн приобщением от того освобождаются, а впредь всячески себя от такового падения сохраняют, и тем Святых Тайн приобщением паче вразумляют и укрепляют. 24. «Слышу еще твое рассуждение, будто что собрала в келии, то ныне, будучи начальницей, потеряла и в том, друг, конечно обманулась. Не собрала в келии, а сидела токмо на одном месте; а ныне стоишь на войне, так ныне врага побеждай, а не за печкой сидя, хвались безмолвием; а сия война и мнимый мятеж много лучше твоего безмолвия; посему и сама себя рассмотри, что келия твоя принесла тебе доброго? По истине ничего! Ныне же, когда вышла на войну, так и надлежит тебе не скучать, но всему военному делу обучаться, то есть, послушанию, смирению и терпению. Злополучением душевным должно считать токмо один грех, а мое от вас отлучение не может и не должно быть вам злополучением, поелику учитель вам в начале Господь, а потом Божественный закон. От незнания боишься погрешить: но кто в неведении согрешает, на того Господь не гневается, а берегись паче всего своей небрежности и лености». 25. «Пишешь о своей болезни и что ожидаешь смерти. Так если по воле Божией она придет, отпущаю, иди с миром и надежду имей к получению милосердия Господня, по твоему к нам послушанию и открытой совести; а ежели когда в чем и пороптала и поленилась, оное тебе прощаю, и Господь того на тебе не взыщет! Думаешь, поелику болезнь тебе приключилась от печали, то и будет тебе бесполезна, это твое мнение не годится; от чего бы болезнь ни случилась, если переносить ее терпеливо и притом уверена, что она тебе от Бога послана, тогда она будет в совершенную пользу. А я хочу тебя оттпущать с радостью к Отцу премилосердному к Господу. Знаю твою душу, и того ради с надеждою тебя отпущаю к получению милости Божией. И сестрам скажи, чтоб о смерти твоей не печалились, а паче согласились с волею Господнею, да о своих душах старались, и не временно только, а вечно видеть тебя желали и о том бы просили благость Господню». 26. «Писала ты мне о своих согрешениях, в чем подлинно много согрешила и просишь за то от меня наказания. Так я вот что скажут «накажи ты сама себя страхом Божиим и верь, что за все содеянное гнев Божий на тебя следует, и если ты впредь себя не определишь ныне же к исправлению, а жизнь прекратится, то какой ответ дашь пред Богом. Ныне тебе все оное прощаю, а впредь если сохранять себя от того не будишь, то уже Господа Бога много прогневаешь. Пишешь, что две сестры вышли, а третья едва удержалась, и винишь себя, якобы от твоей строгости вышли. Такое твое рассуждение происходит от крайнего неразумия. Многие развращенные от самого Христа отлучались да Христос ли тому виною? Также и святых Божиих многие отвращались, да святые ли виноваты? Пустое, друг, рассуждаешь! Я тебе говорю, что не только бы две, или три вышли, хоть бы и несколько их было, так нам пустой печали о нерадивых не будет. А приказываю тебе, чтоб им вольности не было. Что мне за радость множество содержать непокорных и не желающих угодить Богу? Должно приучить их к полному послушанию и отсечению собственной воли». 27. «Беседуя по обычаю с детьми своими духовными и общежительницами, отец Феодор с особенным умилением и слезами пространно толковал им псалом: «На реках Вавилонских», — говоря: «когда сыны Израиля, лишась Иерусалима, отечества своего и не видя себе ни откуда нимало отрады в земле чужой, как странники при реках Вавилонских сидели и плакали, то этим плачем они прообразовали состояние всех в бедах и скорбях, живущих на земли. Должно и нам в мыслях содержать, что и мы в бедственной этой жизни, как странники, всегда напастями от врагов наших гонимые и томимые, тогда только отраду себе находим внегда помянути нам горний Сион: «помянух Бога и возвеселихся». Во время этой умиленной, как бы прощальной беседы, все плакали и настоятельница и сестры» 28. «Хочешь представлять архиерею, что не велит Богу молиться; так пусть ее представляет. Тогда ты можешь дать ответ: если нам не трудиться, а всегда Богу молиться (то есть ходить в церковь), то уже нечем будет и кормиться, жалованья не дают, делать некогда будет, то уже и голодать будем. Но мы не запрещаем молиться, только притом велим и трудиться: молиться определенно нам от Бога в воскресные и праздничные дни, а прочие простые дни непременно приказано от Бога трудиться, как для своего пропитания, так и для прочих требующих (помощи) бедных». 29. «Смотри, чтобы стадо твое (духовное) не повредилось. Слышу о некоторых твоих послаблениях, по видимому, добрых, но в сущности негодных; ты только разобрать их не можешь. Во время приношения образа (вероятно Оранской Божией Матери) слышу, что весьма беспамятно (нечинно) молодые к образу бросались, в тесноте совершенной, при чем и мужеского полу (посетителей-богомольцев) было довольно: также и на встречании и провожании многое (было) не хорошее: а другие молодые, слышу, и по другим церквям за образом ходили: это и того еще хуже, они совершенные зеваки, а ты того не разумеешь. Ныне тебе это прощаю, а впредь берегись. Я всегда тебе приказываю над ними (послушницами) смотреть, чтоб оно не были зеваками, а паче бы в своем месте сидели, да помнили Господа Бога. Богородица очень не хочет (видеть) их шатаний, а паче того хочет, чтоб они сидели в своем месте. Так ты о сем весьма старайся и не давай им воли».
|