КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребность жить для группы
Есть некоторые кажущиеся противоречия в различных аспектах движущих сил выживания. Например, конфликты и схватки между различными членами группы могли бы отражать приори- тет индивидуальных нужд, сексуальное состязание. Потребность выживать через производство потомства всегда ставили пределы понятию группы. Движущие силы выживания для группы мо- гут быть ослаблены, что приводит к эгоистичному, антиобщественному поведению и правонару- шениям. Но парадокс в том, что движущие силы выживания для группы могут быть сильнее, чем любые другие потребности. Самые крайние формы поведения - самоубийство из альтруизма или патриотизма, или смерть камикадзе - остаются темами для других рассказов.
В определенных сферах жизни человеческая приспособляемость кажется беспредельной. Человеческие существа были способны адаптироваться к жизни на любой широте и в любом кли- мате: к жизни у моря, вдоль j№4Hbix берегов и в горах. Очень мало общего в образе питания жите- ля Лапландии, жителя Нью-Йорка или жителя тропической Африки.
С другой стороны, человеческая приспособляемость очень ограничена, когда она относит- ся к общественным нуждам. В изучении общественных отношений человека можно найти лучший индикатор опасностей заболевания и смерти для него. Лучшие предсказания риска смертности подбираются из статистик, измеряющих такие вещи, как число лиц на семью и социальные меро- приятия внутри и вне дома. Исследования, выполненные в Норвегии, Калифорнии (Аламеда Кан- три) и Канаде - все показывали это. Они также красноречивейшим образом продемонстрировали, что первой потребностью каждого человеческого существа является ощущать себя частью группы.
Проблема в том, что понятие группы подвергалось значительной эволюции в ходе истории человечества. Человеческие группы сегодняшнего дня все более сложно определять, и, как кажет- ся, они не имеют ничего общего с группами в прошлом. Представляется, что вначале человеческая группа ненамного отличалась от охотничье-собирательских сообществ, изучавшихся в глуши, та- ких, как пигмеи мбути тропического дождливого леса и бушмены пустыни Калахари. В этих об- ществах мужчины уходили охотиться, в то время как женщины занимались собирательством во- круг лагеря. Сильные связи между мужчинами делали для них возможным сосуществовать в груп- пе, в которой они были рождены, до зрелости. Это также делало возможным для них охотиться и ловить рыбу совместно с распределением обязанностей. Разделять и согласовывать работу подоб- ным образом является отличительной чертой людей. Вероятно, что в этих группах агрессивность могла находить выражение в охоте на крупного зверя.
Соперничество и конфликты между человеческими группами, вероятно, всегда существо- вали. Военные вожди всегда пользовались войной для усиления своей власти. Войну можно рас- сматривать как выражение движущих сил выживания для группы. Человеческие сообщества зна- чительно изменялись с веками. Введение земледелия и разведения животных было важной ступе- нью. Расширенная семья и деревня стали основными структурами. Затем появились города с их районами, области, государства, федерации, группы государств, сверхдержавы. Понятие о том, что представляет собой группа, все больше расплывалось и настолько, что движущие силы выживания для группы явным образом исчезли для индустриализованного человека. Его считают индивидуа- листом, нарциссом. Стало общепринятым заявлять, что антиобщественные действия и правонару- шения находятся на подъеме. Правонарушение представляет разновидность болезни нашей циви- лизации. Мы только начинаем видеть связь между антиобщественным поведением и событиями, происходящими вначале жизни, в первичном периоде.
Несмотря на внешнее впечатление, эта движущая сила выживания для группы в действи- тельности не угасла в нашем обществе. Например, во время недавних войн в Алжире, Корее и Вьетнаме некоторые солдаты, принадлежавшие к наиболее индустриализованным нациям, были способны жертвовать своей жизнью для группы, например, бросаясь на гранату, чтобы товарищи могли спастись. Движущая сила выживания для группы обычно недооценивалась или неверно по- нималась в нашем обществе, потому что она всегда принимает новый вид, приспосабливаясь к полностью новым условиям.
Традиционно женщины, принадлежавшие к группе, помогали друг другу во время бере- менности, родов и в присмотре за ребенком. Это была существенная часть альтруистического по- ведения. Сегодня у беременных женщин все еще остается сильная потребность встречаться с дру- гими беременными женщинами и матерями. Это объясняет рост различных типов групп, занимав- шихся подготовкой к родам. Встречаются ли женщины, чтобы поплавать или попеть, заниматься упражнениями, беседовать или слушать, важно то, что они встречаются. Места, где женщины ро- жают, должны выйти за рамки своего первоначального предназначения и стать местами, где жен- щины могут помогать друг другу во время беременности и грудного вскармливания.
Некоторые образцы, по-видимому, абсурдного или иррационального поведения, наблю- даемые в наши дни, могут быть поняты только как новые пути выражения побудительной силы выживания для групп. Например, популярность спорта, такого, как футбол, совершенно удиви- тельна. Важный футбольный матч имеет власть возбуждать несколько миллионов телезрителей. При рациональном взгляде поражает, что население, средства информации и политические лидеры могут придавать столько важности тому, как одиннадцать рослых мужчин согласовывают свои действия, чтобы попасть мячом в небольшое пространство, называемое воротами. На самом деле футбольная команда, вероятно, очень подобна доисторической группе людей, которые были также способны к распределенным и согласованным действиям на охоте и войне. По-видимому, челове- ческие существа запрограммированы на максимальную эффективность, когда команда насчитыва- ет в себе около десяти или пятнадцати человек.
Люди запрограммированы жить в небольших общинах. Зрители футбольного матча спо- собны отождествлять себя с игроками своей стороны. Время от времени сама игра недостаточна для отвода их энергий, и случаются инциденты: драки между игроками, стычки между зрителями, нанесение увечий зрителям на футбольном подаче, однако футбольное хулиганство - обществен- ное явление, очень отличающееся от правонарушения. Правонарушение служит признаком ослаб- ленной способности быть частью группы. Тогда как хулиганство показывает очень сильную по- требности в общественной сплоченности и отождествлении с группой, не имеющей других путей самовыражения в повседневной жизни, сплоченность группы зависит от преданности ее членов и ясного набора целей, которых они хотят достичь.
Альтруизм, как и война, а в действительности, как все проявления движущих сил выжива- ния для группы, имеет очень глубокие биологические корни. Поведение солдата, жертвующего собой, чтобы спасти труппу товарищей, не слишком отличается от поведения пчелы, которая уби- вает себя, оставляя свое жало в чьей-то коже, или малиновки, которая предупреждает других птиц в своей стае о приближении хищника, применяя особый звук, рискуя таким образом своей жизнью. В основном война не очень отличается от борьбы животных за пищу или территорию. Различие в том, что люди могут согласовывать, распределять и завершать свои действия.
Трудность заключается в точном знании, что преодолевает человеческая группа в наши дни. Группа может быть только там, где особи В1гутри нее могут общаться друг с другом. Общение касается не просто обмена информацией - это также обмен эмоциями, чувствами. Группу цементи- руют симпатия, сопереживание, общие радости, страх. Первоначально группа могла быть только небольшой и обычно гнездилась в определенном географическом месте. Но сейчас такие ограничения сброшены. Поэтому люди, живущие на разных континентах, могут разделять одинаковые ценности, одинаковые интересы, одинаковые чувства и вместе создавать настоящие общности без существования каких-либо географических уз. Телезритель в Европе может быть охвачен чувст- вом сострадания, видя африканского ребенка, умирающего от голода. С современными средствами коммуникации и экологическим сознанием человечество как целое начинает становиться группой. Будь оно так, войны будущего смогут быть действиями преступников и меньших групп, борющих- ся за свое собственное выживание. Возможно, мы подходим к времени, когда война - даже эконо- мическая война - будет казаться абсурдной.
|