Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема развития музыкального слуха




 

 

Преподавание сольфеджио в ДМШ имеет свои особенности, к числу которых относятся: низкий исходный уровень музыкально-слуховой способности большинства детей; обучение в условиях больших групп, затрудняющих контроль над качеством музыкальной деятельности детей; малые сроки обучения. Одной из самых важных и нерешенных проблем, с которым сталкиваются практикующие преподаватели, является проблема развития музыкального слуха и певческого голоса у непоющих

детей - гудошников.

Низкий уровень развития музыкально-слуховой способности среди учащихся отмечали многие музыкальные педагоги: явление «гудошничества» в середине ХХ века описал В.В Каменский, в конце 70-хгодов этот недостаток выявил у 60% детей И.П. Гейнрихс. По нашим данным, среди первоклассников дети с неразвитым слухом и голосом составляют 80%.

В обстановке неготовности большинства детей к певческой деятельности ведущим средством массового музыкального воспитания фактически признается слушание, пение же как «язык сердца и чувства» (И.Казанский), как самый живой и неизъемлимый элемент нашей народной жизни» (С.Миропольский) постепенно уходит из арсенала музыкально-воспитательных средств.

Отсутствие методики развития музыкального слуха у детей –«гудошников», необходимой как для учителей музыки, так и для преподавателей сольфеджио, определило под проблему исследование –изучение условий формирования музыкально-слуховых представлений и правильной певческой интонации у детей с неразвитым слухом и голосом и определение этапов и методов этой работы.

Педагогическая деятельность преподавателя сольфеджио в общеобразовательной ДМШ является необычайно сложной, она требует как учета специфики работы с детьми с низким уровнем развития музыкально-слуховой способности, так и умения «встраивать» принципы, цели, технологии преподавания сольфеджио в общую систему дисциплин музыкально-эстетической направленности.

Отчасти возможности для приобретения профессионально необходимых знаний и умений содержатся в учебных курсах музыкальной психологии, методики музыкального воспитания, сольфеджио, поскольку будущий учитель обязан владеть методами развития музыкального слуха детей на уроках музыки. Однако, как показало наше исследование, учебные курсы слабо ориентировано на развитие у студентов практических навыков работы по данному направлению. Это определило необходимость активизировать внутри вузовские педагогические возможности, придать ему черты практической направленности на овладение методами развития музыкального слуха детей, повышение познавательной активности студентов, формирование рефлективности и диалогичности мышления, необходимых в современных динамичных условиях. Кроме того, для профессиональной подготовки студентов к преподаванию сольфеджио недостаточно реформировать содержание учебных курсов в силу различия целевых установок деятельности преподавателя сольфеджио и учителя музыки. Из этого следует, что на музыкально-педагогическом факультете необходимым является введение специального обучающего курса «Методика преподавания сольфеджио».

Проблема подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников пока слабо отражена в монографиях и диссертационных исследованиях. Вместе с тем, отечественной музыкальной педагогикой накоплен значительный практический опыт певческого обучения детей и юношества, развития музыкального слуха у детей, совершенствования вузовской системы подготовки студентов-музыкантов. Тема исследования предполагает на основе обобщения и анализа накопленного опыта практической деятельности в области, развития музыкального слуха теоретическое осмысления этой проблемы с позиции современных достижений в области психологии деятельности, теории индивидуальных различий, психофизики, психофизиологии слуха, психолингвистики, нейрофизиологии и нейролингвистики для определения способов практического ее решения.

Объект исследования: процесс вузовской подготовки студентов-музыкантов на музыкально-педагогическом факультете.

Предмет исследования: условия готовности студентов-музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио в эстетических классах и школах музыкального эстетического направления.

Цель исследования: разработать и внедрить в практику обучения на музыкально-педагогическом факультете комплексную систему подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио.

Поставленная проблема, объект и цель обусловили следующие задачи исследования:

Изучить и охарактеризовать исторический опыт разработки проблемы развития музыкально-слуховой способности у детей и подготовке учителей музыки к данной работе.

Выявить сущность понятия «музыкальный слух» и дать определение с позиции современных психологических теорий, теоретически обосновать условия развития музыкально-слуховой способности у всех детей.

Определить возможности вузовской системы обучения в целях ориентации студентов на овладение методами развития музыкального слуха школьников;

Теоритически обосновать и экспериментально проверить содержание и методы подготовки студентов к работе по данному направлению;

Разработать модель профессиональной деятельности преподавателя сольфеджио и на ее основе сформулировать требования к готовности студентов к развитию музыкального слуха детей. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой подготовка студентов-музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников осуществима при соблюдении следующих условий;

1)Совершенствования специальной музыкальной подготовки студентов на музыкально- педагогическом факультете путем практической направленности курсов музыкальной психологии, методики музыкального воспитания и сольфеджио;

2) Активизации познавательной деятельности студентов в приобретении ими комплекс качеств, профессионально-необходимых для развития музыкального слуха детей;

3) Введения на музыкально-педагогическом факультете интегрированного спецкурса «Методика преподавания сольфеджио»;

4) Разработки специально методики развития музыкального слуха детей, адаптированной к условиям общеобразовательной школы.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты