КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАДНачало гармонического склада в народных песнях заложено еще в давние времена в звучании народных инструментов.В этом истоки народной гармонии. Гомофонно-гармонический склад свойствен песням позднего периода, появившимся под влиянием западно-европейской музыки. Пришел в Россию с танцами «кадриль», «ланце», а также проявился в частушках, т.е. во всем, что поется в сопровождении гармошки, балалайки, гитары и предполагает гармоническую фактуру сопровождения. К национальным особенностям гармонического склада относится плагальность (T- S). В народных песнях, как правило, гармонический склад сочетается с полифоническим или подголосочным.
3. РИТМИЧЕСКОЕ СООТНОШЕНИЕ СТИХА И НАПЕВА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ. (Принципы тактировки).
По соотношению ритма в стихе и напеве народной песни сложилось ПЯТЬ ВИДОВ:
I. СИЛАБИЧЕСКИЙ II. ТОНИЧЕСКИЙ III. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (сочетание признаков силлабики и тоники) IV. ТАКТОВИК V. СТОПНЫЙ или РИФМОВАННЫЙ (в классической теории стиха – силлабо-тонический).
Именно первые четыре вида стиха в народных песнях тактируются по иным правилам и принципам, чем в академической музыке. В них нет традиционной тактовой черты, выступающей в роли выделения сильной доли, акцента. Её место занимает либо пунктирная тактовая черта, либо знак «акцента», либо относительно сильная доля остаётся невыделенной. ТАКТОВАЯ черта в большей части песен с силлабическим, тоническим, промежуточным стихом или тактовиком выполняет роль РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ, а не акцентной черты. В этом и заключается принципиальная особенность тактировки в народныхпеснях подлинной «аутентичной» природы. Использование тактовой черты в роли акцентной, т.е. привычной для академической музыки, возможно в распетых формах тонического стиха, а также в песнях с рифмованным, литературным текстом, как правило, в жанрах городского происхождения.
I. СИЛЛАБИКА
Силлабический стих называется ещё «слогочислительным» или «мерноцезурованным». Его признаки: 1. Деление смысловой строки стиха на слова или группы слов с постоянным, неизменным на протяжении всего текста песни, количеством слогов; Слоговые группы, так называемые «синтагмы», в развитии текста могут варьироваться плюс - минус 1 – 2 слога. 2. Образуемая между группами слогов ЦЕЗУРА находится на постоянном месте.
)
5 + 5 слогов
. а) А весна, весна, // что ты принесла Ой, лёли-лёли, // что ты принесла? Девкам по булке, // мальцам по вулке, Ой, лёли-лёли, // мальцам по вулке. Девкам лент ворох, // мальцам мешок блох, Ой, лёли-лёли, // мальцам мешок блох. 6 + 6 слогов
. б) Лузи мои лузи, // лузи зеленые, Лузи зеленые, // травы шелковые. Как по тем по травам // ходили гуляли, Ходили-гуляли // две красны девчонки, Две красны девчонки, // купечески дочки. 1.2. Из двух неравнослоговых групп
5 + 3 слогов
а) Наша Манечка / - маков цвет, А ваш Ванечка // - старый дед. 4 + 5 слогов
б) А бояре, // да мы к вам едем, Молодые, // да мы к вам едем! Офицера, // да чего вы к нам, Молодые, // да чего вы к нам? ( вариационность в слогоых группах- 4 + 7) А бояре, // а мы девок выбирать, Молодые, // а мы красных высмотрять. Разновидностью примера, где сочетаются в одной песенной строфе две разные равнослоговые группы, является ПАРАПЕРИОДИЧЕСКАЯ ФОРМА напева:
6 + 6 3 + 3 слогов
Собирайтесь, гости, // все ко мне на свадьбу, (6 + 6) Заинька // серая! (3 + 3)
На моей на свадьбе // пива-вина много, (6 + 6) Заинька // серая! (3 + 3) Пива-вина много, // хлеба-соли тоже, (6 + 6) Заинька // серая! (3 + 3) 2.1. Из трёх слоговых групп с равным количеством слогов (равнослоговой стих)
4 + 4 + 4 слогов
Дубровушка // зеленая, //ладу, ладу, Дубровушка // зеленая, // душель моя. Что ты рано // зашумела, // ладу, ладу, Что ты рано // зашумела, // душель моя? Не сама я // зашумела, // ладу, ладу, Не сама я // зашумела, // душель моя. 2.2. Силлабический стих из трёх слоговых групп с неравным количеством слогов (неравнослоговой).
4 + 4 + 3 слогов
На ком же в нас // крутой-витой // веночек? На Манечке // крутой-витой // веночек. Да кто ж бы ей // тот веночек // совивал?
2.3. Разновидностью силлабического стиха из трёх неравнослоговых групп является «коломыйка» (4 + 4 + 6 слогов), называемая так по сходству строения с украинскими песнями. 4 + 4 + 6 а)Полно, полно // вам, ребята, // чужо пиво пити, Не пора ли // вам, ребята, // свово наварити? б)Чтой-то звон да, // чтой-то звон да // в нашей колокольне, Не про нас ли, // друг-Ванюша, // все бают-гутарят? Таким образом: ПРИНЦИПЫ ТАКТИРОВКИ В СИЛЛАБИЧЕСКОМ СТИХЕ:
Тактовая черта разделяет группы; внутри групп сильная доля подчёркивается знаком акцента или, в распевной форме изложения, перед ней ставится пунктирная тактовая черта.
II. ТОНИКА (т.е. «акцентный стих»).
Признаки тонического стиха: 1. Акценты в тоническом стихе имеют определённое, неизменное место – 3-й слог от начала и 3-й слог от конца стиховой строки. 2. В отличие от силлабики, в тоническом стихе отсутствует цезура (и равнослоговое строение не является постоянным). Встречается тонический стих в былинах, духовных стихах, исторических песнях; свадебных (плачах, причетах, песнях); скоморошинах, плясовых типа «Камаринская», хороводных, а также в эпического склада протяжных песнях. Разновидностей тонического стиха много, но наиболее распространены ДВЕ ФОРМЫ ТОНИЧЕСКОГО СТИХА.
1. КЛАССИЧЕСКИЙ, ДВУХУДАРНЫЙ.
Из-за лесу, лесу тёмного, Из-за садику зелёного…
|