КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №5 Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии(2 часа)
Ключевые понятия: метод, гносеология, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, субстанция, деизм, исторический оптимизм, антиклерикализм, трансцендентный, априоризм, агностицизм, «вещь-в-себе», антиномии, панлогизм, абсолютная идея, противоречие, диалектика.
1. Развитие естествознания и проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. 2. Философия эпохи Просвещения: основные проблемы и направления. 3. Критическая философия И. Канта. 4. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля.
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо: 1. В первом вопросе – назвать предпосылки формирования новоевропейского типа философии; указать основные черты и проблемы философии Нового времени; раскрыть суть учения Ф. Бэкона о методе и рассмотреть этапы (таблицы) эмпирического индуктивного исследования, а также проанализировать правила рационалистического метода Р. Декарта; пояснить гносеологическое содержание борьбы эмпиризма и рационализма и ее значение в формировании современной научной картины мира. 2. Во втором вопросе – указать социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки формирования философии эпохи Просвещения, а также пояснить основные идеи просветительского мировоззрения; проанализировать концепцию природы человека и социально-правовой идеал мыслителей Просвещения (Ж. Ж. Руссо, М. Вольтер и др.); раскрыть содержание учения французских материалистов XVIII века (П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.); показать роль философии Просвещения в формировании духовной и социально-политической системы ценностей западной цивилизации. 3. В третьем вопросе – охарактеризовать основные этапы творчества И. Канта; раскрыть смысл «коперниканского переворота» в философии, совершенного И. Кантом, а также изложить и разъяснить основные положения и понятия его теории познания; сформулировать основные идеи философии морали и пояснить смысл категорического императива И. Канта; показать значение критической философии И. Канта в формировании европейского стиля философского мышления и естествознания. 4. В четвертом вопросе – изложить основные идеи гегелевского диалектического миропонимания и соответствующего ему диалектического метода исследования; показать, в чем заключается противоречие между философской системой и методом Г. Гегеля; раскрыть значение гегелевской системы как вершины развития немецкой классической философии, повлиявшей на дальнейшее формирование всей европейской философской мысли. Анализ немецкой классической философии как вершины философской классики необходимо завершить анализом антропологического материализма Л. Фейербаха в контексте критики идеалистической философии Гегеля и классических философских традиций в его лице.
1. «Диалог о двух главнейших системах мира» Г. Галилея и его методологическое значение. 2. «Этика» и материалистическое учение Б. Спинозы о субстанции. 3. «Трактат о началах человеческого знания» Дж. Беркли и проблема солипсизма. 4. «Левиафан» Т. Гоббса и социально-политическая философия Просвещения. 5. «Опыт о человеческом разуме» Дж. Локка и новые проблемы гносеологии. 6. «Человек-машина» Ж. Ламетри и механистический образ человека. 7. «Система природы» П. Гольбаха как теоретический итог французского материализма XVIII в. 8. Учение о человеке, обществе и религии в антропологическом материализме Л. Фейербаха. 9. «Критика чистого разума» И. Канта и «революция» в теории познания. 10. Философия истории Г. Гегеля и проблема европоцентризма. 11. Новоевропейский тип мышления и его связь с современной философией.
|