КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство. Искусство - это творчество
Искусство - это творчество. Искусство творит эмоции. Искусство заставляет вас желать де- литься эмоциями - это способ общения. Художественное выражение - специфически человеческое и не может быть отделено от культуры. Оно подразумевает общее обусловливание и общие точки в воспитании чувств. Искусство всегда имело тесные связи с поддержанием хорошего здоровья ис- целением.
Отношения между искусством и исцелением носят всемирный характер. В наши дни мы могли бы рассматривать искусство в роли человеческого стремления, достигающего цели в синте- зировании рациональности нового мозга и активности первичного мозга. Все искусство происте- кает из чувствительности, но в то же время оно требует техник и средств выражения, нуждающих- ся в тренировке. Каждая сенсорная и каждая физиологическая функция может быть основой фор- мы искусства.
Танец является одной из наиболее примитивных и всеобщих форм искусства. В его корнях лежат функции, дающие нам информацию о наших движениях и положении нашего тела. Эти ос- новные сенсорные функции запускаются в самом начале утробной жизни, как, например, вестибу- лярная система, расположенная во внутреннем ухе. Вестибулярная система играет важную роль в равновесии. Другим корнем танца служит ритм; и хорошо известно, что эти ритмы часто пред- ставляют ритмы тела, чем объясняется такое их разнообразие. Возможно, некоторые похожи на ритмы материнской аорты; другие могут вызывать воспоминания о качании, испытываемом в ут- робе или позже на руках у матери. Возьмем в качестве примера темп балийской музыки: он точно такой же, как когда балийские женщины молотят рис. Это может объясняться тем, что балийские младенцы проводят по многу часов на бедре своей матери, пока она молотит рис.
Движения в танце также обладают бесконечным разнообразием и могут вызывать широкое множество эмоциональных состояний. Эти эмоциональные состояния преображаются и усилива- ются, когда люди танцуют вместе. Некоторые традиционные танцы ведут к состояниям экстаза, совместному трансу, что означает глубокую перенастройку эмоциональной системы. В частности, это может быть мощным способом включения системы эндорфинов. Танец - настолько всеобщее явление, что его можно считать фундаментальной человеческой потребностью. Эта потребность танцевать способна противостоять всем видам подавления. Например, во Франции во время гер- манской оккупации le ball (запретный бал) был названием известной песни, вдохновленной неко- торыми запрещенными танцевальными залами.
То же самое можно было бы сказать о пении, которое во всякою случае часто сочетается с танцами. Нет человеческого общества, где неизвестно пение. Дарвин считал, что пение могло поя- виться раньше членораздельного языка, поскольку человеческий голос обладает музыкальным ка- чеством для выражения эмоций. Люди всегда слышали звуки колыбельных, как дети. Во все вре- мена пение использовалось для усиления религиозных чувств и как помощь в лечении больных, Заклинания всегда занимали важное место в обрядах магии, связанной с целительством. Некото- рые из этих заклинаний протяжны, с долгими нотами; другие - быстрые, ритмичные и с много- кратными повторениями. В Индонезии традиционные знахари-шаманы поют, когда идут в дом больного человека и в то время, когда стараются найти и находят причину болезни. В Древней Греции колдовские песни часто сопровождались лирой. Гомер рассказывал, как греки останавли- вали чуму силой и чарами особых песен, называемых "эпимоймиями". Греки считали, что уста- лость и недостаток вкуса к жизни ослабляют сопротивление к болезням, а радость и безмятеж- ность способствуют этому сопротивлению. Греки были авангардом "психоиммунологии".
В средние века на сцену борьбы с эпидемиями, особенно с черной чумой, вышли флагел- ланты. Они состояли из групп, которые странствовали по стране, распевая особую песню, назы- ваемую la lopinette (лопинет). На протяжении Ренессанса развивалось хоральное пение. Именно в то время доктор Корнелиус Агриппа утверждал, что пение обладает большей мощью, чем звук, производимый инструментами.
Сегодня имеется тенденция сочетать действие танца, пения и музыки. Но в действительно- сти, присутствует существенное и часто неучитываемое различие между активностью танцора и певца н просто пассивного слушателя музыки. В нашем технологическом обществе многие люди никогда не поют. Вместо этого они слушают записанную музыку: они слушают певцов через по- средство радио, записей, кассет или телевидения. Это то, что привело Марию Луизу Ошер, в прошлом профессиональную французскую певицу, к созданию "психофонии". Она провела всю свою жизнь, помогая другим людям вновь открыть пение. Она поощряла взрослых, детей, детей с син- дромом Дауна и стариков.
Эти группы представляют плодотворный способ сочетания двух вещей - встреч с другими женщинами и пения. Мария Луиза также интересовалась развитием нашего чувства ритма в ут- робной жизни. Ее величайшим стремлением к концу карьеры было восстановить семейное пение. У нее был выдающийся дар к разделению эмоций, и более того, к наведению каскада различных эмоциональных состояний, будь то безмятежность, нежность, жалость, удивление, веселье, бурная радость или коллективный экстаз. Она могла сочинять песни своего репертуара благодаря своему поэтическому видению вселенной. Между пением и поэзией нет разделяющей линии. Возможно, Мария Луиза Ошер была одним из великих терапевтов нашего столетия.
С незапамятных времен всегда существовали тесные связи между здоровьем, религией и музыкой. Согласно Библии, Давид вступил во двор царя Саула, чтобы играть на ситаре и успокаи- вать крики безумия первого царя Израиля. Для греков здоровье было порядком и гармонией между телом и душой. По этой причине музыка, которая представляет порядок и гармонию, играла важ- ную роль в греческом подходе к здоровью.
В наше время выгоды музыкальной терапии становятся лучше известными, особенно для лечения тревожных состояний, заторможенности и поведения с повышенной уступчивостью. Му- зыкальная терапия применялась в лечении алкоголизма: это делается как групповая терапия, при помощи семей и бывших пьяниц. Все формы искусства, все формы художественного творчества могут быть источником положительных эмоций. Выражение "художественная терапия" прежде всего заставляет думать о зрительных искусствах и ремеслах, таких, как рисование, писание кар- тин, лепка, керамика и так далее. Эмоция менее вредоносна, когда она находит путь самовыраже- ния. Художественное выражение могло бы быть способным компенсировать негативные послед- ствия некоторых болезненных переживаний. Вот почему великое страдание и отчаяние во все века выражались через искусство, и крайне больные люди находили прибежище в художественном творчестве. Работы Ван-Гога неразрывны с его безумием. Где была бы современная французская литература без великих астматиков Жида, Пруста, Валери или Маллармет.
Подобным образом англоязычная литература вызывает в памяти такие имена, как лорд Байрон, которыйпотерял своего отца в возрасте трех лет, часто был оскорбляем своей матерью и страдал косолапостью; Чарльз Диккенс, хранивший воспоминания о своем несчастном детстве; Эрнест Хемингуэй, бывший свидетелем самоубийства отца, и которому было назначено самому покончить жизнь самоубийством; Сомерсет Моэм, потерявший мать в восемь лет, отца - десять лет, и затем был посланным во Францию по соображениям здоровья; Вирджиния Вулф, впервые пережившая депрессию в возрасте тринадцати лет и покончившая самоубийством, утопившись; или Уильям Вордсворт, потерявший мать в возрасте восьми лет и отца - в тринадцать. Недавнее британское исследование установило связь между напряженной творческой активностью и маниа- кальной депрессией. Наиболее ранимы были поэты. Безусловно, каждый должен делать все воз- можное для возделывания хорошего здоровья, но хорошее здоровье не должно становиться мо- ральной ценностью; стереотипное хорошее здоровье лишило бы общество некоторых из его самых творческих индивидуумов.
|