КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГАМонтаж дикторского текста Долгие годы с момента появления звукового кино техника синхронных съемок оставалась очень громоздкой, тяжелой и неуклюжей. Для документалистов она была почти непреодолимым препятствием в условиях репортажа, далеких экспедиций и даже, казалось бы, несложных хроникальных съемок. Лишь игровой кинематограф с его многочисленными съемочными группами мог позволить себе «роскошь» работать с синхронными камерами, которые весили по 60 килограммов. Но длительный исторический период развития экранного творчества при отсутствии легкой и простой техники примечателен становлением филигранного мастерства написания и укладки дикторского текста на изображение. Сформировалось даже словосочетание, которое определяло данный этап творческой работы: укладка дикторского теста. Новое поколение работников экрана, творящих свои произведения на видеотехнике, в массе своей не видело даже лучшие образцы фильмов того периода. Но зато унаследовало ложную легенду о якобы существующей «горе отрицательных качеств» дикторских текстов в экранных произведениях. Так называемый дикторский текст используется во всех видах нашего творчества: и в игровом кино, и в телепередачах, и в документальных фильмах, и в научно-популярных, и в учебных, и в рекламе, и в мультипликации. И во всех жанрах — в комедии, в драме, в трагедии, в мелодраме, триллере и т. д. Вошедший в обиход кинематографистов термин «дикторский текст» не только не отражает сути функций комментария, но главное — дезориентирует творцов в выборе выразительных средств. Ярлык «кондовости», «занудства» и даже одной из форм «марксис
тской пропаганды» налеплен на этот термин совершенно незалу-жено. Английский режиссер кино и телевидения, автор учебника по документалистике Майкл Рабигер стремится реабилитировать его в глазах нового поколения. Текст, называемый «дикторским», лишь произносится артистом, которого в определенных случаях выбирали из числа дикторов радио. Естественно, что человек, владеющий искусством четкого произношения фраз и слов, употребляющий верные ударения, был предпочтительнее, чем артист, впервые оказавшийся наедине с микрофоном. «Диктор» читает чужой текст с листа. Он — скрипач, исполнитель чужого произведения. А создатель этого произведения — автор, драматург, журналист. В лучшем случае диктору удается принять на себя личину автора, актерски перевоплотиться в него, но никак не стать им. Это представляет собой одну из форм условности экранного произведения, а не буквальную подмену одного другим. Закадровый текст, написанный от третьего лица, лучше назвать по справедливости «авторским текстом» или «авторским словесным комментарием». Кстати, в игровом кино его так и величают. Авторский текст всегда индивидуален. По крайней мере, должен быть таким. Он несет на себе черты личности его создателя, выражает отношение творцов произведения к экранным событиям, передает эмоции драматурга, режиссера, журналиста, возникшие у них в связи с действием в последовательности кадров. Словесный текст не может быть произнесен только от лица одного из авторов произведения. Он является выражением комплексной позиции авторов — драматурга-сценариста, драматурга-режиссера, драматурга-оператора. Каждый из них вложил в процессе съемок в изображение своими средствами и свое отношение, и свои чувства, и свой темперамент. Поэтому про голос, звучащий за кадром, иногда очень точно говорят — «голос самого фильма». В таком понимании закадрового авторского текста присутствует что-то более весомое, объективное, доверительное и убедительное. От теории перейдем к делу. Предлагается последовательность кадров и два варианта текста к ней. Какой вариант по вашему мнению наиболее удачный? >:~
. 2. Ср. Мужчина подходит к ос 3. Общ. - ср. Приближается ав 4. Ср. Герой поднимается в са 5. Общ.-ср. Он проходит впе
6. Общ. Пассажиры в автобусе 7. Ср. - общ. Неожиданно герой ИЗО 1. Общ. Мужчина идет по ули-Це. Оглядывается по сторонам. ТЕКСТ Это — наш герой. Сегодня он, как обычно, идет на работу. На остановке ему не пришлось долго ждать свой автобус. н 5-й подрулил как раз к его приходу. Не мешкая, он поднялся в салон и проколол билет. В автобусе оказались свободные места. Свежий номер газеты был еще не прочитан. Ничто не предвещало опасности. Никто из пассажиров не проявил интереса к новому попутчику. Сонные люди поглядывали в окна. В газете он увидел свою фотографию и подпись: «Разыскивается преступник». Нужно было срочно скрыться от возможного преследования. ТЕКСТ Наш герой шел в направлении...
2. Ср. Мужчина подходит к остановке. Что-то увидел. 3. Общ. - ср. Приближается ав 4. Ср. Герой поднимается в са 5. Общ. - ср. Он проходит впе 6. Общ. Пассажиры в автобусе 7. Ср. - общ. Неожиданно герой ...автобусной остановки. Кажется, ему повезло. Запорошенная снегом машина... ... подкатила к остановке. Желающих сесть в автобус ие-много. Процедура оплаты проезда тоже прошла без задержки. Ему до работы ехать далеко. Поэтому лучше присесть на свободное место. Утренний пассажир всегда досыпает в транспорте. Новенький его не интересует — лишь бы не толкался. Спокойствие мгновенно сменилось паникой, как только он увидел, что с газетной полосы на него смотрит собственная фотография. А под ней подпись: «Разыскивается преступник!». сом. В нем есть попытка не комментировать каждый кадр отдельно, а протянуть фразы с одного кадра на другой, что помогает слитности звукозрительного восприятия сцены. А в остальном оба варианта комментария страдают общими недостатками. Разберем по порядку весь текст. «Это — наш герой» — ненужная фраза. Зритель всегда сам без подсказки понимает, что действующее лицо, находящееся в центре композиции кадра есть предмет интереса авторов рассказа. «Сегодня он, как обычно, идет на работу». Подчеркивать для зрителя факт настоящего времени — «сегодня» — нет никакой необходимости, потому что все действия живого героя на экране зрители трактуют как действие, происходящее сейчас, даже если им известно, что съемка сделана 10 лет назад. Хотя сам текст может быть написан и в прошедшем времени. Но в момент съемки для героя это было настоящее время. «...как обычно, идет на работу». С этой частью фразы можно согласиться, ибо куда направляется герой и как часто это происходит по изображению понять нельзя. Это — дополнительная информация, которой нет в кадре. «На остановке ему не пришлось долго ждать свой автобус». То, что герой приходит на остановку, понятно без слов. А то, что он уедет на автобусе станет ясно из следующего кадра. Данная фраза вообще не нужна. 3-й кадр. «5-й подрулил как раз к его приходу». Без дополнительных объяснений вы и сами поняли, что этот комментарий тоже дублирует содержание изображения. 4-й кадр: «Не мешкая, он поднялся в салон и взял билет». Опять все понятно без слов. 5-й кадр: «В автобусе оказались свободные места». Та же ошибка. Куда бы он сел, если бы не было свободных мест! «Свежий номер газет был еще не прочитан». Зачем герою раскрывать газету, если бы он ее прочитал! Об этом зритель догадается сам без подсказки. «Ничто не предвещало опасности». Последняя фраза, звучащая на пятом кадре, не повторяет информацию изображения, но вызывает сомнение: нужно ли предвкушать предстоящие события? Зачем заранее раскрывать зрителям то, что вот-вот произойдет? Может быть лучше неожиданность сделать полной неожиданностью? Ответить на такой вопрос, рассматривая столь короткий фрагмент, довольно сложно. Это — вопрос общего драматургического решения произведения. 6-й кадр: «Никто из пассажиров не проявил интереса к новому попутчику. Сонные люди поглядывали в окна, чтобы не проехать остановку». Опять грубое нарушение заповеди звукозрительного монтажа. 7-й кадр: «В газете он увидел свою фотографию и подпись: «Разыскивается преступник». Нужно было срочно скрыться от возможного преследования». Первая фраза раскрывает нам смысл того, что нельзя «прочитать» глазами с экрана. Ее правомерность присутствия в тексте не вызывает сомнений. Зато вторая объясняет то, что разумеется само собой. Действие героя в кадре раскрывает нам тот же смысл. А, следовательно, она лишняя. Надеемся, что разбор второго варианта по аналогии вы сделаете сами. А как же нужно писать текст, спросите вы? Какие существуют правила? Первое и самое главное вы уже знаете: не повторять текстом содержание кадров. Второе: нельзя делать так, чтобы словесный комментарий звучал беспрерывно. Зрителю требуются паузы для осмысления происходящего на экране. Лишь в коротких сюжетах новостей, в отдельных случаях, можно допустить присутствие сплошного текста. В документальном и просветительском кино считается, что чрезмерное обилие текста свидетельствует о низком профессиональном уровне его автора и режиссера. Третье: оптимальное наибольшее количество текста допускается из расчета слово — секунда. Сколько в монтажной подборке секунд изображения, столько и слов. Меньше лучше. При таком количестве слов в тексте возникают необходимые зрителю паузы. Больше — нельзя! На телевидении, особенно в новостях, журналисты стремятся сказать как можно больше. По этой причине им приходится говорить с большой скоростью, что по-русски называется—тараторить. Мало того, что такая форма речи считается плохим тоном, психологи экспериментально установили ее отрицательные параметры. С возрастанием плотности текста в единицу времени притупляется внимание зрителя, снижается эмоциональное переживание, а самое 146 главное — информация не успевает усваиваться, и падает доверие к сообщению. Четвертое: высоким искусством написания комментария считается умение отдельными словами сплетать изображение и текст, отдельные связки совершенно конкретного действия и его словесной трактовки. Пятое: от точности попадания слова на кадр и конкретное действие в нем зависит общий смысл сообщения, трактовка действий героя зрителем. Чуть опоздаешь или опередишь, и смысл может оказаться противоположным задуманному. Шестое: в подавляющем большинстве случаев изображение первично, а текст вторичен. Не изображение подбирается подтекст, а текст пишется по канве изображения. Монтаж изображения намного труднее поддается трансформации под текст, чем подгонка, перестановка фраз и слов текста для попадания на нужное место в кадре. Вспомните, длительность кадра зависти от его крупности, содержания, действий в нем и ритма рассказа образами. Нельзя механически увеличить длину кадра только потому, что вы не успели все сказать, что хотелось. И нельзя кадр укорачивать, зарезать, только потому, что вам нечего на этом кадре сказать. Грустно смотреть по телевидению, когда логически связанный и внятный текст сюжета бывает уложен на случайный и бессвязный навал старых кадров. Попробуем все эти требования реализовать на нашем примере. Будем считать, что мы сработали по всем технологическим правилам творчества. Сначала, просматривая изображение с остановками, составили монтажный лист с указанием длительности каждого кадра в секундах (метрах). Просмотрели смонтированный материал еще раз с монтажным листом в руках и запомнили содержание и действия в каждом кадре. Начинаем сочинять текст, представляя себе картинки на внутреннем экране. ТЕКСТ ИЗО
1. Общ. Мужчина идет по ули 2. Ср. Мужчина подходит к ос
3. Общ. - ср. Приближается автобус. Можно рассмотреть его номер: 5-й. 4. Ср. Герой поднимается в са 5. Общ. - ср. Он проходит впе 6. Общ. Пассажиры в автобусе 7. Ср. - общ. Неожиданно герой ...был от рождения мнительным и трусливым человеком. Ему всегда казалось, что кто-то хочет его обязательно обидеть. Дома он боялся мышей и дворников, в автобусе — контролеров, а на улице—милиционеров. Он всегда старался быть незамеченным и потому в автобусе закрывался газетой. Представляете, что он подумал, когда на первой полосе увидел свой портрет и прочитал: \ ... «Разыскивается преступник!». А преступник был вовсе не он, а лишь похожий на него человек.
241.Кр. По пыльной дороге идут и 242. Кр. Фото. Улыбающийся немец 243.Кр. Фото. Гроздь винограда в 244.Кр. Фото. Офицер вермахта. 245. Общ. Фото. Солдаты порют кре 246. Ср. Фото. Полуголый солдат слу Такие симпатичные,. ... красивые,.. ... воспитанные. Работали... и отдыхали. 247. Общ. Офицер вешает девушку. Снова работали. 248. Общ. Девушка повешена. Вок 249. Офицер прилаживает веревку на Обратите внимание: как скупо комментирует М. Ромм кадры своего фильма, как мало слов и как велика емкость смысла в этих словах. А последние кадры этого монтажного куска он вообще оставляет без комментария — все и так понятно — без текста. Высший пилотаж! В игровом кино авторским комментарием обычно называют закадровый текст от автора (от третьего лица) или текст одного из героев, от имени которого идет рассказ. Очаровательным примером такого приема может служить фильм французского режиссера Ле Шануа «Папа, мама, служанка и я». В картине главный герой по имени Робер не только участвует в сюжете, но еще и комментирует происходящее в кадрах. Он иронизирует по поводу самого себя, делится своими мыслями, подсмеивается над знакомыми и близкими. Войдем в сюжет. Настали Рождественские праздники. В доме у героя—служанка Мария-Луиза. Ей под сорок. Красотой не блистала никогда. Она открывает дверь на звонки. Сначала приходят и поздравляют мусорщики. Потом монахиня и девочка просят пожертвовать на елку для сирот. Затем почтальон предлагает календари и обещает счастье в новом году. Следом приходят мальчишки и просят бросить деньги в копилку для бедных школьников. 58. Ср. Сдвижения. 59. Ср. Сдвижения. ет дверь. На пороге посыльная.
Служанка берет из ее рук небольшой ящик и передает его хозяйке.
Голос Робераза кадром: Это был семнадцатый по счету курительный прибор, который ученицы дарили папе к Рождеству. Для человека, который никогда не курил, это было многовато... Мама: Ну, куда лее мы его денем?
Мария-Луиза:Мадам...
Голос Робера:В этом году сочельник был необычным. Мария-Луиза покидала нас. Она тоже получила рождественский подарок. К ней пришла любовь! Может быть, не совсем такая, о какой она мечтала... Но все же...
61. Ср. Жених Марии-Луизы в форменной фуражке и с туповатым лицом глупо улыбался на пороге. И еще один фрагмент из того же фильма. Герой направляется в Дом своего ученика.
144. Общ. Робер 145. Ср.-общ. Робер Его встречает жена мясника, которая пожирает его глазами. Они входят в лавку. 146. Ср. Лавка. Стоит здоровенный мясник. В его руке огромный нож. Он косо смотрит на жену. А жена при этом лебезит перед репетитором ее сына. Жена мясника:Добрый день, мсье Робер! Пройдите через лавку. Я оставила баранью ножку для вас! Робер:Вы очень любезны, мадам! Жена мясника:Что вы! Такие пустяки...
|