КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №4 Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии(2 часа)
Ключевые понятия: теоцентризм, монотеизм, креационизм, патристика, апологетика, схоластика, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, символизм, провиденциализм, откровение, телеологизм, теодицея, эсхатологизм, трансценденция, антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, гилозоизм, деизм.
1. Основные этапы развития средневековой философии, ее проблемы и основные представители. 2. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Философская система Ф. Аквинского, поиск гармонии веры и разума. 3. Гуманизм и антропоцентризм в философии эпохи Возрождения. 4. Основные натурфилософские системы Ренессанса. Новая картина мира: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей.
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо: 1. В первом вопросе – обозначить характерные черты и принципы средневекового способа мышления (теоцентризм, креационизм, символизм, эсхатологизм и др.); показать связь средневековой философии с традициями античности; определить основные проблемы (веры и разума, истины, природы универсалий), а также этапы развития философии средних веков (патристика, схоластика); обратить внимание на то, что эта эпоха выдвинула плеяду выдающихся философов: А. Августин, Эриугена, Ансельм, П. Абеляр, Р. Бэкон, С. Брабантский, Ф. Аквинский, Д. Скотт, У. Оккам и др. 2. Во втором вопросе – обратить внимание на сущность спора о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм); охарактеризовать взгляды крупнейшего представителя схоластики Ф. Аквинского, его теолого-философский синтез – теоретический итог многовековых споров о соотношении веры и знания (разума), теологии и философии, «двойственности истины». 3. В третьем вопросе – охарактеризовать социально-исторические условия формирования философии Возрождения; показать отрицание философией Возрождения традиций средневековой философии и восстановление связи с античной интеллектуальной традицией, обосновать ее гуманистический и антропоцентрический характер. 4. В четвертом вопросе – следует акцентировать тот факт, что эпоха Возрождения – это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших, дающих истинное знание о природе. Философия природы теперь стремится распространить свое влияние не только на построение картины мира, но и на саму опытную основу знания, поэтому мистически трактуемый опыт переплетается с реальными опытными исследованиями. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на пантеизме эпохи Возрождения и анализе её основных натурфилософских систем, на социально-политических теориях этого периода и их идеалах.
1. Тертуллиан и его воинствующий теизм. 2. Ригоризм средневековой этики как альтернатива античному эвдемонизму. 3. Социальный смысл традиции А. Августина. 4. «Исповедь» А. Августина и открытие самосознания в средневековой культуре. 5. Теолого-философский синтез религии и философии, веры и знания в учении Ф. Аквинского. 6. Университетское образование в Средние века. 7. Диалектика противоположностей как основа учения Н. Кузанского о человеке. 8. Философия и наука в странах мусульманского средневековья. 9. Аль-Кинди и начала арабоязычной философской традиции. 10. Возрожденческие идеалы свободы, равенства и братства в социально-политических утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы. 11. Роль философии эпохи Возрождения в развитии европейской науки и философии. 12. Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения.
|