КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МЕЛОДИКА В РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХТермин «мелос»ввел в научное употребление советский музыковед Б. Асафьев в работе «Речевая интонация» (в 30-е годы). В разные годы свои наблюдения о свойствах песенной мелодики высказывали В.Одоевский, В.Серов, В.Прокунин, П.Сокальский, Ю.Мельгунов, Е.Линева, В.Пасхалов и др. Позже Л.Мазель и В.Цуккерман говорили о принципах анализа мелодики, а Т.Бершадская- о последовании интонационных циклов. Музыковеды-фольклористы М.Енговатова и Б.Ефименкова при рассмотрении мелодики народных песен употребляют понятие «мелодические ячейки». В.М.Щуров предлагает название «мелодические звенья», т.к. напевы народных песен часто строятся путём сцепления нескольких мелодических попевок*. Итак, в научном взгляде на мелодику подходы различны, но типичные мелодические рисунки до настоящего времени не были охарактеризованы. Понятие «мелодика» употребляется в обобщенном (широком) или конкретном (узком) значениях. Широкое – мелодичность музыки, когда речь идет о певучести, лиричности, т.е. о выразительных качествах музыки. Узкое имеет три значения: 1).Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно (в вокальной музыке или одноголосный наигрыш в инструментальной музыке). 2).Мелодия – это совокупность нескольких компонентов музыкального языка – интонация, ритм, ладовая окраска. 3). Мелодия – это главный (или равноправный наряду с главным) голос многоголосного музыкального произведения. Например, в подголосочной полифонии типа «склад со второй».
Для собирателей и исполнителей народной песни особый интерес должно представлять крестьянское понимание мелодии. Например, Е.Э.Линева, много и интересно описывавшая свои встречи с крестьянами, записала: «песня, как река льется, с извилинами и загонами, а новая – как чугунка бежит».
Формы и тип мелодики 1) Попевочный тип – простейшая форма, которая складывается из варьирования и повторения простейших интонаций (или интонационных элементов). Встречается в календарных песнях, детских, древних хороводных, причитаниях. Это напевы с узким звуковым объемом. В.М.Щуров. Стилевые основы русской народной музыки.Тема «Изучение народной мелодики» гл.У111.стр.185
2) Развитый тип мелодики, ее формы: -нисходящее мелодическое движение из « вершины-источника»;
-нисходящее движение с признаками поступательного;
- восходящее движение одним или несколькими скачками и заполнение его нисходящим движением.
-мелодический рисунок в виде «синусоиды», где напев начинается в среднем регистре, достигает вершины, а затем опускается ниже своего начала (может вернуться на начало);
-мелодический рисунок в виде «восходящей волны»;
-мелодический рисунок в соотношении «вопроса-ответа»; «ответа-вопроса»;
-вращательное движение (опевание основных звуков);
- «обращенная волна» - нисходящее переходит в восходящее.
В песенных мелодиях – голосах существует понятие вариантности ивариационности (импровизационности) в двух значениях: а) узкое Вариации – это ритмические, мелодические изменения основного напева песни в разных строфах (куплетах); Варианты – это ритмические или мелодические изменения в одном произведении подголосочного склада в разных голосах. б) широкое Варианты – разные исполнительские варианты одного произведения; Разные мелодические варианты произведения одного (сходного) содержания, записанные в разных местностях.
|