Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



БОНАПАРТИЗМ 59




Политику буржуазии в России в период, последовав­ший за Июльским кризисом 1917, он оценивал как бо­напартистскую. Б. сочетает социальную демагогию с активной шовинистич. пропагандой и агрессией, с по­литикой удушения демократич. свобод и революц. дви­жения путём широкого использования полицейско-бюрократич. аппарата и церкви. Элементы Б. были свойственны правлению О. Бисмарка в Германии, П. А. Столыпина в России.

БОР (Bohr) Нильс Хенрик Давид (7.10.1885, Копен­гаген,— 18.11.1962, там же), датский физик-теоретик, один из создателей квантовой теории. В 1920 возглавил созданный по его инициативе Ин-т теоретич. физики в Копенгагене. В 1943—45 в эмиграции в США. Иностр. чл. АН СССР (1929). Нобелевская пр. по физике(1922) за создание квантовой модели атома.

В работе «О строении атомов и молекул» (1913) зало­жил основы квантовой модели атома, ставшей фунда­ментом развития квантовой теории. Сформулировал принцип соответствия, позволявший получать кван­товые формулы, опираясь на представления классич. физики. На основе своей модели атома дал объяснение периодич. системы элементов, В докладе «Квантовый постулат и новейшее развитие атомной теории» (1927) разработал концепцию дополнительности, к-рая лег­ла в основу т. н. копенгагенской интерпретации квантовой механики, созданной в 1925—26 В. Гейзен-бергом, Э. Шрёдингером, П. Дираком и др. В мно­гочисленных методологических работах развивал и уточнял содержание концепции дополнительности, которой Б. стремился придать общеметодологическое значение.

Б. активно участвовал в движении прогрессивных учёных за мир и междунар. сотрудничество.

* в рус. пер.: Избр. науч. труды, т. 1 — 2, М., 1970—71.

* Нильс Бор. Жизнь и творчество, [пер. с дат.], М., 1967; Мур Р., Н. Б.— человек и ученый, пер. с англ., М., 1969; Кляус E. M., Франкфурт У. II., Френк A.M., Н. Б., М., 1977; Данин Д. С., Н. Б., М., 1978.

БОССЮЭ(Bossuet) Жак Бенинь (27. 9. 1627, Дижон,— 12.4.1704, Париж), франц. писатель, епископ. На­ходился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей истории...» («Discours sur l'histoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христ. библейской традиции. Произв. Б. про­низаны идеей провиденциализма: бог непосредствен­но управляет судьбами народов и налагает свою пе­чать на каждую эпоху их развития.



В соч. «Политика, извлеченная из Священного пи­сания» («Politique tiree des propres paroles de I' Есгі-ture», 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Аб­солютизм как форму правления, подчинённую ра­зумному началу, Б. отличал от деспотизма и в «Рас­суждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность филос.-соци-ологич. идей Б.

* Oeuvres completes..., v. 1 — 31, P., 1862—66. *Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он Г., История франц. лит-ры, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l l i a u Α., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet, P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet, P., 1973.

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц. фллософ-неотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лиде­ров антикоммунизма. Член ордена доминиканцев. Директор (1957—72) Ин-та вост.-европ. исследова­ний при Фрейбургском ун-те, основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии



БОР

«Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая ему «экспансио­низм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ. верой. Призна-ная в последние годы успехи сов. философии и уси­ление её междунар. роли, Б. выступает в духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по истории и методологии философии, логики и теологии.

• Europäische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of religion, N. Υ., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum phi­losophischen Denken, Basel —W., 197311; Was ist Autorität?, Basel —W., 1974; Marxismus-Leninismus, Münch., 19742.

• «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; С и т-ковский Е. П., Против филос. антикоммунизма, в кн.. Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Яку­шевекий И. Т., Ценные признания одного из наших «крити­ков» (О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы χ о в-с к и й Б. Э., Партии в философии и филос. камуфляж, «Ком­мунист», 1967, № 1.

БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (18.5. 1711, Рагуза, ныне Дубровник, Югославия,— 13. 2. 1787, Милан), хорв. философ, физик, математик и астро­ном; дипломат. Почётный чл. Петерб. АН (1760).

В гл. соч. «Теория натуральной философии, при­веденная к единому закону сил, существующих в при­роде» (1758) Б. развил учение о динамич. атомизме, основанное на представлении о непротяжённых и не­делимых материальных частицах (точках), между к-рыми действуют силы притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. С помощью этой гипотезы, утверждающей неразрывную связь материи и движения, Б. объяснял свойства мате­риальных тел. Б. критиковал учение Ньютона об абс. пространстве и времени. Ряд его идей предвос­хищает совр. представления о материи, пространст­ве и времени. Б. высказывал мысль о возможности построения геометрии, отличной от эвклидовой. Ес-тественнонауч. идеи Б. оказали влияние на физику и философию 1-й пол. 19 в.



• De virihus vivis, Romae, 1745; De lumine, 1748, pars l—2, Vindobonae, 1766 (Diss.); De continuitatis lege ..., Romae, 1754. * Г о д ы ц к и и - Ц в и ρ к о А. М., Науч. идеи Р. И. Б., М., 1959; Markovio £., Rudje BoSkovio, dio 1—2, Zagreb, 1968—69.

БОЭЦИЙ (Boethius, Boetius) Аниций Манлий Севе­рин (ок. 480, Рим,— 524, Павия). рим. философ, тео­лог и поэт. Принадлежал к старой рим. знати и по­лучил блестящее образование, достиг высокого по­ложения на службе остготского короля Теодориха, но но обвинению в тайных сношениях с Вост. Рим. империей был казнён. Оказал исключительно ши­рокое влияние на ср.-век. культуру. Его переводы «Органона» Аристотеля и «Введения» Порфирия, ком­ментарии к аристотелевским и послеаристотелевским логико-герменевтич. текстам, а также оригинальные теологич. соч. явились основой ср.-век. аристотелиз-ма и предвосхищением синтеза зрелой схоластики; его компендии по арифметике и музыке передали ср.-век. практике «квадривия» пифагорейско-платонов-скую математич. традицию; наконец, его моралистич. «Утешение философией», написанное в тюрьме и пос­вящённое теме свободы духа среди текучей видимос­ти житейских дел, было в течение целого тысячеле­тия одним из самых читаемых произведений и много­кратно переводилось.

• Migne, PL, t. 63—64; The theological tractates, The consola­tion of philosophy, transl, by H. F. Stewart, E. K. Rand, S. J. Tester, Camb. (Mass) — L., 1973.

• Courcelle P., Les lettres grecques en Occident..., P., 1948.

БРАК, исторически обусловленная, санкциониро­ванная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит рост населения, физич. и духовное со­стояние новых поколений. В Б. упорядочивается и ре­ализуется естеств. потребность людей в продолжении

рода, преобразованная социальными условиями и культурой.

Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ. отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нрав­ственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в В., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 162).

Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности и граждане гос-ва. В числе нравств. ценностей, имеющих особен­но большое значение для стабильности Б.,— индиви­дуальная половая любовь, супружеский и родитель­ский долг, взаимное уважение и помощь.

В антагонистич, формациях моногамный Б. при­обретает ряд специфичных для данной формации со­циально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обще­стве Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались про­сто как сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с сог­ласия феодала. В условиях капитализма Б. испыты­вает значит. влияние частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой деятель­ности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорга­низации и кризису «классич.» собственнич. Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой — к разви­тию новой формы брачных отношений, основывающих­ся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и ха­рактеризующихся относит. равноправием супругов.

Социалистич. преобразования, обеспечивая равно­правие женщин с мужчинами, способствуя распрост­ранению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью к-рого является обеспечение их права на суп­ружество, материнство и отцовство. Правовое и нравств. регулирование брачных отношений не про­тиворечит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит. к ней. БРАХМАН(санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях высшая объ­ективная реальность, безличное абсолютное духов­ное начало, из к-рого возникает мир со всем, что в нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, раз­рушается, растворяясь в Б.; сам же он — вне време­ни и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и действий, внеположен явлен­ному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и рамках к.-л. частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно — немы­слимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, не­изменяемый, непроявленный, нерождённый, лишён­ный образа, безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрит. кон­струкциями, Б. познаётся лишь высшей религ. интуи­цией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава).

В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных понятий. Умозрит. концеп­ция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б. становится единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцен­дентный бог ранневедийской эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но всё, что есть в бытии, в жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.— золотой зародыш), из к-рого разворачивается весь явленный мир: «Су­ществует два образа В.— воплощённый и невопло­щённый, смертный и бессмертный, неподвижный и дви­гающийся, существующий и истинный» (Брихадарань-яка-упанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание им самого себя, обре­тение субъективного аспекта в самопознании — уче­ние о тождестве Б. и атмана, объекта и субъекта, ми­ра и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.», «это Б., это атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества: «это — ты» (tat tvam asi). При· всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождест­вен ему. Реальность Б. является как бесконечное соз­нание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).

Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно Шанкаре, Б.— это чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё. По отношению к эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель, как сагуна-Б. (т. е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность этого мира, Б. предстаёт как абс. бытие, лишённое к.-л. атрибутов, как ниргуна-Б. (т. е. Б. без качеств). Учение Шанкары о Б.— высшая точка в развитии это­го понятия как образа абс. единства. Рамануджа в ряде вопросов уже отступает от этой идеи (уче­ние о самообнаруживающемся Б. в его соотношении с майей, об абс. единстве, содержащем в себе множест­венность, о соотношении бога и Б., единству к-рого присущи различия и т. д.— см. Вишишта-адваита).

• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х а к ρ и ш н а н С., Инд. филосо­фия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Топоров В. Н., О Б. К истокам концепции, в сб.: Проблемы истории языков u культуры народов Индии, М., 1974, с. 20—74; Hang M., Über die ursprüngliche Bedeutung des Wortes brahman, Munch., 1868; R eno u L., Sur la notion de brähman, «Journal Asiatique» 1949, t. 237, fasc. l, p. 7—46; T h i e m e P., Brahman, «Zeit­schrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91 — 129; Dasgupta A., A history of Indian philo­sophy, v. 1—5, Delhi, 1975.

БPEHTАHO(Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, — 17.3.1917, Цюрих), нем. философ, непо-средств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католич. священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б. обратился к докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем до­стижения нем. классич. идеализма. Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой границы между физич. и психич. феноменами. Родовым приз­наком, общим для всех психич. феноменов, явля­ется, по Б., их интенциональностъ: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереально­му)— я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объ­ект как таковой не интенционален: он есть в себе по­коящееся бытие. Исследование психич. феноменов яв­ляется задачей психологии, к-рая делится Б. на дес­криптивную (описывающую те конечные элементы, из к-рых строится целостное сознание) и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются яв­ления сознания). Из идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология.

В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция ис­тины Б. В основе понятия истины лежит, но Б., пере­живание очевидности. Расчленив все суждения на три


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты