КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образ психологической зависимостиПсихологическая зависимость может быть представлена в виде образа. Это образ – символ проблемы. Как правило, этот образ в случае хорошей мотивации на отказ от употребления носит агрессивный, угрожающий характер. Часто это образ монстра с красными глазами, копытами, густой шерстью, от него исходит неприятный запах, он может рычать. В нем просматриваются черты беса. Иногда это цепи: тяжелые, ржавые, прочные. Они держат в неволе, а ключ от замка находится у кого-то другого. Иногда зависимость выступала в образе змеи: длинной, толстой, кровожадной. Даже в случае отрицания проблемы зависимость все-таки представляется в виде образа, который определяет достаточно лояльное отношение человека к своей зависимости. Часто это пушистый зверек, зайчик, белка, кошка (особенно в начале употребления) Описывается этот зверек как игривый, добрый, хитрый. В случае категорического отказа подростков от лечения, зависимость отображается в образе орла, ворона, пантеры, которые описываются как сильные, ловкие, хитрые, независимые от других, отличающиеся превосходством. В случае понимания своего бессилия перед проблемой образ зависимости был, с одной стороны, демоническим, а, с другой стороны, жалким, потрепанным. Например, черт со свалявшейся шерстью, облезлым хвостом, но крепкими клыками. Как двойник человека, образ зависимости несет информацию о чувствах и мыслях, отношении к проблеме, субъективном восприятии своей зависимости. В ходе психологического консультирования, проработки зависимости в разных модальностях, образ зависимости, зависимость принимается как часть своего собственного “Я”, меняется, что свидетельствует об ослаблении психологической зависимости, постепенно создается основа для восстановления контроля над поведением на основе нового образа “Я”. В народном сознании представление о двойнике, который может распоряжаться человеком в результате его неумеренного употребления алкоголя бытует уже давно. Этот двойник выступает в древних литературных текстах в разных обличьях, то Горя-злочастия, то Хмеля и др., но за ними просматриваются бесовские черты. Так Хмель в “Послании о Хмеле” заявляет, что владеет всеми, кто упивается: “мудрую ими якоже хочу”. Процесс овладения раскрывается Хмелем так: “Одна малая чашка - во здравие, другая - на веселие, третья во отраду, а четвертую выпьет, то будет ему пьянство. Тогда и начну место себе строить в нем. Если же пятую и шестую – тогда обрету власть и стану строить свое жилище в нем, завладею всем существом, сотворю в голове и утробе многую теплоту. Его утроба и сердце начнет желать много пития” (Послание о Хмеле, 1989, С. 245.) Как результат своего овладения человеком, Хмель видит его в безмерном пьянстве, смелым и буйным, тщеславным, многоречивым и самохвальным, прекословящим и бранящимся, дерущимся до крови и до смерти. Он ничему не хочет учиться, многое не видит и не слышит. Он слушается только своего двойника, живущего в нем – Хмеля. А поскольку Хмель это образ беса, дьявола, то только одно от него спасение – помощь Бога, часто монастырь, но при условии, что человек не будет касаться Хмеля. Причем, этот секрет раскрывается самим Хмелем. Орлов Ю.М. выделяет поведение, ситуацию и образ, вызывающий поведение. “Образ – это не просто конфигурация стимулов. Образ потому и образ, что содержит определенный смысл (для данного человека) и значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры)” (Орлов Ю.М., 1991, c. 28). Управление поведением Орлов сводит к управлению образами нашего сознания. Источниками образов выступают ситуации, обстоятельства, слово (воспроизведение обстоятельств в воображении путем их словесного описания), потребности. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует конструированию образов обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Осознание проблемы позволяет увидеть внутренний, виртуальный образ своей зависимости (образ своего зависимого “Я”), что повышает чувствительность к проблеме. (Шабалина В.В., 2002) Исследование феноменологического мира подростка позволяет не только понять его, но и наметить пути выхода из ситуации.
|