Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Одоо амитай сагтаа эцэсэй угэ Захяа болгон хэлэхэмни онсо энээhээ угы




Данного дыхания время завершающее слово посланием оформляя скажу

важнее этого больше нет.

Понятие жизнь и дыхание в бурят-монгольском языке имеют одну основу и обозначаются одним словом – «дышащий». Поэтому данное предложение можно перевести и так: Пока я жив; когда пребываю в данной жизни; данной жизни время. Но махасиддха Бэрхэ – Д.Д. Итигэлов и сегодня открывает глаза, и этому сотни свидетелей, автор этих строк видел, и открытые глаза и как они закрываются. Данное явление лежит за пределами нашего понимания, но свидетельствуют об одном – Он живой. Живой, хотя и не дышит. Слово «одоо» переводится как «сейчас, в эту минуту», «одоо сагта» - «в данное время», «Одоо амитай сагта» - «данной жизни время» или «данного дыхания время».

Учитывая, что Д.Д. Итигэлов жив, хотя и не дышит, более верным будет перевод - «Данного дыхания время…»

Этим он объясняет нам, что жизнь может существовать и без дыхания. И это зависит от сознания. Сознания, которое перешло на качественно новый уровень, разорвав цепи привязанности к сансаре, привязанности, которая подразумевает желание существовать, а существование – это рождение, взросление, старение и смерть. Мы привыкли верить своим глазам, говоря о чём либо, для придания своим словам весомости говорим, мы видели своими глазами. Так вот, пять человек стоят перед Даши Доржи Итигэловым в Иволгинском дацане, и каждый видит то, чего не видят другие. Один видит открытый левый глаз, второй видит открытый правый глаз, третий видит открытыми оба глаза, четвёртый говорит, что Он сидит с закрытыми глазами, пятый говорит, что ему Д.Д.Итигэлов подмигнул. Каждый из них верит своим глазам, и каждый из них прав. Здесь Д.Д.Итигэлов показывает нам, что наше восприятие мира несовершенна и не истинна, что многое лежит за пределами обычного понимания, и Он, идя, дорогой Будды ведущей к свободе, познал природу вещей и является гарантией истинности этого Учения. Завершающее слово, говорят, закончив что-либо, подводя итог всей жизни, всего опыта. Жизнь Д.Д. Итигэлова - это 12 перерождений и это значит, что подводится итог жизни в двенадцати воплощениях. Его опыт, знания, достижения – это опыт, знание, достижение бодхисаттвы Бэрхэ, опыт махасиддхи Бэрхэ, который ради совершенствования выбирал трудный путь, тернистую и тяжелую дорогу. И весь этот опыт духовного совершенствования в течение 12 жизней в завершающем слове Он оформляет посланием. В послании сконцентрирована энергия духовного опыта махасиддхи Бэрхэ, это невиданной силы мощнейшее топливо, используя которое космическая ракета нашего ума в течение одной нашей жизни способна достичь пределов вселенной, бытия, вырваться из сансары и достичь чистой земли Гандан.

… посланием оформляя скажу важнее этого больше нет. Во-первых, под «важнее этого» имеется в виду, что важнее 10 белых (благих) деяний ничего нет. Во-вторых, а это мы должны принять как основной смысл, «важнее этого», значит, важнее Захяа ничего нет.

 

В 2005 году, в библиотеке дацана «Гандандаржалин» находящегося в поселке Кырен, Тункинского района, нашли рукопись «Ехэ ламын домог». В ней пишется, что Дамба Даржа, сын Заяа, в 1713 году в возрасте 11 лет с двумя друзьями Батарай и Бахалай, ушли в Богдын Хурээ (современный Улаан Батор) познавать Учение Будды. После непродолжительного обучения там ушли дальше на юг и достигли Лхасы, где и закончили образование. Во время нахождения в Тибете Дамба Даржа Заяев неоднократно встречался с Панчен Эрдэни и Далай-ламой. Первосвященники сказали Ему, что Его рождение в северной стране не случайность. В предыдущих своих воплощениях Ты дал обет: «Ради блага живых существ во времена упадка распространять Учение в стране, где нет Учения Будды. И силой данного обета, Ты родился в этой стране». В 1731 году вернувшився домой они провели огромную работу по распространению святого Учения Будды среди бурят-монголов Российской империи. Подвижническая деятельность Дамба Даржа Заяева была по достоинству оценена и простыми людьми, у которых Он пользовался безусловным авторитетом, и на самом высоком уровне. Будучи на приеме у Императрицы Екатерины в 1768 году, от Ее Высочества получил звание Пандито Хамбо Ламы и пожизненную пенсию. Сие означало не только признание незаурядных способностей Д.Д. Заяева Императрицей, а, прежде всего обоюдное соглашение о придании званию Пандито Хамбо Ламы государственного звучания. Отныне все Хамбо Ламы являлись высшими должностными лицами государственного масштаба.

Д.Д. Заяев показал уход из этой жизни в 1777 году в возрасте 75 лет. Перед уходом Он говорил, что еще один раз вернется для того, чтобы помочь живым существам. Также, говорил Он, возможно в будущем, когда время будет называться переломным, из области, где нет причинно-следственной связи, придет Аварал. Лама Бэрхэ.

Из сочинения Д.Д. Итигэлова «Мэргэн хубилгаан» и «Дээдэ зальбарал» можно сделать вывод, что в них Он дает нам возможность догадаться, что в предыдущем воплощении Он был Д.Д. Заяевым. Из этого следует, что первое свое обещание Д.Д. Заяев сдержал и вернулся, чтобы помочь, в лице Д.Д. Итигэлова. Думается, и второе свое обещание он выполнил. Время (2002 г.), когда вернулся Д.Д. Итигэлов как лама Бэрхэ, официально названо перестройкой. Перестройка началась в 1985 году, а когда она закончилась, сказать мы не можем, да никто и не объявлял, что началась другая эпоха.

 

 

Теперь давайте проясним, что ЛамаБэрхэ это и есть Д.Д. Итигэлов.

В своем сочинении «Дээдэ зальбарал» Д. Д. Итигэлов называет имена всех своих предыдущих воплощений.

 

 

Здесь слово Бэрхэ встречается два раза, причем первое имеет смысл махасиддхи, а второе это имя собственное, и под этим именем идет первый из 12 воплощений Д.Д. Итигэлова. Далее, в расмотренном нами Захяа слово Бэрхэ встречается три раза, это:

Олдоходо Бэрхэ

Ушархада Бэрхэ

Оножо золгоходо Бэрхэ

Как мы выше уяснили, эти три строки указывают на Д.Д. Итигэлова. Соединив информацию из трех источников: «Захяа», «Ехэ Ламын домог», «Дээдэ зальбарал» в одно целое мы приходим к выводу, что во всех трех источниках под словом Бэрхэ имеется в виду одна личность – Д.Д. Итигэлов. Причем эта личность – махасиддхи. Известно жизнеописание 84 махасиддх ваджраяны – алмазной колесницы, где одним из главных Будд, основным учителем является Очирдари. Но лишь отдельным, выдающимся махасиддхам удается напрямую пообщаться с Очирдари, главным Буддoй Ваджраяны – высшей колесницы буддизма. Общение с Очирдари помогает молниеносно обрести Просветление, также Очирдари дарует Учение, практикуя которое можно обрести потрясающие результаты, а наиболее подготовленные могут в течение одной жизни обрести дар Просветления. Один из 84 махасиддх, по имени Тилопа, напрямую получил ваджрное Учение от Очирдари (Ваджрадхары) и описал в 11 трактатах. Он жил и практиковал примерно в 988-1069 годах. А в Захяа Д.Д.Итигэлова всего 26 строк. Надо думать, что Очирдари дает Учение соответственно времени живущих существ, их интеллектуальных способностей, возможности практиковать, способности самоотдачи и вере. Сегодня идет «Сэмун саг» - время упадка веры, способностей, практики, отсутствия свободного времени. Д.Д. Заяев родился в 1772 году силой обета, данной в предыдущих жизнях родиться в северной стране во времена, когда будет время упадка. В Захяа Д.Д. Итигэлов говорит, что и Он жил во время упадка – «Энэ сэмуунэй саг балшаг шабарhаа хирэ угы». Из этого ясно, что мы тоже живем сэмун сагта, во временаупадка. А это время характерно тем, что сила веры ослабевает, внимание рассеяно, память подобна дырявому сосуду. Если во времена Будды Шакъямуни и в последующие эпохи люди могли держать в памяти все слова Учения, еще в недалеком по историческим меркам времени и у нас в Бурятии были ламы знавшие 108 томов Ганжура наизусть, то сегодня мы уповаем только на память компьютера. И великие Учителя из сострадания и милосердия к нам дают то Учение, которое мы еще способны практиковать. В рукописи «Ехэ Ламын домог» написано: «Дэмбрэл угэй оронhоо Aбарал ерэхэ. Лама Бэрхэ ану» - «Из области, где нет причинно-следственной связи, придет Спаситель. Лама Бэрхэ.» В сансаре есть причинно-следственная связь, ее нет за пределами сансары. Человек, вырвавшийся из сансары, над которым больше не властна сансарическая причинно-следственная связь, означающее рождение и смерть, попадает в область, где нет смерти и причинно-следственной связи. И оттуда Он приходит как Спаситель. Имя Ему – Лама Бэрхэ.

В сочинении «Дээдэ зальбарал» Д.Д. Итигэлова первая строка начинается словами: «Агуу ехэ буян уйлдэhэнээр бэе бутээжэ» - «Совершив огромное множество благодеяний Тело сотворил». Тело Д.Д. Итигэлова остается неизменным благодаря добродетели, которые Он совершал на протяжении 12 своих перерождений. Благодаря добродетели Он победил смерть, вырвался из оков причинно-следственной связи. Следующая за ним строка: « hайн хэлэhэн дээдэ номые дуу тобшоор зарлигhан». «Благую весть высшего Учения кратко изложил». hайн хэлэhэн, лэгшэд, благая весть, евангелие – так говорят о словах, сказанных Святыми. hайн хэлэhэн дээдэ ном – это 108 томов Ганжура, собрания всех слов Будды Шакъямуни, ведущее к освобождению от сансары. И эти 108 томов Ганжура Д.Д. Итигэлов кратко изложил, Он зашифровал ее в своем Захяа. Прочитать весь Ганжур означает совершить огромное благодеяние. А о силе благих дел сказано в первой строке: «Агуу ехэ буян уйлдэhэнээр бэе бутээжэ», т. е. смерть можно победить (вырваться из сансары) совершением благих деяний. Поэтому великий махасиддхи, арья бодхисаттва – махасаттва Лама Бэрхэ несет нам как Спаситель Учение, которое спасет нас от страдания, даст возможность вырваться из Сансары.

Это Учение и право Его проповедовать Он получил, общаясь с Очирдари. Что же это за Учение? Она гениально проста и соответствует ритму нашего времени. Совершай десять благих дел и читай 4 раза в день Захяа (можно больше). А так как в Захяа зашифрован Ганжур, читая ее вы совершаете благодеяние, равное прочтению 108 томов Ганжура .

Такая возможность не будет вечна. Хотя Д.Д. Итигэлов и обладает силой бодхисаттвы находиться бесконечно долгое время, не рождаясь и не умирая, тем не менее, мы обращаем внимание на цифру 75, которая сопровождает Его. В предыдущем своем воплощении под именем Д.Д. Заяевa он прожил 75 лет с 1702 по 1777 гг. В образе Д.Д. Итигэлова родился ровно через 75 лет в 1852 году. Д.Д. Итигэлов прожил с 1852 по 1927 гг. также 75 лет. Ровно 75 лет прошло с 1927 по 2002 гг., когда Он вернулся, как Бэрхэ Аварагша в Иволгинский дацан. И в Захяа есть цифра 75, указывающая года с 2002 по 2077гг. При запуске космических ракет есть такое понятие как «Окно» - наиболее благоприятное время для запуска. Время с 2002 по 2077 гг. мы можем считать таким «Окном» для желающих совершить космическое путешествие, конечным пунктом которого будет Гандан или область чистой земли, где нет страдания.

 

 

Легенда о большом Ламе.

 

Ом да свершится благо!

Лама Дамба Даржа, сын Зая, в возрасте 11 лет, в первый летний месяц 1713 года пас овец вместе с друзьями Баатар и Бахаалай. Однажды они договорились пойти в Богдын Хурээ познавать Учение. Выйдя с утренним солнцем, через 10 с лишним дней достигли Богдын Хурээ, вошли в первый попавшийся гэр. Живший там один большой лама очень обрадовался: «Хорошо, очень хорошо, пришли сосуды для обучения из халхи*». Так с радостью приняв, начал их обучать, но вскоре там началась эпидемия. Настали очень тяжелые времена и Богдо Гэгэн низпустил такой приказ своим шави: « В западном Хурээ, у такого-то ламы, есть один хувараг из бурятов. Его сегодня же безвозратно отправьте за пределы!» Охраники, получившие такой приказ, пришли и начали выгонять этого хуварака. Когда он, плача не хотел уходить, они сжалились и оставили его. На следующий день Богдо Гэгэн вспылил: «Вчера этих мальчиков хувараков не изгнали, не вывели! Связать и сегодня же за Сэлбын гол!» Получившие отправить без права возврата, видя гнев Богдо Гэгэна по поводу не исполнения его приказа, довели этих мальчиков до реки Сэлбын гол, перевели на другой берег Сэлбын гол, малость поколотив, прогнали двух хувараков. После этого небо на северо-западе сильно потемнела, появилась очень черная грозная туча, собрался идти сильный дождь, ливень. Богдо Гэгэн отдал приказ своим шави, очень быстро приготовить тангариг для Чойжола. Быстро приготовили, но полил сильный дождь с градом, молния семь раз ударила в бошогто камень Богдо Гэгэна, разбив её, ушла. Когда спросили Богдо Гэгэна, в чем причина этого, говорят, он сказал: «Этот хувараг – Чойжола* хубилган Лама. Выгоняя его, я желал, чтобы он, забрав распрастранившуюся здесь эпидемию, изгнал её за пределы. А он, сердясь за это, бьёт меня молнией.

Показав в 11 лет такую сверхъестественую силу, в последующем, изучая учение Будды, умиротворил свой вспыльчивый характер, говорят. Этот бошогто камень Богдо Гэгэна находился на вершине Богдо уула, был белым камнем размером с верблюда. Больные, бездетные, стоя перед этим камнем, делали подношения, мандалу преподносили, делая омовения чистой водой, пили и получали облегчение.

Оттуда, затратив в дороге месяц, дошли до Богдо хановского города Пекин. Оттуда, в течение трех месяцев идя среди китайцев, дошли до местности Амдо, говорят. Жители этой местности Амдо, хотя и не несут повиности, находятся в ведении китайского хана. Скота мало держат, зерном и мукой стараются жить, многородовой народ. Каждый род очень многочисленый. По традиции, каждый род имеет своего сайда, который руководит ими. Верующие в бурхана. Много хиид и дацанов. В больших хиид от трех тысяч до шести тысяч лам. Поменьше этих, хиид, от одной тысячи до трех тысяч лам. В самых малых от ста пятидесяти и более. В одной большой каменной ограде находятся до ста шестидесяти домов. Вообще в этой области и сумэ для бурханов, и дома для проживания из камня строят. Спокойный, хороший народ. Уй и Дзанг, двух областей народ. Большой лама стороны Уй – Далай-Лама. Большой лама стороны Дзанг – Панчен Богдо, говорят. Самый большой хиид страны Тибет называется Балдан Брайбун. Количество лам этого хиид – семь тысяч. Внутри семь дацанов, все собираются в центральном большом дацане для проведения хурала, затем, разделившись по своим малым дацанам, проводят хуралы. Следующий от него хиид, называется Сэра, в нём пять тысяч сто лам. Внутри четыре дацана. Хиид под названием Дэгэ-Лхан имеет три тысячи пятьсот лам. Внутри три дацана. Ламы этих дацанов ежедневно молятся, проводя хуралы. Дацан под названием Самье построили раньше этих дацанов, хиид. Лам этого дацана две тысячи, пятьсот. Внутри три малых дацана. Начало возникновения больших хиид - эти четыре хиид. Ежедневно в дацанах проводятся хуралы, молятся. Древнее и больше этих четырех хиид нет.

В первый месяц весны в этих дацанах проводятся хурал Жуу Шигэмуни. В один год собираются восемнадцать тысяч лам для проведения хурала. В другое время собираются от шестнадцати тысяч, до четырнацати тысяч. На проведение этих ежегодных хуралов, средства на еду и питьё, выдаются из казны Далай Ламы. Каждый день всем ламам подносят по двадцать мунгэ. Ежедневно, в течение двадцати одного дня, каждой голове подносят по сто мунгэ. В остальные дни, от пятидесяти до пяти мунгэ, самому последнему маленькому хувараку меньше двух с половиной не дают. Некоторым малым хуваракам половину дают мукой.

Подданые тибетского хана люди умеющие сеять зерно. Ноён ихний, распределяет где и как. Нойона помощь - дают сеять зерно, затем каждый месяц обучающим ламам и хуваракам дают на пропитание. Подать этой страны – зерно. А ламы и хувараки постояно занимаются обучением.

Издревле Далай Лама хан Тибета. Отсюда удостоился почета как хубилган бодхисаттвы. Хотя у народов Уй и Дзанг языки различаются, большинство говорит по правилам одного языка. Даши Лхунбо, хиид Панчен Эрдэни, находится в Дзанг на растоянии десяти дней на запад от земель Жуу хиид. Лам три тысячи. Подразделяются внутри на три дацана.

Старший лама Тибета Богдо Панчен. Даже старший над Далай Ламой говорят.

Причина попадания Тибета под влияние Китая такова. Джунгарский хан Церин Дондуп с войском вошёл в Тибет, убив тибетского хана в 768 году, сам сел в этой стране ханом. Узнав об этом, китайский хан отправил своё войско. Прослышав про это Церин Дондуп возвратился, говорят. Когда китайское войско дошло до Тибета, там не было хана. Неприятель ушёл от нас, вы входите в ведение нашего хана, - так объяснив, выбрали одного сайда, - руководите этим нашим народом, - так сказав, вернулись к своему китайскому хану. Начав отсюда, получают от китайского хана грамоту на правление. Так, попав под влияние китайского хана, живут по прежнему, не несут государственой повиности, распрастраняя учение Будды пребывают два Ламы. Вдали и вблизи, Панчен Богдо и Далай Лама. Далеких прошедших времён, нескольких поколений деяний связь, исходящих из этого разных препятствий, проклятий, плохих сторон отрава, также будущего времени действий, всё это испрашивают у Просветлённых, они, отвечая на них, пишут, какие надо провести защитные обряды, какие молитвы прочитать, время от времени их раздавая, пребывают у себя, так говорят.

Лама Заягин был шави во многих учебных заведениях разных хиид, получил много знаний, был долго рядом с Далай Ламой, говорят. Когда так Он пребывал, Далай Лама однажды говорит Ламе Заягину – « Иностраные послы придут, ты с ними не встречайся, стой за этой занавесью». Когда так сказал, зайдя за занавес, тайно смотрел оттуда. Вошли три больших нойона из страны Янгжу, получив благословение, сидели, пили чай. В промежутке они: «Заягин хувараг здесь живет?» - так спросили. Когда Далай Лама ответил, «да, он живёт здесь», они сказали – « мы должны с ним встретиться». «Вы, встречаясь, что хотели спросить?», на это – «У нас там нет Учения Будды, обучив всему, отправьте его к нам, сделайте нас буддистами», так сказали. Далай Лама это одобрил: «Правильно обучив, отправлю. Не бывает такого, чтобы просто получив хадаг, поехал. Глубоко изучив, тогда возможно». Такому ответу, обрадовавшись, они ушли. После этого, выйдя из-за занавеси, спросил – из какой они страны? Это вашей страны сабдаки, верхний Бурин хан, посередине Хумун хан, ниже сидевший Хугтэй хан, так ответил, говорят. Верхние два нойона были в монгольских дэли из голубого шёлка, очень солидные. Ниже сидевший, в разнообразной одежде на манер русских, очень подвижный, туда – сюда, многословный, такой легкий на подъём. Такого вида они смотрелись. Приезд этих троих с просьбой распрастранения учения Будды, в то время, когда там учился Лама, имеет свой смысл.

Драгоценный Лама Заягин двадцать с лишним лет провёл, собирая и изучая драгоценное Учение. Поднеся прошение Панчен Богдо, получил посвящение в гэсэл. Панчен Богдо возвещал: « в стране, где будешь жить, станешь большим Ламой», так благословил, говорят. После этого, поднеся прошение Далай Ламе, получил посвящение в гэлэн. Когда собирались возвращаться, его учитель Далай Лама, золотыми словами возвышая: « в стране, где будешь жить, хувараки будут грамотными», такими словами благословения аршаном оросил.

Баатар, изучая зурхай, стал зурхайши. Бахаалай, изучая Учение, стал рабжамбой.

Когда, получив множество посвященний и разных учений, втроём возвращались, через большие реки переходили по мосту, который делал рабжамба, кидая на воду свой орхимжо. Здесь рабжамба лама иногда пил водку, говорят. Когда у кого-то возникали проблемы, приглашали рабжамбу, говорят. Сильно пьяный, наверное не сможет, думаешь, всегда правил, такой стороны, такого времени, такая защита должна быть, предсказывал, удивительно меткий был, говорят.

Вернувшись втроем в 1731 году сюда, обучили Учению многих хувараков, здесь обучившихся сонгол-зурхайши называют хорошими, меткими, всё от тех корней, скажу.

В 1734 году, установив маленький дацан, время от времени стали проводить хуралы по тибетским правилам, это первый дацан у бурят, где начали проводить хуралы. Ставшие ламами, хувараками, жен не брали, очень тонко соблюдали правила. Женатый человек хувараком не становился. По таким, установленным Заягином тонким правилам жили, говорят.

В первый зимний месяц 1764 года, доехав до города хозяина хана, встречаясь с хозяином ханом, говорил об учении Будды, её правилах и обязаностях, сам стал Депутат Хамбо Ламой пяти дацанов, много дацанов и сумэ построили, лам, санвартан, верующих становилось всё больше. Во всех дацанах ввел должности пяти ступеней старшинства над ламами и хувараками, выдвинул шэрээтэ, соржо, шанзадба, засагта, даа. Разместив по пяти ступеням, учение Будды, со всех сторон возвышая, службу всех, улучшая, взяв под своё ведение хамбинскими штатными ламами ещё 150 прежних, имея много дацанов и сумэ, в каждой местности ламами и хувараками распрастраняя учение Будды, пребывал.

В 1777 году, в тени своих 75 лет ушел в нирвану. Эти трое так говорили: «вступайте на путь нашего Хамбо Ламы, в начале приглашения, возвышения Учения, коренных Богдо слова – «Вы трое обладаете могуществом распрастранять учение Будды в вашей стране. Учение не прервется – говорили они, - Лама, предводитель этих хиид, в начале распрастранения Учения Будды не будет встречать препятствий»; Возможно в конце нашей жизни, родится сострадательное желание помочь. Тогда, один раз, корнем рабчжун ламы, убадис Ламы – хубилгана Чойжола, не прервётся» - говорили они. «Также, возможно в более позднее поколение, (когда) время и остальное - переломное, - будут называть, спасение придет из области, где нет причинно-следственной связи. Лама Бэрхэ. Великое почитание, зурхайшина корнем, через зурхай понимание будет» - так они говорили.

Рабжамба, хотя много учился, получил от лам-учителей много дорог, не проникся силой Учения. «Для твоего тела горы и реки не являются препятствием. Однако замутнение сознания надо исправлять посредством медитации», - так наказывал, говорят.

Трёх драгоценностей такой великий хубилган, Учение в этой стране среди бурят распространял. Об этом легенда.

Свет счастья и благоденствия распространяя, да станет украшением вселенной!

 

 

Комментарий.

 

Данная рукопись, написаная старописьменным вертикальным письмом на бурят-монгольском языке, была обнаружена среди книг в Кыренском дацане Гандан Даржалин в 2005 году. Записана неизвестным переписчиком на ученической в клеточку тетради, которая выпущена Камским целлюлозно-бумажным комбинатом, города Краснокамск, Пермской области, в 1958 году. По всей видимости, периписан с другого текста в 1958 году или позже. Текст записан на 12 страницах, в некоторых строках есть пробелы, видимо в оригинале они не читались, или были другие причины делать пробелы.

Анализируя текст и манеру изложения, можно сделать вывод, что он написан после ухода Д.Д.Заяева в Нирвану, примерно в 1780-1800 годах. По всей видимости, один человек рассказывал, а другой записывал. Об этом можно судить из слов, - «так говорили», что в большей степени свойственно для устной речи. Также в тексте на старописьменном языке написано халха, в смысле халха-монгол. Б.Дондоков, переводя со старописьменного на кириллицу, вместо слова халха, пишет бурят, что вполне оправдано. Однако из того, что в старписьменном тексте стоит слово халха, мы можем сделать вывод, что расказчик ассоциирует место своего проживания и место происходящих событий с Халха Монголией. Как известно, до разделения сферы влияния между Россией и Китаем, бурят-монголы проживали на севере монгольской земли, которая называлась Ара Халха. Д.Д. Заяев с друзьями ушёл учиться в Богдын Хурээ в 1713 году, а граница была «установлена» только в 1727 году. И даже после 1777 года рассказчик невольно говорит халха, так как все рода, проживающие здесь, считают себя монголами из Ара Халхи. Одинацатилетним мальчиком прибыв учиться в Богдын Хурээ, Заяев показывает сверхестественую силу, наслав град с дождём в ответ на высылку. Наверное, град с дождём остались бы не замечеными, если бы не молния, семь раз ударившая в бошогто камень и разбившая её вдребезги. Богдо Гэгэн, а в то время это был знаменитый Ундэр Гэгэн, говорит, что это дело рук хуварака Заяева. Говоря, что этот хуварак является хубилганом Чойжола, он имеет в виду, что Заяев обладает силой, равной силе Чойжола. Следует также обратить внимание, что за реку Сэлбын гол были высланы двое из троих хувараков. Исходя из того, что Заяев обладал сверхестественной силой, можно предположить, что он знал, что на следующий день обязательно придут за ними, и спрятался. А охраники, не исполневшие приказ Богдо Гэгэна в предыдущий день, побоялись прийти обратно к Богдо Гэгэну и сказать, что они не могут найти третьего, просто взяли и выслали двоих.

1731 год, когда вернулись из Тибета, закончив образованние, в оригинале не стоит. Там просто написано что вернулись. Здесь её поставили по следующим соображениям. Будда Шакьямуни проповедовал Учение об избавлении от страдания в течение 46 лет. Будучи в Индии учеником Будды в своём предыдущем воплощении под именем Лоцава Сэнгэ, Заяев дал обет распрастранить учение Будды в стране, где не будет Дхармы. И, думается, также как Будда, в течение 46 лет. Великий Первый Бандида Хамба Лама Дамба Даржа Заяев показал уход в нирвану в 1777 году. Если от года ухода отнимем 46 лет, получается 1731 год, год возврата. Также, эту дата есть у монгольского автора Жамбал Жамцо. В своей книге «Ясное зерцало» - повествование о трёхкратном распространении буддизма в Великой Монголии», он пишет: «В 15 лет Дамба Даржа отправился в Тибет, дошёл до монастыря Брайбун и стал учиться в Гоман дацане. Овладел знанием буддийского Учения. В год водяной курицы (1731) вернулся на родину и с целью утвердить Учение Будды, основал здесь общину». Возможно, маленький Заяев, дойдя в 12 лет до Амдо, провёл 2-3 года в Гумбуме или другом хиид. А в 15 лет он дошёл до Лхасы.

Драгоценный Лама Заягин 20 с лишним лет провёл, собирая и изучая драгоценное Учение. Из текста молитвы - восхваления Д.Д. Заяева известно, что Д.Д. Заяев с семилетнего возраста проявил стремление к изучению учения Будды. Семь лет ему было в 1709 году, это возраст, когда начинают обучаться граммоте. С семи лет, будущий великий Лама начинает изучать драгоценное Учение, в 1713 году уходит собирать, чтобы вернуться домой в 1731 году. Если всё подсчитать, получается 22 года, то есть двадцать с лишним лет. Скорее всего, в устной памяти народа остались слова Д.Д. Заяева, где говорилось, что он двадцать с лишним лет учился учению Будды.

Коренных Богдо слова: «… Учение не прервётся, Лама, предводитель этих хиид в начале распространения учения Будды не будет встречать препядствий». Коренные Богдо это Далай Лама и Панчен Богдо. «Учение не прервётся», здесь имеется в виду, что не прервётся линия преемственности Предводителей, то есть Хамбо лам. Эти слова надо воспринимать буквально, а именно, что начиная с Великого Первого Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева и до нынешнего 24 Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева она не прерывалась. Но как тогда воспринимать время с 1932 года по 1946 год? Ведь коммунисты в 1932 году закрыли все дацаны и упразднили институт Пандито Хамбо лам, тем самым прервали непрерывную линию преемственности Учения. Но мы сейчас увидим, что даже октябрьская революция и 70 слишним лет воинствующего атеизма оказались бессильны перед пророчествами коренных Богдо. Линия преемственности начинается с Первого Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева и до шестнадцатого Пандито Хамбо Ламы Данжа Мункожапова идёт не прерываясь. Далее 14 лет без Хамбо ламы. И только в 1946 году народ вновь обретает своего духовного лидера – 17 го Пандито Хамбо Ламу Лубсан Нима Дармаева. На этом посту он пробудет с 1946 по 1956 год. В 1955 году вместе с ламами Иволгинского дацана и учениками 12-го Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Итигэлова он вскроет место схоронения Д.Д. Итигэлова и встретится с ним. Здесь возникает вопрос, почему был нарушен наказ 12-го Хамбо Ламы - встретиться с ним через 30 лет, то есть в 1957 году?

В 1956 году, буддисты Шри-Ланки пригласили всех буддийских лидеров мира отметить 2500-летие нирваны Будды. Руководство СССР решало довольно щекотливый для себя вопрос, как быть? Одно дело самим говорить, что в Советском Союзе свобода вероисповедания, только народ в основной своей массе освободился от религиозных пережитков прошлого, и желающих посещать церковь единицы. А здесь надо отправлять за рубеж Пандито Хамбо Ламу Лубсан Нима Дармаева, который за 10 лет уже заматерел на своей должности и неизвестно что может выкинуть за рубежом. Исходя из этих соображений, принимается решение снять Лубсан Нима Дармаева с должности Хамбо ламы. Ламы Иволгинского и Агинского дацанов отказываются принимать решение о перевыборах Хамбо ламы, говорят, если опять наступают 30-е годы с репрессиями, то их, прошедших лагеря и ссылки, защищавших Родину в Великой Отечественной войне, и не однажды смотревших смерти в лицо не запугать и не сломить. Три дня резиденция Хамбо ламы - Иволгинский дацан, находится в осадном положении, вокруг ходят люди в штатском, никого из територии дацана не выпускают и не запускают, у всех приежающих требуют паспорта и записывают. В таких условиях, видя, что начинают страдать простые верующие, Лубсан Нима Дармаев принимает решение сложить с себя полномочия Хамбо ламы. Но в предыдущем году он уже успел встретиться с Д.Д.Итигэловым. А если, прямо следуя завещанию 12-го Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Итигэлова, прийти к Нему на встречу через 30 лет, то это был бы 18 Пандито Хамбо Лама Еши Доржи Шарапов. Встретившись с Даши Доржи Итигэловым, он востановил бы прерванную нить преемственности, но тогда, в этой драгоценной золотой цепочке Хамбо Лам, не хватало бы одного звена – 17-го. Вроде был 17 Хамбо лама, в этом никто бы из нас не сомневался, но на тонком уровне, видимом только буддам и бодхисаттвам, она не читалась. Поэтому, устраняя эту несправедливость, Великий Святой Д.Д. Итигэлов сам пригласил на встречу Л.Н. Дармаева в 1955 году.

Когда 24 Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев, интересуясь, что послужило толчком для этой встречи, расспрашивал жителей села, одна бабушка рассказала, что в том году был сильнейший ветер, который срывал крыши домов. Но, самое главное, ученики Д.Д. Итигэлова посещавшие место, где Он сидел, обнаружили, что земля над ним раскрылась. Сразу же поехав в Иволгинский дацан, они рассказали об этом Хамбо Ламе и он, поняв, что его зовёт Д.Д. Итигэлов, во главе делегации поехал на встречу с Ним. Эта была историческая встреча, всю глубину и маштаб которой бурятскому народу ещё предстоит осознать. Встреча двух Хамбо Лам явилась тем мостом над пропастью воинствующего атеизма, которая соединила ведущую к свободе от сансары дорогу, берущуя своё начало от Будды Шакьямуни. Учение не прервалось, её драгоценную золотую нить, не воспринимаемую грубыми органами чувств, простых людей, но реальную для бодхисаттв и воочию видимую ими составляющую этого пути, сохранил и передал Д.Д. Итигэлов.

Тогда один раз, корнем рабчун ламы, убадис Ламы - хубилгана Чойжола, не прервётся. Здесь говорится о том, что Д.Д. Заяев, из сострадательного желания помочь нам, один раз вернётся к нам. Великие бодхисаттвы знают, сколько ещё осталось у них рождений до того, когда они окончательно освободятся от привязаности к сансаре. Окружение Д.Д.Заяева знала, что Он является бодхисаттвой, и просили его вновь вернуться к ним. Он ответил согласием, но, зная, что это будет его последнее воплощение, уточнил, что вернётся один раз. Корнем рабчун ламы. Рабчун – эта самая первая стунень посвящения, за ним следуют гэнин, гэсэл, наконец, самый высший обет буддийского монаха – гэлэн. Корнем рабчун ламы – здесь имеется в виду, что вырастающий из корня росток уже будет иметь посвящение, то есть, следующее воплощение Д.Д.Заяева с первых дней рождения будет буддистом, будет ламой. Но так как первое посвящение человек получает лет в семь, а только что родившемуся ребёнку даже имя не дают, то, очевидно, что здесь имеется в виду рождение сверхестественым образом, а именно из цветка. Даши Доржи Итигэлов, перерожденец Д.Д. Заяева, родился в 1852 году, что по историческим меркам совсем недалеко, но до сих пор не известно имя матери Даши Доржи Итигэлова. Для буддиста, считающего, что все живые существа в неисчислимых перерождениях когда-то были его матерью, не знать имени своей матери в этом рождении невозможно. Даже если допустить, что с раннего детства Д.Д.Итигэлов остался сиротой, повзрослев, Он должен был найти имя своей матери, и народная память донесла бы нашего времени её. Чего не случилось, а значит, версия о том, что перерожденец Д.Д.Заяева родился из цветка, наиболее убедительна. Убадис Ламы – хубилгана Чойжола, не прервётся. Здесь говорится, что Лама (Д.Д.Заяев) обладает силой, превышающей силу Чойжола. Чойжол может прерывать, но он не обладает силой установления постоянства, то есть не прерывать. Здесь можно сказать так: «убадис Ламы Д.Д.Заяева не прервётся»

Эти слова можно понять таким образом, что та сила, которую получил Д.Д.Заяев, изучая учение Будды, постояна, она не может прерваться, что институт Пандито Хамбо Ламы, которую установил Он, не прервётся.

Также, возможно в более позднее поколение, время и остальное «переломное» - будут называть, спасение прийдёт из области, где нет причинно-следственной связи. Лама Бэрхэ. «Переломное», это когда происходит ломка старой общественной формации, зарождаются новые взаимоотношения в обществе и соответственно люди испытывают стресс, растерянность, депрессию. И в это время, когда люди нуждаются в помощи, приходит Спаситель. Даши Доржи Итигэлов жил с 1852 по 1927 г., то есть застал переломную Октябрьскую революцию, значит, речь идёт не о ней. Следующее преломление времени и остального произошло, начиная с 1985 года, когда обьявили о перестройке в СССР. И в 2002 году, в сентябре месяце, появился Спаситель Д.Д. Итигэлов – Лама Бэрхэ. Он пришел из области, где нет причинно-следственной связи, её нет за пределами сансары - в области чистых измеренний, а в сансаре причинно-следственная связь присутствует, здесь всё взаимосвязано. Значит, Лама Бэрхэ, ушедший за пределы сансары благодаря учению Будды, сознательно присутствует на земле, чтобы помогать нам как бодхисаттва Бэрхэ.

Великое почитание зурхайшина корнем, через зурхай понимание будет.

Зурхайшин – это астролог, лама который занимается исчислением, корнем – это значит, лама был и в предыдущей своей жизни зурхайшином. Через его зурхай, то есть исчисления, возможно более глубокое понимание феномена Д.Д. Итигэлова, и как следствие, великое почитание.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты