Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИНТЕГРАЦИЯ




мающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно имеющих соответствующее, как правило, высшее обра­зование. Термин «П.» появился в России в сер. 19 в. и из русского перешёл в др. языки. Обществ. функции И. заключаются в создании, развитии и распростране­нии культуры. В. И. Ленин относил к И. «... всех обра­зованных людей, представителей свободных профес­сий вообще, представителей умственного труда (brain worker, как говорят англичане) в отличие от предста­вителей физического труда» (ПСС, т. 8, с. 309, прим.). Различные представители И. примыкают к разным обществ.

классам, интересы к-рых И. осмысливает и вы­ражает в идейно-теоретич. форме.

Предпосылкой появления И. в её первичных фор­мах было отделение умств. труда от физического, когда возникли социальные группы, эксплуатировавшие по­давляющее большинство, занятое исключительно фи-зич. трудом, и присвоившие себе монополию на гос. и обществ. управление и др. формы умств. деятельности. Первой такой группой явилась каста жрецов. В ср.-век. Европе их место заняло духовенство, верхушка к-рого входила в класс феодалов. В императорском Китае каста образованных чиновников (шэньши) участвовала в осуществлении власти. Однако монополия эксплу­ататорских классов на умств. деятельность не носила абс. характера, и, начиная с античности, формируют­ся группы И. (врачи, учителя, артисты и т. д.), жив­шие на положении челяди при дворах знати. В ходе нар. движений эксплуатируемые классы также вы­двигали своих идеологов.

Подлинная история II. начинается с утверждением капитализма, когда возникает обществ. слой людей умств. труда, живущих за счёт продажи его продуктов или своей рабочей силы. Поначалу крупнейшие проф. группы И. — юристы, учителя, врачи; с машинной ин­дустрией появляется инженерно-технич. И. На пер­вых стадиях развития капитализма большинство И. — экономически независимые специалисты, т. н. лица «сво­бодных профессий» (это наименование нередко и поны­не применяется к И.), Её социальное положение носит промежуточный, межклассовый характер, ввиду чего она определяется марксистами как «прослойка». И. того периода формируется гл. обр. из имущих слоев, её от­личают преим. бурж. и мелкобурж. мировоззрение и образ жизни, у неё развито ощущение привилегирован­ности, избранности. Часть И. выбивается в класс бур­жуазии, однако осн. масса И. может быть определена как мелкобуржуазная. В то же время из среды И. вы­двигаются революц.-демократич. элементы, преодоле­вающие бурж. идеологию и выражающие интересы тру­дящихся, а наиболее передовые её представители выра­батывают социалистич. сознание и вносят его в рабо­чий класс. Таким был путь К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и мн. др. деятелей социалистич. и комму-нистич. движения.

С развитием крупной машинной индустрии и особенно с началом науч.-технич. революции темпы роста И. рез­ко ускоряются, обгоняя др. классы и социальные слои. В странах развитого капитализма доля И. в 70-х гг. 20 в. составляла 10—20% самодеят. населения. В менее развитых странах она многократно ниже, хотя также повышается. Проф. структура И. обновляется и услож­няется.

Механизация и автоматизация, внедрение науки в произ-во обусловливают особенно быстрый рост науч.-технич. И. На крупных монополистич. предприятиях, в новейших отраслях пром-сти (электронной, химич., ракетно-ядерной и т. д.) удельный вес учёных и ИТР среди занятых достигает 30—50%. В результате клас­совой борьбы пролетариата и в связи с потребностями произ-ва расширились сферы образования и мед. об­служивания и соответственно выросли такие группы И., как врачи, преподаватели и т. д. В связи с услож­нением управления и усилением гос.-монополистич. тенденций одной из крупнейших групп И. стали адм.-

управленч. работники; растущая часть И. переходит на гос. службу. Развитие средств массовой информа­ции и «массовой культура» породили целую «индустрию сознания», а с ней - широкие отряды И. (журналисты, специалисты кино, телевидения и радио, рекламы, ак­тивисты бурж. и социал-реформистских политич. партий). Особенно быстро растёт студенчество, попол­няющее ряды интеллигенции. В то же время некоторые привилегированные профессии И. (юристы, священно­служители) теряют былой престиж, а их удельный вес падает.

В условиях совр. капитализма классовое положение И. резко меняется. Гл. тенденция — её пролетариза­ция. Она проявляется прежде всего в переходе подав­ляющего большинства И. к работе но найму, причем, подвергаясь капиталистич. эксплуатации, низшие её группы сближаются с рабочим классом, иногда сли­ваются с ним. Характеристика И. как лиц «свободных профессий» ныне стала анахронизмом: по найму теперь работает не только почти вся производств.-технич. II., но и большая часть И. сферы услуг — представители таких традиционно «независимых» специальностей, как врачи, юристы, литераторы, художники и т. д. Но и формально независимые специалисты, сохраняя соб­ственность на свои конторы и кабинеты, оказываются в фактич. подчинении у крупного капитала (через си­стему заказов, клиентуру и т. д.). Соответственно ме­няется характер труда И.: работа в одиночку, но типу ремесленной, сменяется трудом по индустриальному образцу, в больших коллективах; специализация массы работников умств. труда, как правило, сужается. Эти тенденции приводят к росту удельного веса специали­стов среднего и низшего звена — техников, лаборантов, медсестёр, рядовых конторских служащих и т. д., труд к-рых проходит по заданным программам и носит ско­рее механич. характер. В связи с этим мн. социологи всё чаще относят понятие И. лишь к верхнему её слою, занимающемуся творч. трудом.

По уровню заработной платы наёмная трудящаяся И. также сближается с рабочим классом, причём неко­торые массовые её отряды, напр. школьные учителя, нередко оплачиваются ниже квалифициров. рабочих. Растущие массы И. страдают от безработицы, особенно усилившейся во время мирового экономич. кризиса 70-х гг.

Наряду с пролетаризацией И., при капитализме про­исходит процесс создания рабочим классом собст­венной «рабочей интеллигенции» (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 4, с. 269). К ней могут быть отнесены в капиталистич. странах активисты коммунистич. партий, левых профсоюзов и др. прогрессивных орг-ций трудящихся. Однако пролетаризация И. не носит абсолютного характера. Большинство И. по-прежнему относится к промежуточным, средним сло­ям. Хотя они и эксплуатируются крупным капиталом, нек-рые из них эксплуатируют свой вспомогательный персонал. От рабочих они отличаются и по обществ. положению (напр., на произ-ве, где ИТР нередко выс­тупают в роли надсмотрщиков), по социально-проф. интересам (напр., ориентацией на карьеру, на высокий статус и престиж), а нередко и бурж. политич. взгля­дами. Высокопоставленные группы И. (в частности, высшие менеджеры) могут быть отнесены к буржуазии, частично — к монополистич. буржуазии. Мн. выход­цы из семей капиталистов, получая образование в при-вилегиров. вузах, подключаются к политич. власти или осуществляют управление крупнокапиталистич. собственностью в качестве специалистов. Капиталис­тами становятся и нек-рые предприимчивые специа­листы, создающие проф. предприятия (крупные юри-дич. конторы, частные клиники, н.-и. фирмы, специали-зиров. з-ды) и эксплуатирующие не только рабочих, но и своих коллег. Мононолистич. капитал всё шире при­влекает крупных бурж. специалистов к выработке и осуществлению политики, к участию в пр-ве. Всё это

свидетельствует об усилении социально-экономич. диф­ференциации И.

Мировоззрение И. также крайне неоднородно, в её рядах идёт острая идейно-политич. борьба. Интересы бурж. И., ориентированной на модернизацию и укреп­ление капиталистич. строя, отражают теории, пропа­гандирующие приход к власти интеллектуальной эли­ты (Д. Белл, 3. Бжезинский в США, Р. Арон во Фран­ции, X. Шельски в ФРГ, и др.). Эти теории находят от­клик, в частности, среди инж.-технич. и адм.-управ­ленч. И. Довольно широкие круги естеств.-науч. и частично гуманитарной И. выступают за «нейтральную» науку и культуру, за неучастие И. в социальных кон­фликтах, что не исключает критики технократич. идео­логии и отд. сторон капитализма, хотя объективно не­редко препятствует решительной борьбе с ним. Демо-кратич. большинство И. под давлением своих непо-средств. экономич. интересов, в силу характера своего труда и обществ. роли, вступает в конфликт с капита­лизмом, его антигуманными целями и политикой. Широ­кие круги демократич. И. и студенчества внесли боль­шой вклад в борьбу прогрессивных сил против агрес­сии амер. империализма в Юго-Вост. Азии, против расовой дискриминации в США, за демократизацию системы образования во Франции и др. странах раз­витого капитализма. Апогеем этих выступлений яви­лась т. н. студенч. революция кон. 1960-х гг. — пер­вое массовое выступление И. в союзе с рабочим клас­сом и др. передовыми силами против гос.-монополис-тич. капитализма и его политики. Совр. прогрессив­ная И. капиталистич. стран, борясь за социальную справедливость, за решение глобальных проблем чело­вечества, за мир и разоружение, против агрессивной политики империализма, постоянно вступает в конф­ликт с бурж. строем.

В кон. 60-х — нач. 70-х гг. определ. популярность в среде демократич. И., особенно гуманитарной, и сту­денчества капиталистич. стран приобрели теории «ультралевых» идеологов (Г. Маркузе, Т. Роззак в США, Ж. П. Сартр во Франции, и др.), к-рые, подвергнув критике совр. капитализм за насаждение психологии бездумного потребительства, за разрушение естеств. среды, акты агрессии и насилия, в то же время вы­двинули утопич. программы: взамен социальной и политич. революции — моральное самосовершенство­вание, приостановка развития науки и техники, уход к природе, противопоставили партиям рабочего класса, их сознательной революц. политике стихийные вы­ступления студенчества и анархиствующей И., к-рую они изобразили главной антикапиталистич. силой. Ощу­щение бесперспективности этих программ, настроения безысходности явились психологич. основой террорис-тич. волны, охватившей экстремистов из числа И. и использованной реакц. кругами для борьбы против сил социализма. В 70-х гг. в среде зап. либерально-демо-кратич. И. стали популярными морализаторские про­екты, пытающиеся соединить марксизм с религией (Э. Фромм, Ч. Рейч в США), пессимистич. предсказания мировой катастрофы в случае продолжения науч.-тех­нич. революции (Л. Мэмфорд в США, Ж. Эллюль во Франции, и др.). Бурж. идеологи и средства массовой информации раздувают социальный пессимизм и религ. настроения, чтобы отвлечь И. от политич. борьбы, по­пуляризируют контрреволюц., антирационалистич. пи­сания «левых» ренегатов («новые философы» во Фран­ции).

В условиях нарастания классовой борьбы и углуб­ления кризиса капитализма прогрессивная И. остро критикует отступничество и социальную апологетику. Происходит всё большое сближение требований работ­ников физич. и умств. труда. Демократич. массы И. всё шире включаются в проф. движение и борьбу ра-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты