Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИНДЕТЕРМИНИЗМ 205




тианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккорт). Неопози­тивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограни­чить детерминизм только логич. сферой.

Проблема И. и детерминизма стала особенно актуаль­ной в связи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкова­ния осн. законов квантовой теории в духе И. и агнос­тицизма. При этом одна из историч. форм детерминиз­ма, а именно механистич. детерминизм, отождествля­лась с детерминизмом вообще. Трудности в осмысле­нии проблем причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в совр. бурж. философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел науч. ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классич. физики, ибо утвержде­ние о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результа­ты измерения носят характер вероятностного распреде­ления. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управ­ляются телеологич. силами и пр.

Диалектич. материализм, отвергая И., в то же вре­мя показывает недостаточность прежних механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и обществ. наук формирует новое обоб­щённое представление о детерминизме. ИНДИВИД(от лат. Individuum — неделимое), пер­воначально — лат. перевод греч. понятия атом (впер­вые у Цицерона), в дальнейшем — обозначение еди­ничного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек — в отличие от коллек­тива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализ­ма). И., рассматриваемый в его специфич. особеннос­тях, не сводимых к к.-л. родовым и всеобщим харак­теристикам,— синоним индивидуальности. ИНДИВИДУАЛИЗМ(франц. individualisme), тип мировоззрения, сутью к-рого является в конечном счёте абсолютизация позиции отд. индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определ. социальному строю, а обществу вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции — в поступках, так и в различных концепциях — этич., филос., идеологич., политич. и т. п. Концепции И. изоб­ражают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм, Анар­хизм). И. не характерен для примитивных, архаич. обществ. где индивиды ещё настолько неразвиты и не­зрелы, что непосредственно принадлежат своему со­циальному целому как несамостоятельные его частицы (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 18). И. возникает и упрочивается лишь в развитых классово антагонистич. формациях, где почва для него расширяется по мере того, как, с одной стороны, индивиды обретают самостоятель­ность, но, с другой — их культурно-историч. силы получают отчуждённую и безличную форму существо­вания, в противовес их непосредственному бытию (см. Отчуждение). Таковы частнособственнические, особен­но бурж., отношения, к-рые Маркс называл «чисто атомистическими» (см. там же, т. 23, с. 103); они по­рождают т. зр. изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого.

Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в антич. обществе


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты