Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Жанр как тип литературной формы и основы его формирования




Оценивая результаты типологического анализа периодических изданий, можно видеть, что наряду с типологическими признаками, которые являются общими и отличительными для всех изданий данного типа, имеются также признаки особенные, которые служат основанием для некоторой дифференциации и их дальнейшей классификации. Следствием такого положения является, в частности, то, что одни периодические издания отождествимы со средствами массовой коммуникации, в то время как другие нельзя считать массовыми и приходится относить к специальным.

Характерное общее требование к периодическим изданиям состоит в том, чтобы каждое из них, независимо от сроков периодичности, оперативно и гибко реагировало на актуальные события. Отсюда одним из признаков этих изданий считается злободневность (публикация материала на злобу дня).

Выполнение названных задач становится возможным благодаря комплексному подходу, предусматривающему создание необходимых организационных, технических, материальных и других условий, которые обеспечивают оперативную подготовку и выпуск изданий. Особое место в комплексе условий принадлежит выбору жанров публикуемых материалов, поскольку от этого также во многом зависит оперативность и вместе с тем точность и полнота распространения информации, а следовательно, и действенность периодического издания в целом. Благодаря обоснованному выбору и сочетанию различных жанров публикуемых материалов редактор получает возможность создать разнообразное по характеру информации и актуальное по содержанию издание, имеющее четкую целевую направленность и точный читательский адрес. Если учесть, что число жанров, используемых в каждом конкретном издании, не так уж велико, то не кажется преувеличением сравнение их роли в журналистике с ролью основных цветов палитры в живописи. Подобно тому, как при помощи всего семи основных цветов палитры художниками рисуются живописные многокрасочные картины, так и на основе ограниченного числа жанров авторами и редакторами создаются разнообразные периодические издания. Очевидно, что без знания свойств и возможностей жанров, без их учета трудно рассчитывать на успешное решение данной задачи.

Литературные жанры вообще и специфика жанров периодических изданий в частности, представляют собой проблему, которая пока еще не нашла полного решения. Иногда жанр отождествляется со стилем, чему можно видеть подтверждение, например, в таких имеющих употребление в специальной литературе выражениях: «публицистический стиль» и «публицистический жанр» или «научный стиль» и «научный жанр». Считается, например, что любой стиль реально существует как совокупность определенных типов текстов, каждый из которых можно назвать жанром.

Безусловно, язык и стиль являются важнейшими качественными характеристиками жанра произведения, однако не единственными. Понятия жанра и стиля находятся в определенном соотношении, поскольку стиль получает свое выражение в жанре, более того, он составляет ядро жанра. Но, кроме стиля, в характеристике жанра присутствуют также организация материала, его структура, построение. Таким образом, понятие жанра опирается на единство и взаимосвязь ряда характерных признаков.

Жанр - это определенный тип формы литературного произведения, который характеризуется общностью структурно-композиционных и стилистических признаков. Жанры литературных произведений отличаются один от другого способами и приемами подачи материала, совокупностью средств, используемых для выражения содержания, структурными особенностями публикации, ее построением. Для организации материала в произведении определенного жанра большое значение имеют приемы его изложения и способы связи компонентов содержания. Они могут строиться на повествованиях, описаниях, рассуждениях, на использовании образно-художественных и экспрессивных средств и должны рассматриваться как необходимое условие формирования жанра.

Жанр литературного произведения - это результат творческой работы, итог определенного действия. И как всякое действие, для своего свершения оно нуждается в соответствующих приемах и средствах. Только в этом случае можно получить структурно-композиционное построение, отвечающее целевой установке произведения. Конечно, сочинение литературного произведения - дело творческое. Однако, исходных стандартных приемов и средств, необходимых для решения этой задачи, не так уж много и в основном они известны. Скажем, в научном творчестве опора делается на анализ и синтез информации и логические средства ее отображения; в работе, целью которой является передача сведений путем их изложения (даже если с некоторой трансформацией), используются средства описания и повествования; там, где автор выражает свое отношение к материалу, выступает с изложением своей позиции, применяется сочетание анализа, критических оценок и средства отображения, основанных на использовании логических и художественно-образных приемов; и, наконец, основой в художественном творчестве является художественно-образное отображение содержания. Все это свидетельствует о том, что формирование жанров публикаций зависит прежде всего от того, какими творческими методами и средствами выражено содержание, что, в свою очередь, обусловливается целью проводимой работы или, говоря конкретнее, - целевым назначением произведения. Таким образом, о жанре можно говорить, имея в виду не только форму произведения, но и предпосылки его формирования, рассматривая жанр с позиций того, к какому направлению он относится - аналитическому, информационному, публицистическому, художественному или какому-либо смешанному. По этому признаку публикации, относящиеся к периодическим изданиям, могут быть представлены во всех названных жанровых направлениях.

Важно отметить, что жанр сохраняет определенную устойчивость и преемственность; он обладает динамичностью, что должно учитываться при его оценках. Жанр не являет собой нечто застывшее и неизменное. Он складывается в процессе длительного развития и может трансформироваться в зависимости от конкретных условий применения: характера средств коммуникации, вида издания, целевой и читательской направленности публикации и т.д. Изменения могут быть как длительными, эволюционными, которые обусловливаются историко-социальными факторами и ведут к формированию новых, достаточно устойчивых признаков, так и краткосрочными, разовыми, которые имеют не постоянный, а лишь корректировочный характер, обусловленный конкретной ситуацией.

Существуют универсальные жанры, используемые во всех периодических изданиях, и жанры, которые используются только в газете или только в журнале. Своими специфическими жанрами располагают, например, научные журналы. Что же еще лежит в основе формирования жанровых признаков, кроме тех, о которых уже шла речь выше? Ответить на этот вопрос - значит более полно объяснить природу жанровых признаков и, следовательно, указать исходные позиции для выхода на понимание и для проникновения в сущность их характера.

Главным фактором, обусловливающим необходимость жанра, его зарождение и формирование, следует считать (опять-таки) целевое назначение публикации. И не случайно, что жанр связан с видом издания. Именно целевое назначение издания, а внутри его - назначение конкретной рубрики требуют материала, который по содержанию и литературной форме обеспечивает достижение выдвинутой цели. Это значит, что материал должен быть построен и подан таким образом, чтобы его содержание воздействовало на читателя в соответствии с авторским и/или редакторским замыслом. А если так, то нельзя не принимать во внимание все, что касается читателя, которому адресуется материал. И при этом, чтобы содержание материала было облачено в свою, ему соответствующую форму. На выбор жанра могут оказать влияние и некоторые другие факторы, например, такие как область знания или сфера деятельности, к которой относится содержание. Отсюда и разные характеры жанров - информационный, аналитический, публицистический, художественный, которые на практике могут применяться в смешанной форме, а также различные жанры публикуемых материалов - от информационной заметки в несколько строк до сложных по содержанию научных статей, художественно-публицистических или художественно-образных произведений. При этом публикации одного и того же жанра могут иметь заметные различия в оформлении, методах и стилях изложения материалов, структуре и других жанровых признаках.

Существование внутрижанровых разновидностей нужно рассматривать как достоинство: чем разнообразнее литературные формы публикаций, тем шире диапазон их применения в различных изданиях и тем больше возможностей для того, чтобы усилить действенность издания.

В целом в периодических изданиях (как совокупности всех видов, составляющих данное понятие) применяются почти все жанры, используемые в журналистике, научном и литературно-художественном творчестве.

При этом нужно иметь в виду две отличительные особенности таких жанров: первая касается литературно-художественных журналов, в которых произведения больших объемов (например, повести, романы) нередко специально приспосабливают под журнальный вариант; вторая заключается в том, что материалы, напечатанные в периодических изданиях, обычно не имеют распространения как самостоятельные монографические издания, исключая упомянутые художественные произведения и, возможно, отдельные материалы из научных журналов (к примеру, препринты научных статей).

Жанры можно подразделять по разным основаниям, например, по их отношению к виду периодического издания: газетные жанры, журнальные жанры. Такой подход не исключается, однако наиболее целесообразным представляется при рассмотрении жанров следовать по пути анализа их общих признаков с выделением тех, которые характеризуют жанровые разновидности, в том числе обусловленные спецификой соответствующего периодического издания.

Жанры отдельных материалов, публикуемых в периодических изданиях, можно считать универсальными не только потому, что они находят применение и в газетах, и в журналах, и в других изданиях, как это отмечалось выше, но и по тем признакам, в соответствии с которыми они могут быть отнесены к любому из таких жанровых направлений, как аналитическое, информационное или публицистическое. Вместе с тем подобно тому, как существуют жанры, которые используются только в каких-либо определенных изданиях, так же имеются жанры, которые соотносят только с определенными жанровыми направлениями. Пожалуй, самым ярким примером универсального жанра является статья. Ее жанровый анализ убеждает в том, что в действительности существуют публикации со многими характеристиками, относящимися к разным жанровым направлениям. Кроме того, на примере статьи можно видеть, как проявляются разновидности жанра в рамках одного жанрового направления.

Как наиболее распространенный жанр, статью можно найти на страницах практически любого периодического издания. Она бывает посвящена широкому и узкому, конкретному вопросу современной действительности, какой-либо актуальной общественно-политической, социальной, экономической теме; предмет статьи может находиться в области науки, техники, культуры и т.д. Статья отражает самую широкую тематику, охватывающую все сферы жизни и развития общества в настоящем и прошлом, содержит обоснования прогнозов на будущее.

Жанр статьи имеет свои отличительные признаки. Однако ввиду неоднородности и разнообразия этих признаков задача классификации статей является не простой, поскольку нелегко найти необходимое основание для ее решения. Известные в настоящее время классификации опираются на разные подходы и носят во многом условный характер. Так, в журналистике статьи подразделяют на директивные, пропагандистские, проблемные, критические; с позиций логики научного исследования, а также теории и практики научно-технической информации предлагается выделять научно-исследовательские, научные, экспериментальные, теоретические, специальные, обзорные и другие статьи. Хотя существование каждой из названных статей в практике периодических изданий реально, при внимательном рассмотрении предлагаемого ряда тем не менее создается впечатление, что он построен на смешении разных признаков, взятых за основу деления, а также на включении в их число таких, которые не относятся к определяющим или вовсе не связаны с характеристикой жанров.

Затруднения на пути к четкой классификации статей кроются и в том, что она синтезирует в себе элементы трех жанровых направлений - аналитического, информационного, публицистического. Причем, что касается двух первых, то их сочетание следует считать необходимым условием существования любой статьи. Суть только в том, что одни статьи строятся на анализе и обобщении фактического материала, другие же могут быть построены преимущественно на изложении и описании фактов. Публицистические элементы в той или иной мере также присутствуют во многих статьях, причем в большей степени в тех, которые публикуются в газетах. Возможны они и в статьях, публикуемых в научных и специальных журналах, особенно в журналах из области общественных наук.

Статьи с преобладанием публицистических признаков представляют собой самостоятельное явление и занимают значительное место в периодической печати. Таким образом, на первом уровне классификации статей их можно разделить на три основные вида: аналитические, информационные и публицистические - по принадлежности к соответствующим жанровым направлениям.

По этому признаку представляется целесообразным классифицировать и другие жанры материалов, публикуемых в периодических изданиях. Следует только иметь в виду, что кроме трех названных выделяются и другие жанровые направления, такие как художественное, художественно-публицистическое. В данном пособии не ставится задача рассматривать произведения художественных жанров, хотя они и составляют основу литературно-художественных журналов, а также публикуются в ряде других периодических изданий. Что касается прочих жанровых направлений, то цели настоящего пособия более всего отвечает подход, согласно которому анализ и оценку жанров материалов, публикуемых в периодических изданиях, следует проводить прежде всего с учетом их связей с соответствующими направлениями и в рамках этих направлений. Это соответствует практике работы редактора, которому обычно приходится иметь дело с конкретным изданием. Основу же издания, как правило, составляют материалы, которые относятся к какому-либо определенному жанровому направлению (например, в научном журнале - это аналитическое направление).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты