КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ (Закон диалектического синтеза и др.).В ходе и исходе восходящего развития каждая последующая стадия как результат двойного отрицания-снятия представляет собой синтез, в котором на более высоком уровне воспроизводятся предшествовавшие существенные черты явлений и процессов. Этот закон фиксирует характер и формы развития (изменения). Основные понятия: отрицание, отрицание отрицания, снятие, тезис, антитезис, синтез. Противоречивость любой вещи означает, что она содержит в себе своё собственное отрицание. Отрицание – неизбежный и закономерный момент всякого развития. Диалектика вообще рассматривает отрицание как момент развития, и смысл диалектического развития состоит в таком способе отрицания, который обусловливает дальнейшее развитие. Переход явления в свою противоположность есть его переход в своё собственное отрицание. Диалектическое отрицание характеризуется двумя основными чертами: 1. оно есть условие и момент развития («положительное» отрицание возникает и является предпосылкой возникновения новых, более совершенных форм); 2. оно есть момент связи старого и нового (новое в качестве отрицания старого не просто уничтожает, а как бы «снимает» его). Понятие «снятие» отражает смысл и содержание диалектического отрицания, ибо при «снятии» предшествующее одновременно и отрицается и сохраняется, причём сохраняется в двояком смысле: 1) без предшествующего развития не было бы основы для новых форм; 2) всё, что сохраняется от предшествующей ступени развития, переходит на следующую ступень в существенно преобразованном виде. Таким образом, во введённой Гегелем категории «снятие» объединены разрушение изжившей себя формы и сохранение всего жизнеспособного в содержании предшествующего развития и возникновение высшей фазы по схеме-триаде: Т (тезис) – А (антитезис) – С (синтез)[6]. Диалектико-материалистическое учение основывается на признании объективности отрицания, при этом имеется в виду: 1. отрицание всегда является стадией развития объективного процесса; 2. утверждение, что отрицание не есть внешняя сила, полностью уничтожающая данное явление, а есть самоотрицание[7], и каждое явление в самом себе содержит своё собственное отрицание; 3. признание конкретности отрицания. Конкретность отрицания включает: 1) определённость способа отрицания, означающую, что для каждого вида предметов, явлений и процессов существует свой особый способ отрицания, ведущий к дальнейшему развитию; 2) конкретность отрицания означает единство отрицания и утверждения, разрушения и сохранения. При этом, согласно материалистической диалектике, отрицание является не абсолютным, а относительным, поскольку в результате него происходит отрицание старой формы с непременным удержанием всего положительного, т.е. способного к дальнейшему развитию, в содержании данного процесса. В конечном счёте, закон отрицания отрицания отражает противоречивость всякого развития, изучением чего и занимается диалектика. Сутью материалистической диалектики является раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности. Принципиально важной характеристикой закона отрицания отрицания являются три его стороны: I. отрицание отрицания даёт общую картину движения противоречивой сущности развития предмета: от единства – через его раздвоение на противоположности – к новому единству; II. определённая направленность поступательного движения, тенденция частичного воспроизведения старого на более высокой ступени; III. преемственность развития, принимающая форму диалектического синтеза. Осуществление диалектического синтеза в реальной действительности означает сохранение жизнеспособных компонентов предыдущих ступеней развития, их объединение и обретение ими новых связей, способных обеспечить единство многообразного и развитие новой целостности. Закон отрицания отрицания есть закон спиралевидной формы поступательного движения, закон преемственности, отражающий противоречивую природу поступательного движения вообще.
|