КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КЛИРОСНОЕ ПОСЛУШАНИЕКлиросное послушание и очень ответственное, и очень большое, равное достоинству священника. От тебя зависит настрой всего Богослужения. Священник Богу предстоит и молится (если он молится и Богу предстоит). Но ему надо помочь, ему надо создать обстановку пением и чтением, которое зависит от тебя. И всякая халатность, всякое искажение, оно вменится тебе в грех. Ты не имеешь права священнику делать замечания, поправлять. Но со смирением подсказать можно. Или попросить: "Батюшка, не смущайте народ, не вводите в соблазн народ. По уставу полагается то-то и то-то. А мы не будем пропускать, чтобы народ не нес Богу грех осуждения вас, священника". Потому что народ знает, что сегодня то-то и то-то поется или не поется, да? Так же и при чтении часов, канона и другого - это зависит от тебя. Если ты не уберешь псаломщика-тараторщика, то будет твоя вина. Преподобный Серафим Саровский был в брани, но был преподобный. Потому что бесы, они не унимаются никогда! И телесные страсти наши, такие как лень, как гортанобесие, себяжаление телесное (спать, отдыхать), - они нас будут томить до смерти. -Я очень много сплю. Как с этим бороться? -Это - немощь, это не привычка! Это необходимость и потребность законная и не грешная. Наоборот, когда ты себя томишь при таком слабом здоровье, как у тебя, ты - преступник. -Батюшка, Вы сказали: у преподобного брань. Что, она, значит, не греховная? -Нет. Брань будет нам до смерти! Если преподобный достиг бесстрастия, то есть смирил свое сердце, украсил себя кротостью, долготерпением, милосердием, абсолютной чистотой, абсолютным доверием ко всем и ненавистью к себе, и недоверием к себе, милосердием - до предела нищеты. Это все страсти, а брань будет от демонов, от плоти, от мира! Мир тоже искушает, правда? И мир искушает жестоко по своему лукавству, своим злом. На зло отвечается смирением, и долготерпением, и упованием, и воплями. А брань: мир искушает нас своим лукавством и своими хитростями зла. -И встречая их, разве не будешь согрешать? -Будешь согрешать, будешь каяться, будешь больше смиряться! Преподобный Серафим Саровский стяжавший бесстрастие, прятался от людей в кустах, как мальчишка, убегал, ложился на брюхо и выжидал, когда вся эта вереница людей пройдет. А был святой! Усвоить смирение - это не уметь оправдываться и не уметь поправляться. А кто поправляется - тот гордый человек. Значит, этот секрет смирения сердцем не усвоен. Потому что гордый боится быть дураком, чтобы о нем подумали или сказали плохо. Он инстинктивно поправляется. Это первое свойство смирения. Второе свойство смирения - это не уметь осуждать.
|