КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889): эволюция творчества.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема № XI. Литература: 1. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977. 2. Бушмин А.С. Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. 3. Григорьян К.Н.Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». М.; Л., 1962. 4. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII-XX вв. М., 1998. 5. Салтыков Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий. Тверь, 1995.
План: 1. Личность Салтыкова-Щедрина. Начало творческой биографии. «Губернские очерки». 2. Щедрин-сатирик. Особенности творческой манеры Щедрина. Средства сатирической типизации. 3. Журнализм Салтыкова-Щедрина. 4. Зрелое творчество Салтыкова-Щедрина. Концепция истории, мира и человечества в «Истории одного города». Жанр и поэтика произведения. 5. Основные проблемы и особенности жанра романа «Господа Головлевы». Трансформация романной формы. Система образов-персонажей. 6. Идейно-художественное своеобразие и проблематика сказок М. Салтыкова-Щедрина. 7. Сатирическая повесть «Современная идиллия».
Михаил Евграфович Салтыков (псевдоним Щедрин) – прозаик, драматург, критик и публицист, редактор самого популярного в России середины века журнала «Современник», инициативный «действующий литератор», но и весьма перспективный чиновник и активный государственный деятель (вице-губернатор в Твери, Рязани). По отцу Щедрин происходил из дворянского рода, по матери – из купеческого сословия. Семья помещиков Салтыковых была богата и влиятельна. В семье доминирующую позицию занимала мать – властная и расчетливая, с суровым нравом. Отец при этом был слаб и бесхарактерен. Мать – не столбовая дворянка по происхождению, но тесно общалась с гуманистом-Жуковским, что не мешало ей продавать крестьян, и вообще быть жестокой помещицей-крепостницей. Салтыков-Щедрин, будучи зрелым писателем, создаст роман «Господа Головлевы», где отразит и обстановку дома, в котором провел детство, и ее обитателей. В образе Арины Петровны легко угадывается его мать. Щедрин не мог не изобразить героиню не похожей на нее. Вся атмосфера дома была для него чужда. Семейные разговоры сводились, прежде всего, к наживе, как предприятию, в котором делались деньги. Родственные отношения были вытеснены отношениям меркантильными. Имение господ Головлевых из одноименного романа Щедрина напоминает усадьбу Салтыковых: мрачное широкое строение без украшений. Это был не дом, это была тюрьма, казарма, цех по производству материальных благ. Отрочество Салтыкова связано с Царскосельским лицеем, где он учился и считался очередным «продолжателем Пушкина» на своем курсе. Лицей дал Салтыкову-Щедрину понимание целого, исторического государства, явления. По окончании лицея он совмещал общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского с чиновной службой в канцелярии Военного министерства в Петербурге, о чем составил свое представление: «...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...» В 1847 и 1848 гг. в «Отечественных записках» А. Краевского появились первые социально злободневные повести Салтыкова «Противоречия» (за подписью М. Непанов) и «Запутанное дело» (за подписью М.С.) Первая публикация совпала с началом «мрачного семилетия»: за свои повести писатель был арестован и выслан в Вятку на восемь лет (вплоть до смерти Николая I). В конце 1849 года при содействии П.П. Ланского (второго мужа НН. Пушкиной) с Салтыкова снимается полицейский надзор и ему дозволяется проживать и служить там, где он сам пожелает, что означает конец ссылки. В Вятке Салтыков сумел быстро продвинуться по службе: был назначен на должность советника в губернском правлении. По окончании ссылки служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери, управляющим Пензенской казенной палатой, Тульской, Рязанской. И постоянно конфликтовал с местными губернаторами. Впечатления от службы в Вятке – постоянные разъезды с ревизиями и расследованиями, общение с чиновниками, купцами и крестьянами, навели писателя на мысль создать ряд очерков из жизни одного из захолустных уголков России, Крутогорска, написанные от лица живущего в самой гуще провинциальных событий чиновника – «отставного надворного советника» Н. Щедрина. Под этим псевдонимом в августе 1856 года и начинает публиковаться первое зрелое произведение писателя – «Губернские очерки».Сам писатель считал именно это произведение своим литературным дебютом, хотя он и состоялся уже в зрелом возрасте, когда он уже был полностью сформировавшимся человеком. Изначально автор задумывал «Губернские очерки» как циклическое внутренне организованное обозрение чиновничьей России. Они стали отражением тех впечатлений, которые получил Щедрин от ссылки и общения с чиновниками. Из губернских впечатлений родился очерковый цикл.
Творчество Салтыкова-Щедрина не укладывается ни в одно из известных нам направлений. Гончаров, Некрасов на первом этапе своего творчества устанавливают каноны НШ, выходят из «чистого искусства». Салтыков изначально заявил себя как разрушитель канонов, как создатель «альтернативной» литературы. Щедрин известен прежде всего как сатирик. У него очень много иронии, сатирическим обличением отличается все его творчество. Розанов считал, что рьяность сатиры Щедрина была обусловлена его неудавшейся карьерой, сравнивал его с Герценом и Вересаевым: «Герцен «с того берега» только плевался на этот, то есть только и думы у него было, что о «их превосходительствах». Какой же это гражданин: это чиновник в отставке или притесненный помещик. Как Вересаев, не смог быть медиком и вышел в литературу. Как Щедрин со своею «сатирою», чем он был? Вице-губернатором, никак не могшим дослужиться до губернатора». НО Салтыков успел раскрыть себя и как чиновник, и как художник. Как художник он исполнил все, что мог. У него охвачено много жанров, описано много персонажей. Но он не был противником России. У него была деятельная, аналитическая любовь к ней. «Я люблю Россию до боли сердечной и не могу себя помыслить нигде, кроме России»», – признается он в «Убежище Монрепо» (1878-1879). Это центральный пафос его произведений. Но он – крайний западник, католик, потому всей своей деятельностью отталкивался от патриархального уклада, от славянофильских надежд. Отсюда стремление художественно опровергнуть все, что есть в русской культуре, в государстве: тупость крестьян, чванство дворян. Очень точно и верно о Щедрине можно сказать словами Некрасова: «Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Всю жизнь создавал некий единый текст-энциклопедию (своего рода «Евгения Онегина» в сатирическом изводе). Для этого он использовал нескольких базовых инструментов: настойчивое возвращение к одним и тем же образно-речевым ходам, повторам, комментариям (публицистика и художественное творчество Щедрина богаты многочисленными подстрочными комментариями, сносками, отступлениями). Писатель своим творчеством создает масштабный щедринский сатирический проект, в пределах которого равноправно сосуществуют самые разные жанры: романы и сказки, публицистические циклы и повести. Упомянутые речевые практики превращали этот проект в масштабное журнально-публицистическое предприятие, стадии которого чутко отражали общественные и культурные изменения нескольких сменяющих друг друга исторических эпох. Þ Злободневность, сиюминутный отклик. При внешнем разнообразии пестроте и разнонаправленности тем и образов, художественный мир писателя един и целостен, узнаваемо однотипен, словно на один и тот же стержень нанизываются многочисленные сюжетные вариации. Щедринский метод и стиль – постоянная агрессия, провокация читателя, пикировка и спор с ним. Отсюда – повторы, самоцитирование, возвращения, создающие иллюзию речевой бесконечности. Провокация недосказанностью отлично и точно ложится на знаменитый эзопов язык (термин в широкий литературный и критический обиход ввел сам М. Щедрин). Эзопов язык – особый вид тайнописи, подцензурного иносказания. Используется с к. XVIII века и до н. XIX в. в русской литературе, критике и публицистике для «обмана» цензуры (см. подробно «Литературный энциклопедический словарь»). Темы переходят из одного произведения в другое в виде лейтобразов, сквозных мотивов и цементируют весь художественный мир Салтыкова-Щедрина. Юмор меняется на иронию, ирония заменяется сатирой, сатира – сарказмом. Гротескное, метафорическое, символическое изображение России в ее контрастах, разных социальных уровнях. Это и город, и государство, и топос русского бытия.
|