КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РИТУАЛИЗАЦИИПозволим себе высказать предположение, что "рельсовая война" 1998 г. представляла собой социальную драму в указанном выше смысле. Начало ее, по-видимому, следует отнести к событиям в Инте и Воркуте в первой половине мая. В пользу такого предположения свидетельствует тот факт, что нарушения "общественного порядка" (перекрытие железнодорожных магистралей, блокирование директоров шахт в их служебных кабинетах и т.п.) носили подчеркнуто публичный, демонстративный характер и были весьма ощутимыми для властей. Широкомасштабная "рельсовая война" отнюдь не являлась стихийным и неорганизованным "взрывом отчаяния", приобретшим политическое звучание только по ходу дела. Напротив, завязывалась социальная драма в форме "сознательного политического действия, ставящего под вопрос существующую структуру власти" [Turner 1989: 12]. К 21 мая 1998 г. конфликт "шахтеры versus федеральная власть" не только значительно расширился географически и социально, но и дорос до уровня общенационального кризиса. Бастующие потребовали отставки президента и правительства. Наземное сообщение между Центральной Россией, Сибирью и Дальним Востоком практически полностью остановилось. Железные дороги несли огромные убытки, возникла прямая угроза остановки металлургических предприятий. Центральная пресса открыто писала о "политическом кризисе" и даже "преддверии революции" [Желенин 19.05.1998]. Уже 20 мая 1998 г. "рельсовая война" стала предметом специального обсуждения в Государственной Думе, где коммунисты объявили о начале процедуры импичмента Ельцина. Наконец, 22 мая появилось обращение самого президента, целиком посвященное шахтерским акциям протеста. Правительству необходимо было в срочном порядке потушить пожар разраставшейся рельсовой войны. Но как это сделать? Нормативные акты центральных властей уже не могли обеспечить решение этой задачи, поскольку были неадекватны ситуации в угольной отрасли. Надежный механизм их реализации отсутствовал и — самое важное — шахтеры к тому времени полностью разуверились в действенности указов президента и постановлений правительства. Реформирование угольной отрасли не принесло горнякам ни материального благополучия, ни повышения социального статуса (с наемного рабочего до совладельца предприятия). Вместо этого шахтеры столкнулись с обманом при акционировании угольных предприятий и продаже угля посредниками, а безуспешный опыт самостоятельного хозяйствования в условиях разрушительной экономической макрополитики привел к многомесячным задержкам с выплатой зарплаты и росту нищеты. Обнаружили свою неэффективность и иные легальные средства снижения социальной напряженности. Местные администрации шахтерских регионов оказались либо в числе контрагентов бастующих (как, например, коррумпированное руководство "Ростовугля"), либо пытались переадресовать протест центральным правительственным органам, выступив в поддержку шахтерских акций (довольно типичный случай в трудовых конфликтах 1990-х годов). К этому добавлялись полная неспособность судов и прокуратуры шахтерских регионов обеспечить решение трудовых конфликтов, а также бессилие местных СМИ как инструмента их предотвращения. В этих условиях правительству необходимо было сделать труднейший политический выбор между силовыми и несиловыми методами разрешения конфликта. С одной стороны, власть, плохо представлявшая себе перспективы развития ситуации, не до такой степени была уверена в своем превосходстве (хотя бы из-за непопулярности среди широких слоев населения), чтобы спокойно принимать возможные риски силового подхода. С другой стороны, она не считала себя настолько слабой, чтобы капитулировать. При этом она понимала, что шахтеры и их профсоюзы заинтересованы скорее не в войне до победного конца, но в мирном урегулировании. Федеральный центр в лице премьера С.Кири- енко совершенно справедливо определил действия шахтеров не как бунт, а как "акции гражданского неповиновения" [Борис Ельцин 1998]. Даже такое грубое нарушение экономического и правового порядка, как перекрытие железных дорог, было для бастующих лишь средством установить диалог с властью. Это вполне соответствовало общему конструктивному смыслу социальной драмы, которая в конечном счете призвана не разрывать социальную коммуникацию между "верхами" и "низами", а "штопать" ее дыры с использованием энергии социальных конфликтов. В отличие от революционных или религиозных фанатиков, готовых идти напролом, абсолютно уверенных в конечном торжестве своего дела, шахтеры полагали свою борьбу небезнадежной именно потому, что рассчитывали уже сейчас реально изменить ситуацию в свою пользу. Важной предпосылкой успешной ритуализации шахтерского "бунта" была его организованность (позволявшая сохранять и символический статус протест-ных акций). "Рельсовая война", как уже говорилась, не являлась абсолютно стихийной акцией. Напротив, майские протесты горняков координировались во всероссийском масштабе, причем занимались этим территориальные организации угольных профсоюзов, отодвинувшие на задний план традиционные (до тех пор) "организующие и направляющие" силы — директорский корпус и политических радикалов в лице КПРФ и ЛДПР. Политическая сила (и опасность) бастующих шахтеров в мае 1998 г. казалась очевидной, но она была тактической, ситуативной, и задача властей состояла как раз в том, чтобы переломить эту ситуацию в свою пользу. На самом деле бастующие горняки представляли собой более слабое звено конфликта, нежели власть. Да, они были организованы, но организованы профсоюзными лидерами, интересы которых не совпадали с интересами самих шахтеров. Да, они были крайне недовольны и агрессивны, но их агрессия носила неопределенный, диффузный характер. Горняков деморализовали катастрофические результаты "реформ", ощущение потери прежнего профессионального статуса, переживание собственной социальной маргинальности ["Рельсовая война" 1999], что значительно облегчило ритуализацию рассматриваемого конфликта, ибо потеря статуса, "лиминальность" делает людей особенно чувствительными к символическому управлению. Но существовала еще одна важная предпосылка, которая связана уже не с реалиями собственно шахтерской среды, а с особенностями российской политической культуры в целом. Речь идет о личностном восприятии любого рода производственных и политических отношений, когда неформальные контакты между участниками "предприятия" играют центральную роль именно там, где, с точки зрения рыночного рационализма, должны были бы господствовать точные расчеты и нормы [Климова 1997: 64]. Отсутствие таких норм или контроля за их исполнением есть одновременно причина и следствие практики, при которой все участники трудовых отношений стремятся достичь взаимного "понимания" и "уважения", усматривая в этом залог нормального функционирования предприятия. Соответственно, при возникновении конфликтной ситуации рабочие склонны связывать ее прежде всего с неуважительным к себе отношением, а уже потом — с противоправными действиями администрации [Шувалова 1995: 41]. Итак, федеральное правительство попыталось ритуализировать конфликт, не прибегая к силовым методам*. 21 мая 1998 г. Б.Немцов отменил свою зарубежную поездку и по поручению премьера С.Кириенко отправился в Ростовскую область — тушить пожар шахтерского протеста. (С аналогичной миссией в Кузбасс был направлен другой вице-премьер правительства, О.Сысуев). "Приехавшего в город Шахты вице-премьера Немцова пикетчики встретили оглушительным свистом. Грозили: ни за что не покинем железную дорогу. Однако через два дня, в ночь с субботы на воскресенье, через станцию 'Шахтная' пошли по- * Следует заметить, что ритуализация конфликта может иметь место и после кровавого противостояния сторон, когда у них, что называется, в муках рождается заинтересованность в выработке каких-то рамочных условий.
езда" [Бальбуров 1998]. В чем же секрет столь быстрого успеха немцовского кризисного менеджмента? Попробуем хотя бы отчасти ответить на этот вопрос, обратившись к тем символическим средствам ритуализации конфликта, которые были задействованы в ходе общения Немцова с донскими шахтерами.
|