КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТИПЫ РУССКОГО НАРОДНОГО МНОГОГОЛОСИЯ
Многоголосие – отличительная черта русского народного пения. В народном пении преобладает ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ или ПОДГОЛОСОЧНЫЙ склад. (I.) Наряду с ним (в меньшей мере) – ГОМОФОННО – ГАРМОНИЧЕСКИЙ склад. (II.)
ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ. Имеет 5 разновидностей.
1. ГЕТЕРОФОНИЯ – это такой принцип соотношения голосов, когда каждый из них воспроизводит ВАРИАНТ одной и той же мелодии. При этом характерно эпизодическое ответвление от унисона. Такой склад характерен для западно-русской традиции, а так же для северных областей. (Смоленская, Псковская, Новгородская, частично Тверская; Архангельская, Вологодская, Вятская).
В гетерофонии сложились четыре типа: а). Гетерофония « УНИСОННОГО» типа, или «МОНОДИЙНАЯ». В ней возможны разъединения голосов на КОНСОНИРУЮЩИЕ интервалы (терции, кварты, квинты) в КАДЕНЦИИ, но они являются сиюминутным ( и необязательным) проявлением желания кого-либо из поющих.
б). Гетерофония «РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ». В ней строгое, постоянное разделение вокальных линий соблюдается не только в концовках напева, но и в развитии голосов.
в). Гетерофония «РАЗВЕТВЛЕННАЯ». В ней линии голосов пучкообразно расходятся и периодически сходятся к унисону. Голоса не контрастируют друг другу, но в сочетании образуют насыщенные созвучия.
г). Гетерофония «РАЗВИТАЯ» или « насыщенная». В ней возникают многоголосные созвучия, как диссонансы, так и консонансы. Этот вид гетерофонии определен Н.Н. Гиляровой по характерным в Рязанском песенном фольклоре сочетаниям, которые она называет термином « кластерные созвучия».
2. ПЕНИЕ С БУРДОНОМ – это многоголосие, где в основе ДВА голоса, из которых верхний – основной, развивающий; а нижний – фон, бурдонирующий. Различаются четыре типа бурдона. а). Верхний голос ведет простую мелодическую линию узкого диапазона (обычно в пределах терции-кварты), а нижний постоянно стоит на одном звуке. Это ПРОСТОЙ БУРДОН. б). Когда нижний голос периодически уходит на секунду или терцию вниз и затем возвращается. Такой бурдон называется ПЕРЕМЕЖАЮЩИМСЯ.
в). Особая форма бурдона – «БУРДОН С КВИНТОВОЙ РАМКОЙ».
Эта разновидность пения с бурдоном образуется в результате расслоения основных двух голосов и эпизодическом возникновении трех- или четырехголосия. В таких случаях проявляется ГАРМОНИЧЕСКОЕ мышление у исполнителей. Все голоса мелодически развиты, а между крайними часто звучит квинта.
г). «ПЕНИЕ С МНИМЫМ БУРДОНОМ». Возможно такое сочетание голосов, где все время слышится выдержанный звук, но на самом деле бурдон-голос отсутствует. Этот повторяющийся звук находится в разных голосах.
|