КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законы структуры, функционирования и развития.Под законами структуры можно понимать законы, отражающие строение и внутреннюю форму организации системы, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между её элементами. Законами структуры описываются структурные связи систем, выступающие как существенные и необходимые связи данной системы. Деятельность систем вместе со структурными связями характеризуется и связями функционирования, которые выражают качественные параметры системы, влияние её составных элементов друг на друга и определяют внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений. Законы развития характеризуют процесс направленного движения от низшего (простого) к высшему (сложному) и обратно, отличительной чертой которого являются переходы от одного порядка взаимоотношений в системе к другому, при котором происходит исчезновение старого и возникновение нового. Действие законов развития обусловливается природой развития как имманентного процесса, реализующегося потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к высшему, которое есть не что иное, как развитое низшее. Законы развития реализуются как законы всеобщие, общие и частные. Ко всеобщим законам развития относятся законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон взаимоперехода количественно-качественных изменений; 3) закон отрицания отрицания. Законы в философии классифицируются по основанию предмета познания: 1. законы природы; 2. законы общественного развития и функционирования; 3. законы человеческого мышления и познания. Принципиальное отличие законов философии от законов частных наук состоит в том, что законы философии обладают универсальным (всеобщим) характером, т.е. в равной мере действуют применительно к природе, обществу и человеку.
Законы диалектики: 1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон взаимоперехода количественно-качественных изменений; 3. закон отрицания отрицания.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (Закон диалектической противоречивости, закон всеобщей противоречивости, закон взаимодействия противоположностей, закон взаимопроникновения полярных противоположностей, закон антиномического монодуализма и др.). Существование и необходимое развитие явлений обусловливаются наличием внутренних и внешних импульсов движения, порождаемых противоречиями, единством и борьбой противоположных сил и тенденций, действующих преимущественно в пределах данного явления. По мысли В.И.Ленина, этот закон выражает суть и «ядро» диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей характеризует причины, источники и импульсы самодвижения и развития. Основные понятия: тождество, различие, противоположность, единство, равнодействие, борьба, противоречие, конфликт. Тождество есть отношение вещи к себе самой и к другим вещам, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, совпадающие друг с другом. В конечном счёте, тождество присуще не только каждой вещи, но имеет место и между вещами. Тождество является не абстрактным, а конкретным, т.е. содержащим внутренние различия, противоречия, снимающим себя в процессе развития и зависящим от данных условий. Таким образом, действительное конкретное тождество необходимо содержит в себе различие и изменение. Различиеесть отношение вещи к самой себе и к другим вещам, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, не совпадающие друг с другом. Различие – это необходимый момент всякого единства, особенность любой вещи, характеризующая внутреннюю противоречивость развития. Различие необходимо вытекает из самодвижения материи, диалектического раздвоения единого и возникновения противоречий. Тождество выражает относительную устойчивость вещи, а различие – её изменчивость. Каждой реальной вещи объективно свойственно единство тождества и различия. Различия между вещами имеют свои степени. Поскольку глубина, степень отличия вещей являются неодинаковыми, принято различать существенные и несущественные различия. Различие может развиваться до противоположности; различие, развившееся до крайности, становится противоположностью. Вместе с тем, при известных условиях противоположность превращается в различие. Таким образом, противоположность является частным и предельным случаем различия. Всякая противоположность есть вид различия, но не всякое различие есть противоположность. Противоположность есть взаимоисключающее различие. Противоположность есть отношение различия, сторонами которого являются силы и тенденции, взаимоисключающие друг друга. Необходимо различать два основных значения понятия противоположности: 1. противоположность есть отношение взаимоисключающего различия; 2. противоположность суть стороны, полюсы отношения противоположностей. Принято различать два типа противоположностей: 1) антагонистические (непримиримые) и 2) неантагонистические. Единство– 1) в широком смысле слова есть отношение общности между вещами и явлениями; в этом значении обычно употребляется тогда, когда говорят, например, о единстве материального мира, органического мира и пр.; 2) в узком смысле слова есть отношение, сторонами которого являются силы и тенденции, взаимоисключающие друг друга (например, оба полюса какой-либо противоположности столь же неотделимы один от другого, как и противоположны, и они, несмотря на всю противоположность между ними, взаимно проникают друг в друга). В многообразии видов единства принято выделять следующие важнейшие: 1. единство антагонистических противоположностей; 2. единство неантагонистических противоположностей; 3. единство различий. Равнодействие – это понятие, характеризующее одинаковое действие противоположностей и их относительное равновесие. В ходе развития при определённых условиях противоположности превращаются друг в друга. В конечном счёте, борьба противоположностей приводит к разрыву их внутренних связей и к ликвидации данного единства противоположностей. Таким образом, противоположности одновременно находятся как в отношении единства, так и в отношении взаимной борьбы. Это значит, что противоположности не парализуют друг друга, не погашают себя взаимно, следовательно, развитие есть не только единство, но и борьбапротивоположностей. Борьбаесть отношение, сторонами которого являются различные и противоположные силы и тенденции, находящиеся в состоянии взаимоисключения и взаимоотрицания. Обычно различают следующие виды борьбы различных и противоположных сил и тенденций: 1. борьба антагонистических противоположностей; 2. борьба неантагонистических противоположностей; 3. борьба различных сторон, сил и тенденций. Особый характер имеет борьба различных сторон, сил и тенденций, что связано с внутренней объективной логикой эволюции и борьбы различий. В таком случае, развитие есть не только борьба противоположностей, но и борьба различий. Борьба носит абсолютный характер, поскольку составляет необходимый элемент противоречия, имеющего абсолютное значение. Единство противоположностей относительно, а борьба их абсолютна. Противоречиеесть отношение, сторонами которого являются противоположные силы и тенденции, находящиеся в единстве и борьбе. Именно поэтому, определяя основную особенность и главную черту диалектики, Ленин говорил о том, что она заключается в «раздвоении единого» (вещи, явления, процесса) и познании противоречивых частей его. Задача изучения противоречий сводится к раскрытию их сторон и прослеживанию различных этапов их развития. Стороны противоречия, находясь в состоянии непрерывной борьбы, развиваются неравномерно, в силу чего они занимают различное положение: одна из сторон противоречия является главной и играет большую роль, чем другая сторона, подчинённая ей. При этом в процессе борьбы зачастую происходит превращение одной стороны противоречия в другую. Двумя необходимыми элементами противоречия являются единство и борьба различных и противоположных сторон его. Эти элементы взаимополагают и взаимоисключают друг друга, образуя диалектическое единство противоположностей. Противоречия имеют абсолютный и всеобщий характер: они присущи природе, обществу, человеку, мышлению и познанию. Противоречия могут развиваться до конфликта, являющегося кульминационным пунктом их развития. Конфликтесть стадия развития противоречия, когда оно необходимо должно разрешиться. Классификация противоречий: 1) внутренние и внешние; Противоречия являются внутренними, если они присущи самой вещи, явлению или процессу и составляют их имманентную природу; противоречия являются внешними, если проистекают из отношения вещи к другим вещам; 2) основные (главные) и неосновные (неглавные); Основные противоречия определяют все главные процессы данной вещи и их подчинённые противоречия; неосновные противоречия определяются главными. Существуют определённые способы разрешения противоречий. Для каждой формы противоречий свойственна соответствующая форма их разрешения. В общем, противоречия не примиряются, а раскрываются и разрешаются в ходе развития. Противоречия объективно выступают как источник и импульс развития всего существующего.
ЗАКОН ВЗАИМОПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (Закон перехода количества в качество, закон взаимодействия количественно-качественных изменений, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно и др.). В ходе и исходе взаимодействия количественных и качественных изменений формируются возможности перехода одного качества в другое на основе количественных изменений и влияния количества на качество. Закон взаимоперехода количественно-качественных изменений показывает и иллюстрирует механизм возникновения новых качеств. Основные понятия: качество, количество, мера, границы меры, свойство, скачок, эволюция, инволюция. В развитии всех явлений и предметов материального мира количественные изменения в их состояниях и свойствах неизбежно приводят со временем к коренным качественным изменениям, причём вновь возникшее качество подчиняется новому закону и темпу количественных изменений. Качество – это внутренняя существенная определённость предмета или явления, представляющая собой функциональное единство его важнейших свойств и выражающая его основные отличия от всех других предметов и явлений. Таким образом, можно считать, что в качестве воплощается неразрывная связь всех основных свойств предмета. Качество тесно связано со структурностью вещи, т.е. с определённой формой организации составляющих её элементов и свойств, вследствие чего оно есть не просто совокупность последних, а их единство и целостность. Количество– это объективная степень различия предметов и явлений по однородным свойствам, выражающая определённость предметов со стороны их пространственных размеров, темпа изменения, степени развития и вообще всех числовых характеристик. Таким образом, для того чтобы найти количественную определённость предмета, необходимо сравнить его свойства с однородными свойствами некоторого другого предмета, принятого за эталон или за отправную величину изменения. Следует отметить, что одно и то же качество может обладать разными количественными значениями, а одинаковое количество, в свою очередь, может быть присуще предметам с разнородными качествами. Между количеством и качеством существует неразрывная связь, которая находит своё выражение в понятии меры. Понятие меры выражает тот факт, что любое качество может сочетаться не со всякими количественными характеристиками, а лишь с такими, которые лежат в определённых пределах, специфичных для данного предмета, процесса или явления. Мера– это определённый количественный интервал значений свойств, в рамках которого может существовать данное качество. Таким образом, мера выражает единство качества и количества. Границы меры – это переломные пункты, начиная с которых дальнейшие количественные изменения приводят к коренным качественным изменениям (например, различные физические константы, выражающие переход вещества из одних состояний в другие). Качество также не может изменяться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению границ меры, т.е. той «системы координат», в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений, к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное качество понимается в философии как «скачок». Например, при закипании воды произойдёт коренное изменение качества воды: она перейдёт в пар, т.е. разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей. Температура в 100° в данном случае будет «узлом», а переход воды в пар – «скачком». Скачок– это переход от одного качественного состояния предмета или явления к другому качественному состоянию. В зависимости от выбранного критерия скачки могут подразделяться: 1) по формам движения материи; 2) по уровням структурной организации материи; 3) по времени протекания («скачки-взрывы» и скачки градуалистского типа); 4) по количеству затрагиваемых систем или подсистем (одинарные и интегральные); 5) по глубине действия (коренные и некоренные); 6) по направленности изменений (прогрессивные и регрессивные). В природе не всегда удаётся определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти незаметно, эволюционно. Примером может служить древнегреческая апория «Куча»: «При добавлении какого зерна совокупность зёрен превратится в кучу?».
|