КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДЭВИД ГРИФФИТ(Griffith) Дэвид Уорк (22. 01. 1875 - 23. 07. 1948), американский режиссер, сценарист, продюсер и актер.
Появившись на свет в семье полковника южан, разоренного Гражданской войной, юный Гриффит самостоятельно пробивался на своем пути в жизни, испытав бедность и потерпев неудачу в попытках стать писателем и театральным актером. В 1907 сыграл в фильме "Спасенный из Орлиного гнезда" (Rescued From An Eagle's Nest). В 1908-1909 снимался в лентах компании "Байограф". В 1908 поставил свой первый фильм "Приключения Долли" (The Adventures Of Dollie). К моменту перехода в "Релайэнс-Мэджестик" создал около 450 картин. Один из гигантов новой музы кино, Гриффит в своем взгляде на мир, моральных воззрениях и требованиях к искусству все-таки оставался человеком прошлого, 19 века. Вначале зрители с восторгом принимали его фильмы - экранизации классики, мелодрамы и драмы из жизни фермеров. Режиссура, работа оператора и актеров (Гриффит первым на Западе учил играть для экрана и воспитал целую плеяду талантливых исполнителей - сестры Гиш, Мей Марш, Роберт Харрон, Мэри Пикфорд и др.), декорации выгодно отличали постановки лидера "Байографа" от большинства лент 1908-1914 годов, а сентиментальность сюжетов и обязательная победа добра над злом соответствовала вкусам среднего американца. В 1915 Гриффит перешел в фирму "Трайэнгл" и стал "супервайзером" (художественным руководителем).
Поставленные в его звездный час шедевры "Рождение нации" (The Birth Of A Nation, 1915) и "Нетерпимость" (Intolerance, 1916) были грандиозной попыткой использовать язык нового искусства для решения новых задач, неизмеримо более сложных, нежели изложение сюжетов о конечной победе слабых и честных над сильными и злыми. В первой из этих картин Гриффит односторонне трактует один из решающих моментов американской истории - войну между Севером и Югом. А во второй он ставит амбициозную задачу осмысления истории человечества, оторвавшегося от своих духовных корней во имя материального прогресса и благосостояния. Обе монументальные постановки послужили идеальным полем для беспрецедентных в кино США экспериментов в области кинодраматургии и киномонтажа, что позволило Гриффиту реализовать все свои находки. Однако при невиданном кассовом успехе фильм "Рождение нации" вызвал общественные столкновения и обвинения в расизме. А "Нетерпимость" (своего рода ответ режиссера на обвинения в реакционности и его предупреждение о грядущем Апокалипсисе) не имела успеха из-за опередившего эпоху на несколько десятилетий изобразительного языка и монтажного построения ленты. Фатальная неудача разорила Гриффита, зрители после первой мировой войны не принимали ни его идей, ни его героев. Однако в ряду малоудачных и подрывавших имидж выдающегося режиссера картин на рубеже 10-20-х годов выделяются три безусловных шедевра, представляющие собой совершенный образец гриффитовской режиссуры, драматургии, работы с актером и монтажа: "Сломанные побеги" (Broken Blossoms, 1919), "Путь на Восток" (Way Down East, 1920) и "Сиротки бури" (Orphans Of The Storm, 1922). В попытке вернуть прежние позиции он снимает немало интересных работ ("Америка" (America, 1924); "Жизнь прекрасна, не так ли?" (Isn't Life Wonderful? 1924), но, не имея собственного проката и не в состоянии сохранить независимость, Гриффит должен был считаться с продюсерами и снимать "кассовые" фильмы. Этого не получалось. Последняя работа режиссера "Борьба" (The Struggle) вышла в 1931. Несмотря на то, что он оказался выключенным из системы кинопроизводства, многочисленные сценарии оставались нереализованными, а римейк "Сломанных побегов" в Великобритании достался другому режиссеру, Гриффит (пусть и с опозданием на год, только в марте 1936) был все-таки награжден в честь его шестидесятилетия почетным "Оскаром" - "за выдающиеся творческие достижения в качестве режиссера и продюсера, неоценимую инициативу и прочный вклад в развитие киноискусства". Тем не менее умер почти в безвестности спустя 12 лет в одном из голливудских отелей.
|