Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФЕДР» 715




бесной области — сфере истинного бытия, и о человеч. душах, к-рые — в меру их подобия божеству — дости­гают занебесной области или же «теряют крылья» и, от­бывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю; видевший истинную красоту, узнает её от­блеск в человеч. красоте и тогда — испытывая состояние влюблённости — вспоминает зрелище неземной красо­ты и его душа окрыляется; 4) сопоставление 2-й речи Сок­рата и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257b—279с): для хорошей речи необходимо знание того, о чём идёт речь, а также знание подобия и неподобия; рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды — диалектика; в отличие от существующей риторики ис­тинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеч. души; при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи: мудрый предпочтёт сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие.

Несмотря на многоплановость «Ф.», его отличает ком-позиц. единство: речь Лисия — пример речи, не осно­ванной на знании; 1-я речь Сократа — пример речи, основанной на сознат. введении в заблуждение (на зна­нии неподобия); 2-я речь Сократа — пример речи, ос­нованной на знании и использующей диалектич. метод; рассуждение о риторике ставит общую проблему мето-да, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание.

Уже антич. толкователи по-разному определяли тему «Ф.»: любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в.). Об­щая проблема всех частей «Ф.» — субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходя­щая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь). В «Ф.» Платон последний раз опирается на концепцию знания-припоминания (анамнесиса).

Рус. пер.: И. Сидоровского (1780), В. Н. Карпова (1863), Н. Мурашова (1904), С. А. Жебелева (1922), А. Н. Егунова (1965).

• Hermiae Alexandrini in Platonis Phaedrum Scholia, ed. P. Couvreur, P., 1901; Plato's Phaedrus, transl. with introd. and comm. by R. Hackforth, Camb., 1952; De Vries G. J., A commentary on the Phaedrus of Plato, Amst., 1969; Thomp­son W. H., The Phaedrus of Plato, N. Y., 1973.

ФЕЙЕРАБЕНД(Feyerabend) Пауль (Пол) (р. 13.1. 1924, Вена, Австрия), амер. философ, представитель философии науки. С 1952 в Великобритании, с 1958 в США.

Выдвинул методологич. концепцию, назв. им «эпи-стемологич. анархизмом», к-рая явилась итогом крити­ки позитивистской методологии и развития нек-рых идей Поппера и представителей т. н. историч. школы в философии науки (в частности, Куна). Опираясь на раз­работанное Поппером и Лакатосом положение о том, что при столкновении науч. теории с нек-рым фактом для её опровержения необходима ещё одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства), выдви­нул методологич. принцип пролиферации (размножения) теорий: учёные должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными тео­риями. Создание таких альтернативных теорий спо­собствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Ф. плюрализм в методологии науч. познания.

Ф. отвергает существование в науке теоретически нейтрального эмпирич. языка, считая, что все науч. термины «теоретически нагружены». Значения науч. терминов детерминируются той теорией, в к-рую они входят, поэтому при переходе термина из одной теории в другую его значение полностью изменяется; каждая теория создаёт свой собств. язык для описания фактов. Отсюда Ф. приходит к тезису о несоизмеримости кон-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты