КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Оценивание Учебная программа по физкультуре предусматривает выполнение нормативов по легкой атлетике, гимнастике, плаванию в условиях и по правилам соревнований в данных видах спорта. В игровых видах учебной программы мы используем фрагментарный зачет, выделяя в качестве контрольных нормативов отдельно взятые игровые действия. Однако, в баскетболе ЗНАТЬ – это значит ВЫПОЛНЯТЬ в игре. Все оценивание учебных достижения должно быть построено на этом принципе. Высокий уровень: ученик успешно выполняет изучаемые приемы в игровых условиях; достаточный уровень: ученик пытается выполнять изучаемые приемы в игровых условиях; средний уровень: ученик выполняет изучаемые приемы в основных упражнениях; низкий уровень: ученик выполняет изучаемые приемы только в подводящих упражнениях. Например, 3 класс, передачи в движении после двойного шага. Подводящие упражнения: передачи в парах на месте, передачи в парах шагом после одного удара об пол. Основные упражнения: эстафеты с ведением и передачами мяча заданным способом и упражнения типа:
Игрок выполняет ведение и передачу мяча учителю после выполнения двойного шага, делает рывок под кольцо и, получив обратную передачу, выполняет бросок изученным способом. Игровые упражнения: «Мяч капитану», «Собачка» - игрокам разрешается передавать мяч только после ведения и двойного шага. Способности ребенка к успешной игровой деятельности во многом определены генетически и плохо поддаются развитию. В отличии от других программных видов способность усваивать учебный материал по баскетболу, зависит в первую очередь от психических свойств личности, а не от уровня развития двигательных качеств, как в легкой атлетике или гимнастике. К числу основных психических качеств игровика можно отнести объем внимания, антиципирующую реакцию, реакцию выбора, устойчивость к сбивающим факторам. Говоря об устойчивости к сбивающим факторам, я имею виду, прежде всего, устойчивость внимания, а не устойчивость двигательного навыка. Устойчивость двигательного навыка лучше проявляется в условиях ожидаемых помех (утомление, противодействие защитника и т.п.). Устойчивость внимания проявляется в условиях слабо прогнозируемых ситуаций (выкрики зрителей, соперников, атака с фолом, «слепой» заслон и т. д.). Самые современные доплеровские системы сопровождения целей, используемые военной технике, не идут не в какие сравнения с объемом внимания хорошего игровика. Баскетболист способен не только отслеживать движение многих «целей», подразделяя их на «свои» и «чужие», но и постоянно корректировать прогноз позиций. Исходя из вышеизложенного, я пришел к необходимости дифференцировать учебные задачи и критерии оценивания достижений учеников исходя из их врожденных способностей к игровой деятельности. Деление учеников по признаку игровики (хорошая реакция, координация движений, умение ориентироваться в игровой обстановке, темперамент – сангвиник, холерик), и неигровики. Для первых главное использование изученной техники и тактики в реальных условиях игры. Для вторых – правильное выполнение основных технических приемов. При этом мне не раз доводилось удачно использовать «неигровиков» в учебных и даже в соревновательных играх. Наиболее ярким примером такого использования был Э. Шушкевич, выполнивший требования к нормативу МС в составе киевского «Будивельника». Приобретая в ходе занятий определенные знания и умения, «неигровики» часто приносят пользу в борьбе за отскок, нейтрализации отдельных игроков соперника, и даже в «быстром прорыве». Для учителя важно найти для такого ученика место в игре, поставить передним простую задачу, не требующую от исполнителя способностей специфических для «игровика». Организация оценивания: Общепринято, среди школьных учителей физкультуры, записывать те достижения учащихся, которые легко выражаются в цифрах. Большинство учителей внимательно отслеживают динамику результатов в беге, прыжках, силовых упражнениях и т.п. может быть мне не повезло, но я не встречал учителей фиксирующих и отслеживающих результаты в спортиграх. Между тем, это достаточно просто. Создадим протокол учебной игры для шестого класса. В соответствии с учебным задачами, нас интересует усвоение учащимися средних бросков, выбор места при борьбе за отскочивший мяч, реализация быстрого отрыва.[2] Для того, чтобы массив данных был о достаточно достоверным, заполняйте протокол в течении 8 уроков.
Таблица 2
Научите ребят, освобожденных от нагрузок, работать с протоколом. Обозначения: Р – персональный фол – (минус одно очко) Т – технический фол – (минус три очка) «+» - в графе «броски» – (одно очко); в графе «быстрый отрыв» - (2 очка) «-» - в графе «броски» - (минус одно очко) С – подбор на своем щите – (одно очко) Ч – подбор на чужом щите – (два очка) В графе «быстрый отрыв» отмечаются два игрока. Тот, кто отдавал и тот, кто получал передачу. В графе «Итог» суммируются все плюсы и минусы игроков с учетом коэффициентов. Оценка за тему выставляется на основе протокола: Высокий уровень - +5 и выше; Достаточный – от -5 до +5 Средний – меньше -5 Низкий уровень – в строке с фамилией меньше 5 записей
Определяя нужные Вам графы, помните: учащиеся 4-5 пятого класса вряд ли смогут отслеживать более 2-х показателей, 6-8-миклассники – 3, 9-11-тиклассники – 4 показателя, кроме графы «Фолы» - обязательной для всех классов Не перегружайте протокол. Не следует вносить в протокол потери мяча. Это приведет к низкой, скорее всего, отрицательной, суммарной оценке, которая не добавит Вашим ученикам положительных эмоций.
|