КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЕДИНЕНИЕ В КОМПОЗИЦИИ ОДНОГО ПЕСЕННОГО ТЕКСТА НЕСКОЛЬКИХ ПРИЗНАКОВ
Например: в вышеприведенном песенном тексте наблюдается соединение 3-х принципов:
1. Ступенчатого сужения образов (в первом сюжете – от «Волги-матушки» до «млад-соловьюшка»).
2. Вычленения единичного из множественного (в третьем сюжете – из всех детей выбран третий сын).
3. Контаминации.
1.2.ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
Если композиция – это план, структура поэтического текста, то форма изложения – это язык, манера повествования. Различаются ТРИ основные формы изложения содержания поэтического текста. 1. Рассказ ведется от 3-го лица, со стороны, или от автора. Эта форма изложения – ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Вниз по Волге-реке… Вдоль по морю… На заре было на зорюшке… и т.п. 2. Рассказ ведется от 1-го лица. Эта форма изложения – МОНОЛОГ. Среди них есть песни-рассказы и песни-воспоминания. а) Песни-рассказы: Уж вы ночи, ночи темные, ночи осенние, Надоели вы, ночи, надоскучили, Со милым-то дружком меня разлучили. Воля моя, воля девичья. Девкою была – волю видела. Замуж отдали за немилого, За немилого, за постылого в)Монолог-воспоминание:
Ой, мне малым -мало спалось, Ой, мне малым-мало спалось, Ой, да во сне привиделось.
Разновидностью монолога является ПОЛИЛОГ - рассказ от первого лица множественного числа («мы»). Все мы песни перепели… или: В хороводе были мы…
3. В изложении текста песни разговор между двумя действующими лицами (или группами). Эта форма изложения – ДИАЛОГ. Возможна в плясовых, игровых, частушках, календарных.
Например, хороводная игровая «стенка на стенку»: А мы просо сеяли, сеяли! А мы просо пололи, пололи! А мы просо вытопчем, вытопчем! А чем же вы вытопчете, вытопчете? А мы коней выпустим, выпустим.
Например, игровая: Шел да пошел! Ай, да куда? В город на базар! Ай, да зачем?
3(а). Чаще всего в одном песенном тексте встречаются СОЧЕТАНИЯ форм изложения. Например, в песне «Вниз по Волге-реке…» - повествование и диалог; а в песнях «Не шуми ты, мать зеленая дубравушка…» «Не будите меня, молодую, утром рано на заре…» - монолог с диалогом. (Примечание: здесь предполагается чтение полного текста песен.) 4. Любая форма изложения (диалог, монолог, повествование) в композиции текста может сочетаться с каким-либо принципом (ступенчатого сужения образа, вычленения единичного из множественного, образного параллелизма).
Например, в следующем тексте – сочетание монолога с диалогом, при этом в композиции - прием положительного параллелизма. Приём Не шуми ты, мать зеленая дубравушка, положительного Не мешай мне, добру молодцу, думу думати, параллелизма Как на утро мне, молодчику, у допросе быть Пред грозным судьей, перед самим царем. монолог Вот как станет меня царь выспрашивать: сына «Ты скажи-тка, добрый молодец, + Уж и с кем ты воровал, с кем разбойничал? диалог Да и много ли было во товарищах?» «Ты, надежа-государь, все я правду скажу. Нас, товарищей, было четверо: Вот как первый-то товарищ – мой булатный нож, А другой товарищ – сабля вострая, Как и третий-то товарищ – ночка темная, А четвертый товарищ – был сам я , молодец».
|