КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Время по отношению к бытию.
Бытие и мышление суть превосходные понятия, то есть такие, что как бы высоко мы ни подымались в нашем отвлечении и обобщении, мы не можем обойтись без этих понятий. Вот почему Декартовское: "соgito eгgо sum", - мыслю, следовательно, существую, - совмещающее в себе оба эти понятия, составляет такое прекрасное начало философствования [1]. В каких же отношениях находится к этим понятиям время? По отношению к бытию есть некоторое существенное различие между настоящим, прошедшим и будущим. Настоящее существует; прошедшее и будущее не существуют (именно, прошедшее уже не существует, а будущее еще не существует). Различие это совершенно строгое, математическое; существует только мгновение настоящего, и только что протекшая минута точно так же не существует, как и отдаленнейшее прошлое. А так как мы ничего не можем признать существующим вне времени, то и все существующее должно заключаться в настоящем, или: только то существует, что содержится в настоящем, что существует в настоящее мгновение. Но настоящее есть точка, не имеющая ни частей, ни сторон; следовательно, оно совершенно одинаково для всего существующего. Все существа, мыслящие и не мыслящие, имеют одно и то же настоящее. Для Бога и ангелов, для бесконечно далеких и недоступных миров мгновение настоящего то же самое, как и для меня. Таким образом, на первом шаге познания получается неразрывный узел, связывающий мое мышление с бытием, и меня, мыслящего, со всем существующим. Время содержит в себе объединение всего существующего, представление его в одной точке. Вместе с тем здесь обнаруживается очень явное внутреннее противоречие. Все существует только в настоящем; но настоящее есть мгновение, а в мгновении ничто не может существовать, следовательно, в строгом смысле ничто не существует. К этой мысли о ничтожности бытия очень близко то рассуждение, которое любили повторять стоики: "Не бойся смерти, - говорили они. - Ведь прошедшее и будущее не существуют, следовательно, когда бы ты ни умер, ты всегда теряешь только ничтожное мгновение настоящего" [2]. Действительно, бытие не существует в строгом смысле этого слова; бытие беспрестанно возникает и беспрестанно исчезает; оно возникает из будущего и исчезает в прошедшем. Чтобы точнее рассмотреть это противоречие и исследовать его источник и значение, нам придется опять обратиться к образам.
III. Механическое изображение времени.
Если время у нас изображается прямою линией, на которой известная точка означает настоящее, то мы необходимо должны представлять себе далее, что расстояние между каждою точкой будущего и настоящим уменьшается, а расстояние между каждою точкою прошедшего и настоящим увеличивается; это уменьшение и увеличение равны между собою и и для всех точек одинаковы. Таким способом мы изображаем себе различие между прошедшим и будущим. Настоящее не подлежит никаким переменам, всегда остается точкою. В прошедшем же и будущем положение точек относительно настоящего изменяется, в одном - в одну сторону, а в другом - в другую, противоположную. Эти отношения могут быть изображены (и обыкновенно изображаются) в виде некоторого прямолинейного равномерного движения, притом одинаково хорошо следующими двумя способами:
|