Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 10 3 страница




2. Рех Господеви: Господь мой ecu Ты. И так Я сказал Богу Отцу и Господу всех: Ты также Господь и для Меня, как для человека, но не как для Бога, и потому окружи Меня со всех сторон твоею стражею. Как человек, Спаситель имел нужду именно в божественной охране.

Яко благих моих не тредуеши (не имеешь нужды). В своей молитве Я сверх того еще сказал Богу Отцу: Ты не имеешь надобности в жертве от даров Моих, дабы, т. е. Я принес ее Тебе, и таким бы образом снискивал в Тебе помощника себе. Бог если и принимает какие-либо благочестивые приношения наши, то принимает не как нуждающиеся в них; но для того, чтобы усматривать в этом ясное доказательство нашего усердия к Нему и иметь повод для воздаяния нам за это гораздо большими дарами.

3. Святым, иже суть на земли Его удиви (дивно оказал). Я. говорит Спаситель, вполне благонадежен за Себя, зная, что Господь явил нечто весьма чудное и превзошедшее всякие ожидания— явил святым людям, которые пребывают на земле Его. Святый же есть тот, кто искренно возлюбил Бога и кто возложил на Него свое упование, каким был сам говорящий приведенный выше слова. Под святыми, о которых здесь говорится, разумеются все угодившие Богу до пришествия Иисуса Христа на землю. Землею же Его называется или та земля, о которой сказано: Господня земля (Пс.23, 1); или же вышний Иерусалим, в котором предъобитают праведные, будучи еще на земле, и в который переселяются они после смерти. Наконец под святыми можно разуметь апостолов и тех людей, которые уверовали чрез них во Христа, избегших, по воле Божией, от самых разнообразных опасностей и от смерти; а под землею в таком случай должно разуметь церковь, к обществу которой они принадлежат. Далее изъясняется та причина, по которой Бог являет святым дивные дела свои.

Вся хотения своя в них. Ибо где является соизволение Божие, там и сам Бог непременно всегда присутствует, охраняя и направляя наши действия.

4. Умножищася немощи их, по сих ускориша. Немощами называются труды и скорби святых. 0ни умножились, по особенному домостроительству Божию, и потом, когда Бог склонился на милость, тотчас же миновали. Ибо, как говорится, многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс.88, 20), или также: умножились сначала грехи в уверовавших впоследствии во Христа, потому что грех именно там и умножается, где душа недостаточно тверда и устойчива; потом, как только было возвещено им евангелие, грехи их скоро прошли и их заменило благочестие. Затем, в следующих ниже словах, говорящий здесь устами Давида, Сын Божий открывается пред нами уже не как человек, но как Бог.

Не соберу соборы их, говорит Он, от кровей. Это сказано об иудеях, которые предали Иисуса Христа на смерть. Он обещает предотвратить большинство этих соборищ от пролития крови вообще, посредством имеющего последовать для них рассеяния от руки римлян.

Ни помяну же имен их устнама моима. Народ иудейский назывался в древности народом Божиим, избранным, виноградником, частью Божиею, наследием, уделом Божиим и тому подобными именами. Итак, впредь Я не назову, говорит Он, иудеев теми именами, какими называл их прежде; но стану называть их непокорными детьми, родом коварным, порождением змий, семенем лукавым и другими тому подобными именами. Оба приведенные выше текста могут иметь также приложение и к христианам из язычников. Я, как бы так говорит Он, не присвою храмов их, оскверняемых кровавыми жертвами, но воздвигну себе храм, в котором будут приноситься Мне чистая вера и жертвы духовные; не помяну тех имен, которыми называл Я их в древности чрез своих пророков, и, вместо врагов, стану называть их друзьями, вместо неверующих —верными и тому подобными именами. Под устами Божиими можно разуметь глаголы Божии, так как первые суть органы, служащие для произнесения последних. Наконец, приведенное место можно изъяснять еще и так: Спаситель наш принял на Себя человеческое естество, стал называть как иудеев, так и уверовавших в Него из язычников именами противоположными прежним, как это подробно изъяснено выше.

5. Господь часть достояния моего, и чаши моея. Не вследствие, говорит, убеждения Бога Отца Я сделался человеком, ибо и Он сам по благоволении своему также имеет удел в призвании в церковь Божию уверовавших из язычников, они-то называются здесь достоянием, как они названы также во втором псалме (ст. 8). Но Бог Отец был также участником и в самой смерти Иисуса Христа, так как в Писании смерть обыкновенно называется чашею. Посему в Евангелии говорится: можета ли пити чашу, юже Аз имам пити (Матф. 20, 22)? И потом в другом месте. Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия (Матф. 26, 39). Так Бог Отец, вместе с Сыном Божиим, имел равное соизволение как на призвание язычников, так и на смерть Иисуса Христа. Под частью достояния моего можно, далее, разуметь сокровище, и тогда приведенное место будет иметь следующий смысл: Бог Отец есть дорогое сокровище наследия моего из язычников, как бы так говорит Сын Божий; кроме того Он есть сокровище и сущность также и моего учения: потому то в Евангелии Иисус Христос повсюду говорит об Отце. Наименование же части, но не сокровища или богатства, употреблено в псалме применительно к следующему месту Писания: часть моя ecu на земли живых (Пс.141,6). В обыкновенном человеческом быту, когда сыновья разделяют между собою отцовское достояние на отдельные части, часть каждого составляет его собственное сокровище или богатство. Поэтому, справедливо можно выразить одно и тоже понятие и словом часть, и словом сокровище или богатство, и словом удел наследственный по той причине, что это достояние во первых разделяется на части, далее, что оно прибавляет богатства тому, кому достается, что оно наконец достается, как некоторое наследство после отца. Под чашею разумеется учение Христово, которое справедливо сравнивается иногда с виноградным вином, так как веселит принимающих оное и так как сам Христос называется иногда виноградною лозою.

Ты ecu устрояяй достояние мое мне. Язычники, которые суть творение Сына Божия и вмести Бога Отца, некогда впали в идолопоклонство, но впоследствии отстали от него и уверовали во Христа: это то деяние Спаситель и относит здесь к Богу Отцу, как к причине. Приведенное место весьма сходствует с предшествующим нашим изъяснением. Потому то именно, как бы говорит Иисус Христос, обращаясь к Богу Отцу: Ты участник в моем достоянии и в чаше моей, что Ты возвратил Мне это достояние. Слово достояние употреблено прежде слова чаша, потому что оно послужило причиною смерти Спасителя; за него именно Он и умер. По поводу сказанного выше, мы считаем нужным сделать здесь некоторое незначительное отступление от прямого изъяснения. Враг человеческого рода, уловил в свои сети человека, сотворенного по образу Божию и вследствие этого ставшего как бы достоянием своего Творца, привлек его на свою сторону и присвоил таким образом себе чужую собственность; к нему-то Сын Божий и Наследник достояния Бога Отца посылал свои писания чрез пророков, требуя назад это достояние и чтобы освободить оное из под чуждой власти. А так как диавол всегда противился возвращению похищенного им, то наконец сам Наследник, приняв завет Бога Отца, сходит к похитителю, и таким образом Бог Отец становится судиею между ними. Осудивши похитителя, Он возвратил снова достояние своему Сыну. Вот почему Сын Божий и назвал Бога Отца своим участником в этом славном деле.

6. Ужя (цепи межевые) нападоша ми (выпали мне) в державных (в самых лучших местах) моих. Те, которые разделяют землю по жребию, измеряют ее сначала межевыми цепями и таким образом определяют свои участки. Таким образом, Спаситель как бы хочет сказать следующее: при возвращении Мне Моего достояния, ниспали на Меня, т. е. были наброшены, и как бы по жребию досталось Мне множество межевых цепей и определились вследствие этого размеры самого достояния моего и границы его, и оно сделалось всем известным, как мое. Под отмежеванным участком разумеются здесь уверовавшие во Христа и их отличие от неверовавших; так как в этом именно и состоят две цели размежевания, как мы сказали. Державными же Он называет здесь достояние свое, и эту мысль он особенно разъясняет в нижеследующих своих словах.

Ибо достояние мое державно (самое лучшее) мне, есть. Выше Он употребил «в державных», во множественном числе, по той причине, что верующие находились в различных местах, по частям; ниже же употребил единственное число «державной» по той причине, что из этих разрозненных частей образовалось одно собрание или церковь и одна вера. Державным называет это собрание в смысле особенного и возлюбленного, или также в смысле знаменитого, как бы выдержавшего натиск со стороны и одолевшего его. Межевые цепи могут быть также понимаемы как узы, которые были возложены на Христа, когда Он веден был иyдеями к Пилату. Возложены же они были на Него из за державных, т.е. за самых лучших, или верующих в Него, за которых Он пострадал. Итак в древности иудеи составляли достояние Бoжие ибо, как говорится: и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его, Израиль (Второз.32, 9). После того как иудеи сделались отверженными, Он вместо их избрал другое достояние Себе, т.е. царство или церковь из язычников, которую назвал державною или самою лучшею, так как она стала теперь выше древнейшей церкви из иудеев.

7. Благословлю Господа вразумившего мя. Эти и следующие затем слова Спаситель говорит как человек. Так и евангелист свидетельствуете о Нем в одном месте, что отроча растяше, и крепляшеся духом, исполнялся премудрости (Лук. 2, 40). Посему Он высказывает здесь благодарение за дарованное Ему сокровище мудрости.

Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Под утробами разумеется желательная сторона человеческой души, так как пожелания именно обитают в утробах, как мы говорили в предыдущих толкованиях; под ночью же должно разуметь смерть Господа. Мое желание, говорит Он, до самой смерти воспитывало и руководило Меня, не увлекая Меня ничем земным и располагая к одному божественному. Или же под ночью можно разуметь сокровенные тайны, и Спаситель здесь как бы хочет сказать, что вот, пока эти тайны оставались неизвестными остальным людям, Меня воспитывало и руководило мое желание.

8. Предзрех Господа предо мною выну. Я, говорит, прежде всякого другого, видел Господа очами души моей; Он как бы всегда являлся пред самым взором моим.

Яко одесную мене есть, да не подвижуся (поколеблюсь). А видел Его я, говорит, пред взором моим потому, что Он всегда присутствует в правых моих деяниях, отдыхая в них. Ибо Бог приближается ко всем тем, которые сами становятся близкими к Нему по своим добрым делам. Одесную же меня присутствует Он для того, чтобы помогать мне, дабы, т. е. я не уклонился с пути правого в противную сторону; потому что хранит Господь вся любящыя Его (Псал.144, 20).

9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой. Мое сердце преисполнено радостью, так как я отнял у противника моего мое достояние, победил, далее, этого самого противника, так как я имею затем столь сильного помощника в Боге Отце; вследствие чего и язык мой возрадовался и воспевает победные гимны Господу и прославляет Его величие.

Еще же и плоть моя вселится (в землю) на уповании (в надежде). Это сказано о гробе, в котором было положено тело Господа, в надежде однако же на скорое восстание Его из этого гроба. Зная наперед о своем восстании из гроба, Господь часто предсказывал своим ученикам, что, по прошествии трех дней, Он имеет воскреснуть.

10. Яко не оставиши душу мою во аде. Указывает и самую причину упования. Ты, говорит, не оставишь душу мою в аде, где содержатся души других умерших; так как ад именно есть то место, находящееся под землею, которое назначено в удел душам умерших. Итак где, спросим мы, может иметь для себя место пустая болтовня Апполинаpиeвa, который учил о Христе, что Он воспринял плоть нашу без души нашей—человеческой, и без разума? Какой безумец сам он!

Ниже даси преподобному твоему видети истления (тления). А это сказано о теле Господа. Ты, говорит, которому Я посвящен, по причине совершенного сродства наших добродетелей, Ты не допустишь, чтобы Я подвергнулся тлению по телу; но как непричастного никакому греху, Ты предохранишь Меня в этом отношении от разложений на составные части, дабы когда возвратится в неповрежденное тело моя душа, оно тем легче могло воскреснуть. Должно заметить, что смерть обыкновенно состоит в разлучении души от тела: разрушение же или тление, сопровождающее смерть, есть разложение нашего тела на составные части и превращение его в прах.

11. Сказал (показал) ми ecu пути живота (жизни). Ты научил, говорит, Меня добродетелям, которые путеводят к бессмертной жизни. Или: Ты открыл, говорит, Мне путь жизни, т. е. способ воскресения моего и новой моей жизни, который Я проходя сам, наставлял им и учеников своих.

Исполниши мя веселия с лицем твоим. Сын Божий есть образ и лицо Бога Отца. Посему, говорит Он, видевый Мене, виде Отца моего (Иоан.14, 9). Он также называется сиянием славы и образом ипостаси Бога Отца (Евр.1, 3). Итак ты, говорит, исполнишь Меня радостью после воскресения Моего, Меня усыновленного Тебе человека в соединении с усыновившим божеством; до воскресения же спаситель наш, как известно, и скорбел, и плакал, и томился духом, по закону человеческого естества. Или также: с лицем твоим сказано описательно т. е. вместе с Тобою. И так как Отец всегда составлял одно с Сыном —по божеству, а Сын был одно с Отцем, то оба они имели и общую радость в спасении людей, радость, которую произвела смерть Богочеловека чрез крест.

Красота в деснице, твоей в конец. Под десницею Отца разумеется Сын, подобно тому как Он есть также и вообще рука и сила Его. Итак веселие, говорит и ликование будет для Сына вечное, потому что Он совоскресил вместе с Собою тех, которые пали в древности по причине греха, и потому что Он воспринял снова под свою власть достояние Мое.

Псалом 16

«Молитва Давиду»

Настоящий псалом св. Давид написал в то время, как терпел он гонение со стороны Саула и когда испытывал разного рода неправду; в нем пророк умоляет Бога быть своим защитником. Впрочем, псалом этот приличествует и вообще всякому праведнику, неправедно угнетаемому от кого либо.

Ст. 1. Услыши, Господи, правду мою. Услыши, говорит, Господи, взывающее к Тебе мое душевное расположение к правде, которое взывает к Тебе, не словами но самыми делами. Так, имея полную возможность лишить жизни враждовавшего против меня Саула, я однако же пощадил его жизнь; так как он Тобою, Боже, поставлен в царя. Мало того, я не осмелился ни разу оскорбить его даже словом, потому что он есть глава целого народа, и его должно щадить во всем. Или же быть может пророк называет здесь правдою как бы некоторое свое право, опираясь на которое он желает быть судимым и которое вследствие этого самого полагает в основание своего судебного процесса. И если мы станем понимать правду таким образом, то пророк не покажется нам как будто тщеславящимся (что может иметь место при первом понимании), но для него представляется особенное основание взывать к Богу таким образом.

Вонми (внемли) молению моему. Под молением должно разуметь самый вид и положение, какие имел молящийся. Он весь проникнут унынием, сокрушением и смирением, и заслуживает полного сострадания. Один вид его уже способен расположить к нему милосердие Божие.

Внуши (выслушай) молитву мою не во устнах (лживых) льстивых. Или иначе, с перестановкою слов: не во устах льстивых внуши молитву мою.

Здесь риторическая фигура, и смысл этого места есть следующий: прими, говорит, молитву мою, не из льстивых уст к Тебе исходящую, или возносимую. Уста мои действительно чисты от всякой лжи, и я не помню ни одного случая, когда бы сказал я что-нибудь льстивое и ложное Саулу; напротив, я открыто исповедал свою любовь к нему и сохраняю это свое исповедание чистым даже доселе, хотя сам он и нарушил мои с ним договоры и даже взводил клеветы на меня. Итак, три предмета представляет пророк в защиту себя. Это, во-первых, правду или праведность свою, потом —внешнее выражение молитвы, и наконец —самую молитву, исходящую не из уст льстивых,—все это для того, чтобы тем скорее подвигнуть Бога на помощь себе против врагов своих.

2. От лица твоего судьба моя (суд мой) изыдет. Ты, говорит, для нас судия, вполне ведущий все наши деяния и помыслы, и судия притом единый, нелицемерный. Так, Бог есть судия праведный и, силою своего всемогущества, легко приводящий в исполнение свои определения. От лица Твоего, т.е. от Тебя, или пред Тобою, судьба моя, т. е. Твое решение относительно меня. Мне самому, как кажется, говорит пророк, незаконно быть судиею в моем же собственном деле и присуждать наказание замышлявшему погубить меня.

Очи мои да видита правоты. Я, говорит, видел Твои праведные определения о нас, исшедшие от Тебя.

3. Искусил ecu (испытал) сердце мое, посетил ecu нощию. Я удержался, говорит, не только от неправого деяния, но и от помышления нечистого. Ибо Ты, сердцеведец, испытал мое сердце и не нашел в нем никакого злоумышления против Саула, напротив Ты знал, что я всегда старался сохранять свое сердце правым, не в дни только светлые для меня, но и во время ночи разного рода испытаний и скорбей, которые обыкновенно омрачают наш разум и представляют нам частые случаи к тому, чтобы заблуждаться от прямого пути. Скажем здесь, как некогда сказал Иов: При свете Твоем я шел и в темноте, ибо закон Твой быль светильником для моих ног и светом стезям моим (Иов. 26, 3). Или же под ночью здесь разумеет пророк ту ночь в пещере, когда жизнь Саула находилась в его власти, но он не захотел отнять ее у своего противника. Искусил (испытал посредством огня) мя ecu, и не обретеся во мне неправда. Подобно тому как ювелир испытывает огнем золото для того, чтобы узнать чистое ли оно, испытал и Ты меня, Боже, в огне искушений. И когда я быль расплавлен в этом огне, во мне не нашлось ничего коварного против него даже в те минуты, когда изнемогал под давлением тесных обстоятельств.

4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих. Приведенное место не есть не соответствующее ходу речи в псалме, как однако же полагали некоторые толкователи; оно содержит в себе причину испытания Давида. Ты с тою именно целью, говорить он, Боже, и попустил подвергнуться мне испытаниям, дабы я, оставаясь выше других, не возгордился в душе над ними и не стал обвинять единомышленников Саула, злорадствуя тому, что они делают неправое. Или иначе: Ты потому попустил подвергнуться мне испытаниям, чтобы я тотчас же обратясь к Тебе, Боже (ибо во время наших скорбей мы обыкновенно и вспоминаем о Тебе), назвал свои деяния, как такие, которые все и всегда Ты направляешь к полезному.

За словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки. Словесами устен Божиих пророк называет здесь заповеди закона, данного чрез Моисея; выражение же уста Божии употреблено в несобственном смысле, оно значит, что закон Моисеев произошел собственно от Бога. Потому то, говорит, и сохранил я, или шел по путям жестким, по путям т.е. добродетелей; они действительно жестки и нелегко проходимы, лишены всякого плотского наслаждения. Выражение сохранять употребляется в св. Писании в значении исполнять или совершать; в этом значении оно употреблено и здесь и с тем же значением его можно встречать очень часто в разных местах Писания. Так например: Сохраних заповеди Твоя (Псал.118,168), т. е. исполнил их требования на самом деле.

5. Соверши стопи моя во стезях твоих, да не подвижутся (поколеблются) стопы моя. Здесь в первом случае пророк назвал стопами, без сомнения, движения нашего разума, во втором движения собственно телесные. Итак, говорит он, Ты, Господи, сам сделай мои помышления совершенными и правыми в заповедях твоих, ведущих к Тебе тех, которые ими руководятся, ибо когда наши помышления совершенны, тогда наши действия телесные уже не сильны будут отклонить нас от истинного пути. Или иначе: соверши, говорит, стопы моя, т. е. все мои действия, пока иду я по стезям твоим, по тем стезям, которые Ты посредством заповедей указал для желающих приходить к Тебе, дабы не уклонились они от испытания должного даже и тогда, если бы Ты оставил их на некоторое время без Твоего содействия в совершении. Ибо Ты, Боже, источник нашего истинного ведения.

6. Аз воззвах, яко (потому что) услышал мя ecu, Боже. Не напрасно взывал, говорит, я к Тебе, Боже; ибо Ты давно уже услышал, что я молюсь Тебе.

Приклони ухо твое мне, и услыши глаголы моя. Собственно уши не могут сами по себе наклоняться; но когда кто-нибудь намерен выслушать другого, то обыкновенно выслушивающий наклоняет несколько при этом свою голову к говорящему, и его уши кажутся также как бы наклоненными. Выше было уже сказано, что пророк нередко действиями человеческими старается объяснять действия Божии, приспособляясь и снисходя к некоторой слабости понимания своими слушателями сверх естественного. Итак, когда хотят выслушать кого-нибудь с особенным вниманием, притом такого человека, у которого слаб голос, вследствие общей его слабости, тогда обыкновенно слушающие его наклоняют к нему свою голову, но вместе с тем склоняют к нему также и свое ухо. Итак приклони, говорит пророк, ухо твое, Боже, ко мне; приклони как находящейся на высоте ко мне низшему, склонися ухом твоим надо мною, как врач склоняется над больным. Зрение в Боге означает вообще знание чего-нибудь; слух же, или ухо означает знание более, или менее подробное и основательное известного предмета; так как то, что доступно зрению, по причине своей некоторой вещественности, менее совершенно, нежели то, что может быть воспринято через слух. Как выше (ст. 1), так и ниже, в только что приведенном месте, выражения: услыши, вонми, внуши и том. под. суть выражения молитвенные. Они обозначают, что молящийся проникнут до глубины души желанием, чтобы его мольбы были услышаны и исполнены Богом.

7. Удиви (яви дивно) милости твоя, спасали уповающыя на Тя. Сделай, говорит, чтобы милости твои, по отношении ко мне явились достойными удивления. Под милостями пророк разумеет заступление Божие. Конечно те, которые видели как Бог явно помогал Давиду, были действительно изумлены, что эта помощь Божия явилась так скоро и была столь всесильна и что Бог не только праведникам, но и грешникам являет свою помощь.

8. От противящихся (противоставших ) деснице твоей сохрани мя, Господи, яко зеницу ока. Сохрани, говорит, меня, Господи, от коварства единомышленников Сауловых, которые противостали помазанию Твоему. Помазание он выразил здесь словом рука или десница. Ибо Ты, Боже, чрез пророка своего, помазавшего меня, поставил меня в царя; а они между Тем не хотят принять этого и готовят мне смерть. Но удивительная в самом деле охрана зеницы глазной! Ее защищают несколько покровов самых разнообразных и лежащих один над другим; и ближайшие из них суть самые тонкие и прозрачные, дабы не могли производить раздражения в нужной и слабой части глаза. Внешний глазной покров толстый, состоящий из глазных век. Его назначение, посредством соединения и раскрытия своих полукружий,—не допускать до глазного яблока пыль, предохранять его от вредного действия воздуха и от маленьких насекомых, летающих в воздухе. По краям покров этот снабжен волосками, дабы не задерживалась около глаза особенная глазная жидкость, и могла беспрепятственно выделяться; она имеет острое и несколько неприятное, раздражающее свойство, выше над веками находится холм брови. Он представляет как бы некоторую крепкую покрышку над глазом и снабжен множеством волос; это для того, чтобы текущий со лба пот не мог попадать в углубление глаза, а собираемый и задерживаемый бровями мог стекать оттуда вниз по вискам.

9. В крове крилу Твоею (под кровом твоих крыльев) покрыеши (укроешь) мя от лица нечестивых, острастших (угнетавших) мя. Представляя новое подобие, пророк молит Бога, чтобы Он благоволил охранять его, подобно тому, как птицы охраняют своих молодых птенцов. Под крылами он разумеет здесь силы всемогущего божественного промысла, которыми Бог придерживает вблизи Себя, под которыми укрывает и которыми согревает все в мире. Это метафора, заимствована от того, как пернатые охраняют своими крыльями молодых птенцов. Покрыеши употреблено будущее изъявительное, вместо желательного наклонения, что очень редко можно встречать в св. Писании. Или быть может также, что здесь и должно стоять будущее время. И Псалмопевец, как пророк, предсказывает о имеющей последовать ему помощи от Бога. Под лицом нечестивых разумеются сами нечестивые. Но Саула и его союзников пророк называет здесь нечестивыми не в собственном смысле, как живущих в беззакониях по образу язычников, но как ищущих только смерти невинного ни в чем перед ними праведника и как наконец не почитающих в нем явное помазание Божие; они угнетали его, и он был вынужден претерпеть во время своего бегства все возможные роды бедствий.

10. Врази мои душу мою одержаша. Под душею своею пророк разумеет себя самого, употребив здесь часть вместо целого. Одержаша, т. е. окружили со всех сторон, засевши в потаенных местах.

Тук (жир ) свой затвориша (закрыли). Под туком или жиром должно разуметь сердце и вообще внутренности, потому что около них обыкновенно много жира. Итак, говорит, они заключили в самих себе всякое милосердие ко мне страждущему, исходящее от сердца и извнутри человека вообще. Иные впрочем под жиром разумеют богатство и счастье и изъясняют это место так, что они (враги Давида) затворили или заключили все это в самих себе, чтобы оно более никогда уже не ускользнуло из их рук, а осталось навсегда с ними.

Уста их глаголаша гордыню (высокомерно). Они, говорит, хвалились, что вот скоро уже схватят меня, что не избежать мне от их рук, и что мне неоткуда более ожидать помощи себе.

11. Изгонящие мя ныне обыдоша (окружили) мя. Изгнав, говорит, меня из моего дома, враги мои не удовольствовались одним этим; но вот еще окружили меня и ищут того, чтобы отнять у меня самую жизнь.

Очи свои возложиша уклонити (отклонить) на землю. Они положили, говорит, между собою—отклонить свои глаза от Тебя, Боже, живущего на небесах и от Твоих заповедей святых, которые предписывают всякому не обижать невинного, отклонили они от Тебя глаза свои и обратили к земле, т.е. к земным похотям; а это значит не иное что, как отказаться в своих действиях от всяких разумных побуждений во всем поступать по требование строгости. Или иначе, они устремили, говорит, глаза свои в землю, выжидая удобной минуты, чтобы склонить и опрокинуть меня на землю, и потом умертвить меня.

12. Объяша (подстерегли) мя яко лев готов на лов, и яко скимен (львенок) обитаяй в тайных. Что касается до надежды или расчетов моих врагов, то вот они подстерегли уже и готовы схватить меня, т.е. готовы напасть на меня, приподнять меня от земли и понести, как добычу. Различие между львом и львенком, по мнению некоторых, состоит в следующем: лев, надеясь на силу, бросается на свою добычу явно и открыто; а львенок, не имея этой уверенности, подкрадывается к добыче тайком, из какой-нибудь своей засады. Так и враги Давида, одни готовы открыто напасть на него; другие, напротив, не надеясь на самих себя, могут нападать не иначе, как тайно. Впрочем ничто здесь не препятствует принять оба эти слова, как выражение одной и той же мысли; так как пророк имеет обыкновение нередко в речи, описывающей страдания, выражать одно и тоже в различных только словах, дабы резче изобразить испытываемое страдание и тем, легче, по-видимому, привлечь к себе милосердие Божие.

13. Воскресни (восстань), Господи. Представляя долготерпение Божие как бы некоторым покоем Господа, пророк восклицает: восстань, Господи, и подвинься на защиту меня.

Предвари (предупреди) их. Приостанови, говорит, моих врагов прежде, нежели успеют они привести в исполнение свои намерения.

Запни (подставь ногу) имь. Воспрепятствуй, говорит, их быстрому движении против меня. Запни,—это выражение метафорическое; оно заимствовано от тех людей, которые, желая задержать чей-нибудь бег, быстро подставляют под ноги бегущего свою ногу и таким образом легко опрокидывают его на землю.

Избави душу мою от нечестиваго, оружие (меч) твое, от враг руки твоея. Твоим мечем, говорит, избавь Ты, Боже, мою душу от нечестивого Саула и от его союзников, враждующих против оружия твоего, т. е. против меня. Или: избавь меня, говорит, от тех, которые воюют против руки твоей, т.е. против Тебя, Боже. Они воюют против меня, но ведь я Твой, Господи, а потому, воюя против твоего, они воюют именно против Тебя. В каком смысли пророк называет Саула нечестивым, об этом мы уже сказали выше. Заметим, что приведенные слова могут быть изъясняемы и сами по себе, без отношения к другим; но в тоже время например слова избави душу мою можно изъяснять в связи с сказанными выше следующими словами: врази мои душу мою одержаша. (Ст. 10). Некоторые толкователи выражают недоумение, каким образом Давид, некогда пощадивши жизнь Саула в пещере, мог молиться теперь о том, чтобы сам Бог поразил его своим мечем. Да, так и мы говорим, что Давид воздержался от того, чтобы самому ему не сделаться цареубийцею, как сказали в предисловии к псалму; но он же призываете теперь Бога к отмщению за себя, за те свои бесчисленные и разнообразные бедствия, которые он переносил вследствие гонения Саулова. И как в первом случай пророк остался бы неправым, если бы поступил он иначе, так точно во втором случай он остается правым, поступая так, а не иначе. Или: избавь меня мечем твоим от врагов моих, не поражая их смертельно, но наводя только один страх смерти на них. А сказано это человекообразно. Когда кто-нибудь желает отбить у врагов своего союзника, захваченного ими, то обыкновенно извлекает свой меч и начинает замахиваться на них, грозя нанести удар в случай сопротивления с их стороны. Но что Давид действительно не ищет и не желает смерти Саула и его союзников, а только того, чтобы их недобрые намерения относительно самого Давида не были приведены в исполнение, это видно из нижеследующего.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты