Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ЭТИЧЕСКИЙ 811




Читайте также:
  1. Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) — Лирик (Есенин).
  2. Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ) — Советчик (Гексли).
  3. Представители СМИ из национальных регионов поддержали Этический Кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику
  4. Проблема предмета и метода психологии труда. Этический парадокс предмета психологии труда
  5. Сенсорно-этический интроверт (СЭИ) — Посредник (Дюма).
  6. Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ) — Политик (Наполеон).
  7. Торжественно-возвышенная лексика и поэтический стиль
  8. Торжественно-возвышенная лексика и поэтический стиль

речий капиталистич. общества. Представители «Э. с.» утверждают, что марксизм ведёт к фатализму, умаляет человеч. инициативу, снимает проблему личной ответ­ственности каждого за свою судьбу и судьбу общества. «Э. с.» отрицает марксистское учение об историч. не­обходимости и воздвигает стену между тем, что есть, и тем, что будет, между сущим и должным. Социальный детерминизм заменяется расплывчатыми «этич. моти­вами», а концепция классовой борьбы — концепцией «социальной педагогики», к-рая призвана гармонизи­ровать обществ. жизнь на основе всё большего «выяв­ления» идеалов социализма, заложенных a priori в душе каждого человека, независимо от его классовой при­надлежности. Не социальная революция, а нравств. эволюция всего человечества — таков, по мнению «этич.» социалистов, единственно правомерный путь к социализму, рассматриваемому прежде всего и по пре­имуществу как система этич. ценностей, как нравств. идеал, столь же привлекательный, сколь недостижи­мый. Этич. трактовка социализма в её классических, идущих от Канта формах была наиболее распростране­на в С.-д. партии Германии и в Социалистич. партии Австрии. В той или иной степени элементы «этич.» обо­снования социализма характерны для совр. с.-д. идео­логии в целом. При этом собственно кантианские осно­вы «Э. с.», как правило, отступают на задний план, за­слоняются более поздними филос. построениями антро-пологич. типа, а также интенсивной спекуляцией на ранних произв. К. Маркса.

Отвергая идеалистич. схемы «этич.» социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает политич. зна­чения нравств. мотивов антикапиталистич. движения, не ставит под вопрос возможность и необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистич. идеалу, к-рый воодушевляет борцов за социализм. Од­нако представления о таком идеале не могут быть по­няты вне реальных историч. процессов. Идеалы будут нехимеричны лишь тогда, писал В.И. Ленин, «...когда они выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни заставляют действо­вать в определенном направлении» (ПСС, т. 22, с. 101). См. также ст. Неокантианство и лит. к ней.

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ, социологич. дисциплина, ис­следующая процессы становления и функционирования нормативных моделей и структур в ходе социального взаимодействия; один из новейших вариантов феноме­нологической социологии.



Теоретич. основы Э. впервые были сформулированы амер. социологом X. Гарфинкелом. Им же введён и тер­мин «Э.», образованный по аналогии с этнографич. тер­мином «этнонаука», т. е. знания о мире, фигурирующие в примитивных обществах. Соответственно централь­ным в Э. стало изучение «этнометодов» — способов ин­терпретации объектов и явлений окружающего мира, применяемых участниками взаимодействия с целью представить своё поведение согласующимся с лежащей в основе взаимодействия нормативной моделью. Но, по Гарфинкелу, свойственное индивидам представле­ние о существовании нормативной модели до факта взаи­модействия ошибочно. Лишь само взаимодействие есть одновременно и процесс созидания этой модели, т. е. она оказывается тождественной методам, приме­няемым участниками взаимодействия для интерпрета­ции объектов и явлений окружающего мира. Принятие этого, по терминологии Гарфинкела, феномена «реф­лексивности» приводит его и его сторонников (П. Мак-Хью, А. Блам, А. Сикурел и др.) к крайне субъекти­вистскому и релятивистскому истолкованию социаль­ной реальности, при к-ром социальное отождествляется с представлением о нём, а социальная жизнь оказы­вается лишённой объективного основания. Вместе с тем проводимые в рамках Э. конкретные исследования при-


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты