КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КРИТИКА 287ские для теоретич. разума идеи имеют объективное и конститутивное значение лишь в качестве постулатов, или необходимых допущений практич. разума. Они выражают потребность в определении конечной и полной цели воли в умопостигаемом мире. В учении о методе рассматриваются способы воздействия «объективных» законов практич. разума на человеч. душу, их влияние на максимы поведения эмиирич. субъекта. Рус. пер. «К. п. р.» Н. Смирнова (1879) и H. M. Соколова (1897, 19082); см. также в кн.: Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, 1965. • С к p и п н и к А. П., Категорич. пмператип И. Канта, М., 1078; Con en H., Kants Begründung der Ethik, B., 19102; Materialien zu Kants «Kritik der praktischen Vernunft», hrsg. v. R. Bittuer, K. Cramer, Fr./M., 1975. «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»(«Kritik der Urteilskraft», B.— Libau, 1790), работа Канта, за-вершающая его систему критич. идеализма. В ней дано обоснование единства форм познавательной (чувственной) и целеполагающей (нравственной) деятельности. Связь их Кант обнаруживает в способности рассматривать явления согласно принципу целесообразности. Различая понятия целесообразности в иск-ве и живой природе, он делит свою работу на «Критику эстетич. способности суждения» и «Критику телеоло-гич. способности суждения». Первая часть соч. посвящена анализу суждений вкуса. Суждения этого типа говорят о форме предмета исходя из состояний субъекта. Прекрасное, по мнению Канта, есть образ идеальной природы субъекта, а возвышенное — образ свободы субъекта. В суждениях вкуса он усматривает особую априорную структуру, выражением к-рой служит т. н. чувство удовольствия и неудовольствия. Специфика его состоит в отсутствии прагматич. интереса к предмету, оно возникает из непреднамеренной игры воображения и имеет субъективный, но вместе с тем общезначимый и автономный характер. Вкус определяется как способность придавать эстетич. переживанию «всеобщую сообщаемость». Эстетич. деятельность трактуется как сфера символич. воплощения нравств. идеала. Во второй части работы говорится о том, что телеоло-гич. рассмотрение организмов предполагает функциональное объяснение их частей относительно условий существования целого. Оно диктуется не столько свойствами объектов, утверждает Кант, сколько способом нашего представления и служит эвристическим принципом описания в тех случаях, где механич. объяснение оказывается недостаточным. Рус. пер. Н. М. Соколова (1898); см. также в кн.: К а н т И., Соч., т. 5, 1966. • Bäumler A., Kants Kritik der Urteilskraft; ihre Geschichte und Systematik, Bd l, Halle, 1923; M e n z e г Р., Kants Ästhetik in ihrer Entwicklung, B., 1952; K u l e u k a m p f f J., Materialien zu Kants «Kritik der Urteilskraft», Fr./M., 1974. «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА«(«Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд Канта. Во 2-м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введён фрагмент «Опровержение идеализма». Посвящён определению и оценке источников, принципов и границ науч. знания, состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики и диалектики чистого разума, а также учения о его методе. Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувств. опыта и рациональных структур в науч. познании. В «Трансцендентальной эстетике» говорится о необходимом эмпирич. основании познания — ощущениях, возникающих в результате воздействия объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимуществ. внимание уделяется анализу способов «упорядочения», «связывания» эмпирич. данных с помощью априорных и субъективных форм чувств. познания — пространства и
|