КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛАДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В НАПЕВАХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
В отличие от западно-европейских ладов в народной музыке сложились ТРИ ладовые системы: БЕСПОЛУТОНОВЫЕ, ДИАТОНИЧЕСКИЕ, НЕДИАТОНИЧЕСКИЕ; а внутри них лады: малообъемные (до 4-х ступеней), неполные (5-6 ступеней), полные (семиступенные и шире).
I Бесполутоновые
(ангемитоника)
| II Диатонические
(гемитоника)
| III Недиатонические
(особые образования)
| МАЛООБЪЕМНЫЕ (до 4-х ступеней)
| Увеличенные и уменьшенные
на основе ув.4 и ум.5
| (нотные примеры стр. 54)
а). Трихорд (в кварте)
№1. «Зайчик ты, зайчик» №2.«Вир-вир колодец»
а`). Трихорд (в квинте)
№3.«На море утушка»
б). Тетрахорд (в квинте)
№4.«Как пошёл чижик»
в).Тетрахорд (в сексте)
№5.«Слава на небе солнцу
красному! Слава!»
| (нотные примеры стр. 55)
а). Дихорд (2 ступени, нейтральное ладовое наклонение)
№1.«Дождик, дождик пуще»
№2.«Ладушки, ладушки»
б). Трихорд (м.3; б.3;
минорного, мажорного наклонение)
№3.«Иванушка-рачик»
№4.«Гори-гори гарко»
в).Тетрахорд (маж.; мин.)
№5.«Авсень-авсень»
№6.«А мы масленицу»
| (нотные примеры стр. 57-58)
а). Ув.4–(тритоновыепопевки) – в основе лада: тон-тон-тон.
№1.«Через садик, через вишенье»
б). На основе ум.5 – в основе
лада: тон-полутон-тон-полутон
№2. «Кашу варили»
в). Трихорд (с субквартой)
№3. «Исходила младёшенька»
№4. «На гряной неделе».
| НЕПОЛНЫЕ (5 –6 ступеней)
(нотные примеры стр. 56)
|
| а). а). Пентатоника (маж.; мин.)
№6.«Как по морю, морю»
№7.«Веселая беседушка»
«мпп
«Как k
| а). Пентахорд (маж.; мин.;
формируется Т 5/3)
№7.«Вы лузя мои»
б).Пентахорд с захватом VII ст.
снизу
№8.«Со вечера, с полуночи»
«Ой, голымба»
б). Гексахорд (мажорного или
минорного наклонения)
№9.«Не заря, заря занималася»
№10.«У ворот, да ворот
батюшкиных»
|
| ПОЛНЫЕ СЕМИСТУПЕННЫЕ
(нотные примеры стр.57)
|
| а). Натуральные маж., мин
(эонийский, эолийский)
б). Мажор с VII (миксолидий-
ский)
(у семейских Забайкалья).
в). Мажор с IV# (в р.н.п.
нераспространен. В укр., польских, норвежских, болгарских).
г). Минор со II (фригийский)
(у семейских Забайкалья)
д). Минор с VI# (дорийский)
е). Обиходный лад (из 4-х маж.
тетрахордов. У семейских Забай-
калья).
| а).Мелодические мажор, минор
(в народ. песнях Украины, Белоруссии, Воронежской, Курской, Брянской, Смоленской обл.).
б). Целотоновый лад –
(6 ступеней) в основе лада:
Ув.4 + тон + тон
(Свиридов «Курские песни»
«Зеленый дубок»).
| | | | |
ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ
(нотные примеры стр. 57)
Основные формы ладовой переменности, встречающиеся в напевах народных песен:
Одноимённая ладовая переменность (называется «переливчатый» лад). Пример №1. – «Я по жёрдочке шла» (Ре – мажорная-минорная окраска).
Секундовая переменность, или сопоставление двух устоев.
Пример №2. – «Дубровушка» (ре – до – ре) I – II- I ст.
3. Терцовая переменность или сопоставление параллельных минора и мажора. Пример №3. – «Ах, ты ноченька» (ми – соль – ми) I – III –
I ст.
4. Кварто-квинтовая переменность или сопоставление двух музыкальных предложений, с устоями, между которыми I – IV расстояние. Пример №4. – «Не ходите, вы девчата, бережком»
(фа – си-бемоль).
5. Многократная смена устоев – в напеве, состоящем из попевок с внутренним, временным устоем. Пример №5 – «Как за речкой».
|