КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование королевства МеровинговФранки – группа германских племен. До III в. известны под названием искевонов, или истевонов. В III в. размещались по нижнему и среднему течению Рейна. С III в. начали завоевание Галлии, что к началу VI в. привело к образованию Франкского государства. Известны две ветви франкских племен – салические и рипуарские. Салические (морские) франки к середине IV в. населяли побережье Северного моря от устья Рейна до Шельды. Затем обосновались на территории Северной Галлии. Военные предводители франков короли, герцоги, завоевали земли от Рейна до Соммы, затем между Сеной и Луарой, продвигаясь к югу, вытеснили готов за Пиренеи. Время существования франского государства – 486-843 гг. Основатель – Меровиг (448-458), потомок Хлогиона (Первым легендарным королем франков счиатеся Фарамон (420-428), именно у него встречаются в гербе три жабы, вероятно, тотемы языческого племени, пришедшего из заболоченных земель Восточной Европы. Эти жабы, приснившись королю Хлодвигу, превратились в золотые лилии – символ королевской власти Франции (позже их станет семь). Фарамон является автором закона, устранявшего женщин, даже принадлежавших к королевскому роду, от управления франками. Затем ему наследовал Хлодион (Хлогион) Косматый, и только третьим был Меровей) принадлежал к знатному франкскому роду. Воевал против гуннов в Каталаунской битве, римский федерат. Ему наследовал Хильдерик I (461-481). Его внук – Хлодвиг (466-511). По имени Меровига стала называться и династия Меровинги. 7. Франкское общество по «Салической правде» Важнейшим источником для изучения общественного строя франков является Салическая Правда (Lex Salica). Это запись судебных обычаев салических франков была осуществлена, как полагают, в начале VI в. при Хлодвиге. В отличие от прочих варварских Правд Салическая Правда представляет больший интерес, потому что в ней меньше прослеживается римское влияние. В Салической Правде впервые появляется понятие «аллод». Первоначально это понятие обозначало архаический порядок наследования движимого и недвижимого имущества. В главе LIX «Об аллодах» ясно, что в конце VI в. аллод превращается из владения большой семьи в собственность выделившихся из нее малых семей и отдельных ее членов. В течение VII-VIII вв. аллод превратился в собственность малой семьи и ее членов. Этот процесс начался на поздней стадии эволюции земледельческой общины, в условиях перехода ее в соседскую общину-марку и завершился в недрах последней. Свободно отчуждаемая собственность и есть полный аллод. Структура общины представляла собой сочетание общинной верховной собственности на всю территории деревни с различными правами собственности и владения отдельных свободных домохозяев на разные составные части их земельных наделов. Земельный надел каждого общинника-домохозяина состоял из полос пахотного поля, огородов, садов, виноградников, и отдельных участков леса или луга, но по отношению к ним обладатель имел права владения, но не собственности. При переходе к соседской общине луга и некоторые участки леса постепенно превращаются в составные части надела каждого общинника. Однако даже на поздней стадии развития земледельческой общины луга и леса могли быть собственностью самой общины и лежать сплошными массивами. Так же была размещена и общая для всей деревни площадь пахотной земли, которая в свою очередь делилась на различные поля, так называемые геванны, или коны (по качеству почвы). Эти коны объединялись в поля. Поэтому каждый общинник был связан в своей хозяйственной деятельности распорядками всей общины: все делалось в одни сроки. При этом практиковалась пастьба скота по пожне и по пару, т.е. система открытых полей с принудительным севооборотом. Система открытых полей совмещается большей частью с тем типом поселения, который именуется «кучевой деревней»: дома расположены беспорядочно, на значительном расстоянии друг от друга, а между ними лежали приусадебные участки с садами и огородами. Неподеленные угодья составляли коллективную собственность общины. В общине в этот период наблюдается социальная и имущественная дифференциация – выделяют 3 основных категории – знатных, свободных, полусвободных. Это проявляется в Салической Правде в размерах вергельда разных категорий населения. Для простых франков – 200 солидов, для антрустионов – или должностных лиц – от 600 солидов до 1800 солидов, литы – 100 солидов. Возникновение аллода стимулировало рост крупного землевладения у франков. Хлодвиг присвоил себе земли бывшего императорского фиска. Его преемники прихватили все свободные земли, бывшие достоянием общины. Из этого фонда короли раздавали земли своим приближенным и церкви. В VI в. появляется слой крупных землевладельцев, в имениях которых работали литы, вольноотпущенники, рабы, гало-римляне, обязанные нести повинности (трибутарии) – бывшие колоны. Одним из социальных слоев варварского общества, послуживших материалом для формирования зависимого крестьянства, были полусвободные – литы и вольноотпущенники. В некоторых отношениях положение литов было равно положению свободных. Полусвободные обладали земельными наделами и самостоятельно ведут хозяйство, принимают участие в походе, могли выступать на судебном собрании, давать обязательства и предъявлять иски, могут частично распоряжаться своим имуществом и заключать сделки с другими лицами. Их жизнь защищена вергельдом. Но они находятся в личной и отчасти материальной зависимости от свободных, свободный, имеющий лита, обозначается как его господин. Лит мог быть отпущен на волю. Браки между свободными мужчинами и женщинами, дочерьми литов, запрещены под страхом штрафа. За похищение литом свободной женщины – смерть. В случае убийства литом свободного убийца передается в распоряжении родственников убитого. Положение лита противоречиво: лит испомещен на чужом участке, но не как феодально-зависимый держатель, а скорее на положении серва I-II вв., уплачивающего натуральные взносы господину, но ведущего собственное хозяйство. В период складывания и торжества феодальных отношений литы превращаются в феодально-зависимых держателей крупных вотчин, причем держателей тяглых мансов, а не прекарных участков. Вольноотпущенники (либертины) – происходили из рабов или литов, но делились на категории в зависимости от способа их освобождения. Лишь у одного из германских племен дофеодального периода – у салических франков в начале VI в. существовал только один «высший» способ отпуска раба или лита на волю, а именно – освобождение осуществлялось при помощи вышибания монеты (денария) в присутствия короля: лит или раб таким образом получал полную свободу, причем этот акт был необратим, даже если господин раба был не заинтересован в этом. У других племен существовали различные разряды вольноотпущенников, которые сохраняли материальную т личную зависимость от освободившего их патрона и даже превращались в зависимых держателей церковных и земель королевского фиска. У лангобардов освобождение осуществлялось через денарий в церкви, и раб превращался путем отпуска на волю в альдия (лита). Рабы – домашние слуги, ремесленники, обслуживали отдельные отрасли хозяйства. Были рабы, выполнявшие административные поручения. Королевские рабы приравнивались литам, вергельд составлял 100 солидов (в этом случае, а так – 30-35 солидов)и занимали должности на королевской службе. Позже рабы превратились в держателей тяглых мансов и слились с зависимым крестьянством, низшим его слоем.
|