КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава XI Окна в будущее
Наша критика ядерной семьи и таких учреждений, как акушерство и неонатология, вызовет много воспоминаний о том знаменитом острове утопий. Но здоровье-то имеет место в утопии. Здоровье представляет собой борьбу, постоянные и нескончаемые усилия в направлении север- шенной приспособляемости. Чтобы быть реалистичными, мы прежде всего должны согласиться, что наше технологическое общество не может выжить, не пройдя через огромные перемены. Од- нако мы нуждаемся в концепции утопий. Нам нужны цели, к которым можно стремиться. Очевид- но, что нужно время для изменения семейных структур, и также очевидно, что сеть аутентичных акушерок организуется не вдруг.
Когда под вопросом весь образ жизни - от рождения до смерти, то нужно время. Нелья расчленять возможные пути переоткрытия расширенной семьи с тем, как люди рождаются и как они умирают. Без того, чтобы значительная доля населения избрала рожать дома и умирать дома, семейные структуры никогда не укрупнятся. Это означает принятие иного отношения к медицине; это означает новое понимание опасностей больнично-ориентированной медицины. Многие люди в нашем обществе умирают в больницах просто потому, что больницы сейчас считаются нормаль- ным местом для умирания. Люди, умирающие в больницах, часто подвергаются болезненным вмешательствам и напрасно страдают. Нам нужно параллельно вновь открыть искусство рождения и искусство умирания.
Даже при этом всем, новое осознание концепции первичного здоровья может иметь почти немедленные практические следствия. Например, что останавливает большинство матерей от пе- редвижения с ребенком в кенгурушке? В традиционных обществах большинство детей проводит основную часть своих прогулочных часов вблизи тела матери, на ее бедре или в перевязи, или у кого-то еще на руках.
На стенах отделения материнства в Питивьере мы демонстрируем целое собрание изо- бражений, показывающих переноску детей во множестве различных приспособлений, во многих различных культурах. Когда вы посмотрите, насколько ребенок осознает стимуляцию, вы видите, что нет никакого сравнения между постоянным контактом с телом матери, который ребенок полу- чают в кенгурушке, и недостатком телесного контакта, когда младенец лежит в коляске. Только в 1969-е и 1979-е годы детский носнльник стал возрождаться в западном мире. Каждый, кто пользо- вался кенгурушкой, знает, насколько она действенна в успокаивании и утешении младенца. Для ребенка она представляет иной путь открывать мир.
Также ничто не должно предохранять детей от совместного сна с матерями. Это не пред- полагает каких-либо затрат, это не требует оборудования и находится вне ведения больших учре- ждений. Во всяком обществе, за заметным исключением западного общества, начиная с восемна- дцатого столетия, младенцы всегда спали со своими матерями. Требуется лишь элементарная на- блюдательность, чтобы видеть, что ребенок нуждается в своей матери ночью даже больше, чем днем, и даже больше в темноте, чем при дневном свете. В темноте зрение - преобладающее чувст- во ребенка - отдыхает. Вместо этого младенцу нужно пользоваться своим осязанием, через контакт кожей к коже, и обонянием.
Мать также нуждается в ребенке. Каждый, кто осведомлен о сложностях с грудным вскармливанием в нашем обществе, знает, что одно из главных объяснений этого состоит в том, что младенцы ночью разделены со своими матерями. Кроме того, многие молодые матери испы- тывают трудности со сном, потому что разделены со своими детьми. В отделении материнства, где матерям позволяют рожать, используя собственные гормоны, в атмосфере, которая дает им свобо- ду быть непосредственными, многие склонны спать со своими детьми и продолжают это по воз- вращении домой.
Если матери не спят со своими детьми, это потому, что кто-то сказал им, что это дурная привычка. Женщинам говорили это на протяжении последних трех столетий. Сперва во имя мора- ли, а потом во имя науки. Матерям предыдущих поколений нравится уважать то, чему их самих учили. То, что они называют "дурными привычками", есть на самом деле нормальные и естест- венные способы удовлетворения фундаментальных потребностей младенца. Быть обвиненной в "дурных привычках" есть нечто пугающее для многих молодых матерей, которые хотели бы слу- шаться своих инстинктов. Люди предупреждают их об опасности задавить ребенка, но такого просто не бывает; матери, по-видимому, всегда держат в сознании своих детей, даже когда спят. Так- же известно, .что у матерей, кормящих грудью, особенный рисунок сна, который не содержит са- мого глубокого сна (4-й стадии). Кроме того, младенец в добром здравии знает, как защитить себя и поднять тревогу, если его беспокоит лежащая сверху простыня или одеяло.
Все женщины, спящие со своими детьми, говорят, как легко давать ночью грудь, не просы- паясь полностью. Они знают, как ребенок пользуется своим обонянием, чтобы найти их сосок. Воспитанием чувства обоняния в нашем обществе, как правило, пренебрегают. Это очень архаич- ная функция, которая имеет существенно важную роль в половой жизни.
Мы никогда не сможем вполне оценить пагубные последствия ночного разделения матери с ребенком. Например, в западных странах все большее распространение получает СВСМ (син- дром внезапной смерти младенца). Однако трудно узнать, до какой степени такие обычаи, как раз- деление матери и ребенка, могут быть ответственными. Находясь в Китае, я заметил, что матери спали со своими детьми по крайней мере до года. В тоже время я наблюдал, что никто, по- видимому, не понимал смысла вопроса, когда я спрашивал их о "внезапной смерти" ребенка. В некоторых странах она известна как "смерть в кроватке". Возможно, кроватка здесь самый суще- ственный фактор! Кроме того, когда вы посмотрите, насколько частыми для взрослых являются трудности со сном, соблазнительно провести возможную связь с общим обычаем игнорировать потребности ночного времени младенцев.
Мы также не можем полностью оценить долговременные последствия нарушений в груд- ном вскармливании, связанных с бытующим на западе обычаем разделения матери с ребенком по ночам. Также невозможно предсказать следствия всех тех повторяющихся ситуаций беспомощно- сти и безнадежности, привнесенных разделением матери и ребенка ночью. Раздельный сон так прочно укоренился в нашей культуре, что трудно даже говорить о них, не будучи осмеянным. Из- менение такой кажущейся простой практики потребовало бы на деле сильной общественной под- держки. И еще больше нужна общественная поддержка, когда имеешь дело с ведомством. Именно поэтому антинатальные преподаватели, консультанты по грудному вскармливанию играют такую важную роль в нашем обществе.
|