КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чер-но-бро-ва-я, по-хо-жа на ме-ня.
Очень часто трёхударный тонический стих типа «Камаринская» образуется в отдельных строках двухударного в развитии текста: / / Вдоль по морю, морю синему, ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ) 2 ударения / / / Там плавала лебёдушка белая. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ` !) 3 ударения
Р.S. В.М.Щуров предлагает стих с равномерной акцентностью (обычно плясовые типа «Камаринская», а также не только 3-х, Но и 4-х акцентные музыкально-ритмические структуры, называть «равноакцентным». ПРИНЦИП ТАКТИРОВКИ В ТОНИЧЕСКОМ СТИХЕ: самое слабое ударение выделяется знаком акцента; относительно сильное – пунктирной тактовой чертой; сильное – сплошной тактовой чертой.
III. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФОРМА СТИХА (сочетание силлабики и тоники в одном стихе). Когда в одном стихе есть на постоянном месте цезура, мерная слогочислительность, а также акцентируется 3-й слог, тогда в нём равномерно сочетаются черты силлабического и тонического стихов. Чаще всего встречаются следующие разновидности промежуточного стиха: а) СИЛЛАБИЧЕСКИЙ ПЯТИСЛОЖНИК в распевных, полураспевных формах изложения напева (в хороводных, лирических, исторических песнях). / / 5 + 5 Не заря, заря // занималася, ˘ ˘ | ˘ ˘ || ˘ ˘ | ˘ ˘ Не красно солнце // выкаталося. Текла реченька // текла быстрая, Ой, люли, люли, // текла быстрая.
Тактировка: по признаку силлабики ставится разделительная черта; признак тоники отмечается знаком акцента, пунктирной или сплошной тактовой чертой в зависимости от степени распетости стиха. Б) ПАРАПЕРИОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.
Вдоль по морю, (силлабика 4 + 4) Вдоль по морю, (двухударный тонический, стих переходящий далее в «Камаринскую») Вдоль по морю, морю синему. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ) 2 ударения Вдоль по морю, морю синему, Там плавала лебёдушка белая. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘~~|) 3 ударения
в) СОЧЕТАНИЕ СТРОКИ С ТОНИЧЕСКИМ СТИХОМ С ПРИПЕВНОЙ СТРОКОЙ, ОСНОВАННОЙ НА СИЛЛАБИЧЕСКОЙ ФОРМЕ. ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ двухударный тонический Во саду ли виноград растёт, стих А ягода, // а малина // по зарям цветёт. (Силлабика 4 + 4 + 5) Виноград-то Иван-то свет, Виноград-то да Иванович, А ягода, а малина – Анастасьюшка.
IV. ТАКТОВИК
Стих, построенный на ритмической формуле, занимающей одну попевку или одну фразу (или стиховую строку), которая может быть варьирована за счёт дробления или сокращения основных долей, данных в первоначальной ритмической формуле. Тактируется «тактовик» как один такт – отсюда его название. Акцентируемые доли указываются знаком акцента, а тактовая черта всегда употребляется в значении разделительной, т.е. как в силлабике.
Авсень – дуда, Иде была? -У бабушки, У попрядушки. -Чего делала? -Коней стерегла. ***
Гори, гори гарко, Приехал Захарка, Сам на кобылке, Дети на телятках, Куры на лопатках.
|