Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия беларуси эпохи киевской руси




Периоды и хронология Представители Проблематика
1. Период Киевской Руси X – XIV вв. Е. Полоцкая, К. Смолятич, К. Туровский · проблема добра и зла, свободы и смирения, смысла жизни человека, смысла истории и их этическая, философская и богословская интерпретации; · доминирование этической проблематики, связанной как с просветительской деятельностью, так и наставнической, поиском пути духовно-нравственного совершенствования; · проблема образа философствования как аскетически-духовного поиска философа-монаха; · проблема языка и выразительных средств философствования (притчи-аллегории, повествования, молитвы и др.)  

1.3. Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса (XV – XVIII вв.)

Направления Представители Характеристика
1. Гуманистическое Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Сымон Будный, Андрей Волан, Симеон Полоцкий, Лаврентий Зизаний · поиск возможностей сочетания античного, средневекового и ренессансного наследия; · акцентирование этической и социально-политической проблематики; · понимание философии как важной практической дисциплины, которая существует для усовершенствования социальных, политических, религиозных и др. институтов и общества в целом
2. Реформационно-гуманистическое Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Феодосий Косой, Стефан Зизаний и др. · акцентирование личной веры и значимости Священного Писания; · в гносеологии – понимание истины как результата религиозно-интуитивного прозрения, связанного с индивидуальным осмыслением Библии; · приоритет аксиологической составляющей (значимость таких социально-нравственных ценностей, как равенство, братство, гуманность); · обоснование необходимости духовного возрождения человека и общества
3. Атеистическое Стефан Лован, Каспер Бекеш, Казимир Лыщинский · отрицание схоластического, теологического наследия, признание несостоятельности зависимой от теологии философии; · обращение к рационалистической мысли античности и европейского Возрождения; · в онтологии – материалистическое решение проблемы происхождения мира; · в антропологии – материалистическое решение соотношения материи и сознания; · в гносеологии – приоритет эмпирических и рациональных средств познания действительности; · в этике – утверждение естественного источника происхождения человеческой нравственности
4. Эклектическое А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич · синтез идей античной (Аристотель), средневековой (Ф. Аквинский) и новоевропейской философии; · обоснование позиции деизма  

1.4. Философия Беларуси XVIII – начАЛА XX в.

Направления Представители
1. Физиократы И. Хрептович, И. Стройновский,
2. Тайные студенческие общества ФИЛОМАТЫ А. Мицкевич, Ф. Зан, О. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот и др.
ФИЛАРЕТЫ
3. Белорусское «гегельянство» И. Быховец, Ф. Бохвиц  
4. Революционный демократизм К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.

Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты