Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Институт объединенных искусств




При создании Института объединенных искусств, открытого 17 ноября 1921 года, Николай Рерих хотел воплотить ранее упомянутые слова, данные им в качестве девиза для знамени своего учреждения:

«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника”».

Рерих, который во всеобъемлющей деятельности своей жизни сам объединял разные виды искусства, синтезировал живопись, декоративное, графическое и прикладное искусство, этот существенный синтез творческого труда стремится воплотить и в своей школе. С другой стороны, укрепляя в воспитанниках теоретические и практические основы искусства, он учит их осознанию идеалов красоты, далеко превосходящих пределы обычной школы.

В обширной программе работы Института имеются отделы по всем видам искусства: музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, оперы, балета, драмы, литературы и т.д. По мере развития школы занятия по отдельным видам искусства расширяются и дифференцируются. Так, к классам органа, скрипки, рояля, арфы со временем присоединились классы знакомства с другими инструментами. Вместе с тем обращено внимание на особые разделы музыки: например, учреждены общества камерной и хоральной музыки, последнее посвящено церковной музыке современных и старых мастеров; и в целом в Институте ей отведено заметное место. Такие же дифференциация и углубление происходят и в других отраслях искусства.

В последнее время организованы курсы прикладного искусства (по керамике, столярному делу и т.д.), цель которых – подготовить творчески мыслящих и культурных ремесленников. По убеждению Рериха, и ремесло должно стать отраслью подлинного искусства, ибо каждый вид его должен служить жизни, и жизнь должна преобразиться образами прекрасного. Каждый простой предмет обихода должен служить не только практической полезности, но и украшению и гармонизации жизни.

Воспитанникам Института читаются и общеобразовательные лекции по разным предметам искусства и науки, доступны им и вечера, устраиваемые Обществом Рериха. Интересны также методы преподавания в школе, еще более подчеркивающие единосущность всех видов искусства: так, например, на уроках живописи иногда звучит музыка, что известным образом влияет на художественное творчество.

О деятельности Института, нацеленной на объединение искусства и объединение человечества через искусство, Рерих говорит:

«Жизнь подтвердила, что всякое объединение полезно. Подтвердила, что практично (не убоимся и этого слова) иметь под одной крышей разные отрасли искусства, имея общую библиотеку, общую канцелярию, общее художественное выступление, общее руководство и ближайший обмен между отдельными отраслями. Жизненно дать возможность учащимся пробовать свои силы в разных отраслях, пока они не остановятся на окончательном избрании. Жизненно, чтобы происходило общение музыкантов, живописцев, декораторов. Жизненно оказать преподавателю полное доверие, предоставив ему выявить в жизни свои методы. Результаты покажут, прав ли он, ибо, как и во всей жизни, мы должны судить по следствиям.

Жизненно дать возможность учащимся как можно скорее пробовать свои силы в жизни, уча их мужеству и охраняя от вульгарности. Жизненно, как делали Джайлс и Бистран, дать музыку во время живописных классов и давать лекции, своим художественным и философским содержанием подымающие и объединяющие дух всей художественно-рабочей гильдии».

Или в другом месте:

«Наша задача лишь привлекать лучших преподавателей и всеми силами создавать лучшие возможности для учащихся, окружая их высококультурной мыслящей атмосферой, конденсированной в таком объединенном Центре, порождающем здоровое творчество, – творчество, не связанное узкими предубеждениями и прочими последствиями невежества».

Следует отметить, что при Институте открыто детское отделение, чтобы обучать и воспитывать детей в атмосфере высоких идеалов посредством разных видов искусства. Мы уже знаем чрезвычайную важность развития в ребенке влечения к творчеству и гармонизации, что преображало бы для него пошлость жизни в творческую радость о прекрасном, – это подчеркивал Рерих уже в 1924 году в своей книге «Пути Благословения»:

«Не изгоняйте детей из храма... Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние – радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка. Уберегите от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений.

Бичи человечества – пошлость, одиночество и тягость жизнью минуют молодую душу творящего».

Детские классы в Институте занимают важное место, организован и детский театр.

Далее – при Институте открыто отделение для незрячих, согласно девизу которого – «Через искусство к свету», – красоту и творчество следует считать истинным зрением человека. Слепых учат музыке, ваянию, литературе, поэзии и журналистике, применяя новые, весьма успешные методы. Постепенно осуществляются и замыслы устройства библиотеки для слепых, особенно – по музыке.

Существует и отдел для дефективных детей, и летняя школа. Для того, чтобы искусство и знание были доступны по возможности более широким массам, плата за учебу в этих школах установлена небольшая. Для воспитанников Института учреждены 42 стипендии, которые носят имена выдающихся людей (Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, Уитмена, Тагора, Вашингтона и др.).

После окончания Института учащиеся, будь то студенты, художники, педагоги, композиторы, выказывают в жизни большие творческие способности, многие из них занимают видные места среди деятелей культурной нивы. Каждый выпускник, кроме великой радости творчества и стремления к всеобъемлющим знаниям, уносит в жизнь и окрыленное желание трудиться во имя эволюции человечества.

* * *

Наряду с глубоким уважением к творчеству и к самому творящему, Рерих мечтает возвысить – как в школе, так и в жизни – понятие учителя. Рерих знает, что не было расцвета в истории человечества, при котором в народном сознании не выявилось бы почитание учителя, когда люди не чувствовали бы в своей жизни великое, возвышающее жизнь благословение духовной иерархии. Таким учителем жизни, по убеждению Рериха, должен явиться и каждый школьный наставник; он должен быть не только преподавателем, но и истинным водителем и вдохновителем, который опытом своего духа побуждает, ободряет, зажигает, призывает к подвигу блага и красоты.

«Благословенны Учители, – пишет Рерих в своей книге «Твердыня Пламенная», – когда ведут они благою, опытною рукою к широтам горизонта. Сладостно, когда можем вспоминать Учителей своих со всем трепетом сердечной любви.

Учительство старой Индии, углубленное понятие Гуру – Учителя, особенно и трогательно и вдохновительно. Именно вдохновительно видеть, что свободное, осознанное почитание Учителя существует и до сего дня. Истинно, оно составляет одну из основных красот Индии. Без сомнения, то же понятие жило и среди старых мастеров Италии и Нидерландов и среди русских иконописцев. Но там сейчас оно уже в прошлом, тогда как в Индии оно еще живет и не умрет, надеюсь».

Сам Рерих во многих статьях с почтением упоминает имена своих великих учителей: Куинджи, Пюви де Шаванна, Кормона, которые, уча величию искусства, обращали взор ученика и к величию духа. Рерих в восторге от их терпения, утверждения положительного, неизменного стремления к Свету, широких, высококультурных взглядов. В других статьях, расширяя понятие учителя до границ духовного водительства, он призывает подражать и великим Учителям религий: Оригену, Св. Франциску, Сергию Радонежскому и другим. Но подражать Высшим Индивидуальностям лучше всего положительным творческим трудом в жизни.

Рерих считает великим позором для всей планеты, что ее учителям приходится пребывать в нищете и бедности, что притесняют и закрывают сами школы. «Народ, забыв учителя, забыл свое будущее». Рерих приводит слова из Учения Живой Этики: «Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны». В другом месте он говорит: «Педагог есть друг позитивного творящего правительства, ибо учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства. Кто же скажет молодому поколению о самом прекрасном, о самом творческом, о самом мощном, о геройском, о самом познавательном. Действительно, от учителя мы ожидаем ведания самых высоких понятий. Мы ожидаем от него и терпения, и неустанного труда, и постоянного обновления, и в то же время мы не заботимся о том, чтобы эти высокие условия и запросы были достаточно обеспечены».

Такой возвышенный, иерархический образ учителя Рерих пытается воплотить в жизнь в своих школах, насколько это возможно в современных условиях. В качестве преподавателей приглашаются многие выдающиеся личности, известные в художественной и педагогической среде, нередко и те, кто ненадолго посетил Нью-Йорк; это делается для того, чтобы воспитанники могли всесторонне обогатиться знакомством с разными творческими личностями.

В своих книгах Рерих нередко намечает линии реальных планов идеалистического школьного обучения и воспитания. Во-первых, в программы будущих школ должны войти жизнеописания подвижников, героев и духовных вождей, чтобы дети могли глубоко вникнуть в смысл их жизни, убедиться, что эти люди действительно были «факелами прогресса». Детям надо научиться не только читать биографии, но и самим их писать, т.е. уметь объективно оценивать поступки современных деятелей, так же как и современную культуру. Школа должна дать понимание, что такое настоящие духовные ценности и кто их создатели. Вновь и вновь Рерих призывает: «Пусть в школах еще больше говорят о подвиге, о великодушии, о творчестве мысленном и действенном», «о полезнейших открытиях, и о всем светлом Благе». Детей надо знакомить с легендами, ибо легенды вовсе не являются абстракциями, но реальностью, созданной мечтами народа. Молодежь любит мечтать о подвиге, но надо помочь воплотить ее идеалы в верные, благородные формы жизни. В школах надо вводить курс Живой Этики, но так, чтобы этические нормы не становились мертвыми догмами, но являли красоту неустанного творчества духа. С другой стороны, в школах надо учить искусству мышления и вводить курс воспитания внимания, это даст ученикам великую силу характера: умение мгновенно сосредоточиться, находчивость и способность размышлять о возвышенных предметах. Вместе с тем школа не должна забывать о воспитании сердца у детей. Ребенка уже с малых лет следует направить на путь сознательной гармонизации самого себя. Но именно потому наряду с пробуждением сознания в ребенке необходимо формировать и его мировоззрение, и это достижимо «синтезом радости совершенствования и творчества».

Свои педагогические линии, кроме учрежденных им школ, Рерих стремится проводить и в созданном им при Музее Институте прогрессивного воспитания, посвященном образованию взрослых людей, а также в Латиноамериканском институте, цель которого – способствовать культурному взаимопониманию между государствами Южной и Северной Америки. Но мечту воспитания красотой самых широких масс Рерих воплотил в своем учреждении «Corona Mundi».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты