Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом Давиду не надписан у евреев 9 страница




 

*) Потому-то и тот человек, который приносил жертву и всесожжение долженствовал возлагать руку свою на голову приносимого в жертву или во всесожжение животного, изображая сим возложением руки то, что приносимое в жертву животное принимает на себя грехи приносящего: человек, говорит, приведет пред дверь скинии свидетельства не имеющее никакого порока мужеского пола животное из рогатого скота, он принесет его как приятное пред Господом, и возложить руку на голову жертвенного животного (Лев. 1, 3).

**) Слова Никиты: Этот стих произносится как от лица Давида, поелику и он был из числа разумеющих нищего и убогого: и он молится о своем грехе, так и от лица всякого пекущегося о добре, которому более приличен этот псалом, по словам Афанасия, нежели Господню человеку.

 

6. Врази мои реша мне (слова) злая. Говорит: враги мои, разумея иудеев, побуждавшихся, как говорят божественный Кирилл, Феодорит и Афанасий, завистию своею говорит против меня злые слова. Последнее слово надобно подразумевать отвне (стиха сего). А злая—поставлено вместо злобные, или оскорбительные. Какие же именно слова сии, это показывает в следующем.

Когда умрет и погибнет имя его? Тяжел он нам и по виду, говорят они. Итак, когда он умрет? или когда пропадет имя его, чтоб и не слышалось более? Сими словами иудеи выражали, как желательно было для них, чтоб истребилось имя Иисуса хоть одним часом раньше, поелику видели, что оно было исполнено божественною силою и исцеляло всякую болезнь, то есть, долговременный недуг, и всякую немощь, то есть, недавнюю слабость, а посему и думали, что с смертно Его вовсе погаснет и самое имя Его.

7. И вхождаше видеmu. Предатель—Иуда, говорит, как друг и ученик Мой, входил свободно в тот дом, или в то место? где находился Я, входил с злою целью, чтобы увидеть, не было ли удобное время к преданию Меня, как говорит божественный Кирилл. Ибо Евангелист сказал: с того времени искал удобного случая—предать Его (Матф.26,16).

Всуе глаголаше сердце его. Сердце, говорит, предателя Иуды суетно говорило, то есть, помышляло само в себе о предательстве, когда он входил—видеть, удобно ли время предать Меня. Или напрасно он старался утаиться, лицемерно называя Меня—равви, или учителем, ибо Я, как сердцеведец, знал, что он замышляет и чего желает Мне.

Собра беззаконие себе. Сие, говорит, замышляя против Меня, несчастный Иуда не приобрел никакого добра, кроме того, что снискал себе беззаконие, потому что умыслил зло против Учителя и Спасителя своего. Некоторые после слов: всуе глаголаще поставляют полную точку, чтобы вышла мысль такая: что напрасно Иуда говорил со Мною мирно, тогда как в сердце своем он составлял на Меня враждебные и смертоносные советы. Впрочем первая мысль лучше.

Исхождаше вон, и глаголаше вкупе. Это и евангелист Иоанн показывает, когда говорит: он (Иуда), приняв хлебец, тотчас вышел (Иоан. 13, 30); а это— вместе означает, что Иуда, совокупясь с врагами моими—иудеями, разговаривал с ними, ибо он говорил с ними о предательстве, и соглашаясь с архиереями и книжниками, говорил: что мне дадите, и я вам предам Его? (Матф. 26,15). Божественные евангелисты явно говорят, что все это сбылось.

8. На мя шептаху ecu врази мои; на мя помышляху злая мне. Враги, говорит, мои—архиереи и книжники и старейшины еврейские, тайно на ухо говорили друг другу о том, что относится к навету и смерти Моей, боясь народа и не смея говорить против Меня явно; и не только переговаривали о том тайно, но и составляли против Меня смертоносные замыслы: составили, говорит, совет все первосвященники и старейшины народа против Иисуса, чтоб умертвить Его (Матф.27, 1).

9. Слово законопреступное возложиша (противопоставили) на мя. Противопоставили—принимается за ответствовали; ибо когда иудеи были спрошены Пилатом: что же мне делать с Иисусом, называемым Христом? то отвечали ему все: да будет распят (Матф.27,22). Это слово, сказанное иудеями в ответа, было законопреступное, потому что большое преступление закона было—предать смерти невинного и безгрешного: закон говорит: безвинного и праведного не убей (Исх. 23, 7), как и Пилат многократно в укор им говорил: я не нахожу в нем вины, также: не повинен я в крови праведника сего; вы увидите (Матф.27, 24). Или это—противопоставили—принимать должно за устроили, как полагает Феодорит; ибо говорили Пилату ложно, что Он развращает народ, запрещает кесарю дань давать (Лук. 23, 2). И это слово беззаконно, ибо противно закону—свидетельствовать на другого ложно: закон говорит: не свидетельствуй ложно (Исх. 20, 16).

Еда (неужели) спяй не приложит воскреснути (встать)? Христос говорит это вопросительно, как Бог, наперед знающий: неужели кто спит, не встанет более? Нет, он встанет. Евреи обыкновенно выражение «приложить» принимали за выражение будущего времени. А если спящий встанет*), то и Я, уснувши, то есть, умерши плотию, не замедлю встать, ибо и Моя смерть уподобляется сну. Как человек самовластно и по своей воле спит; так и Я самовластно и по своей воле умру.

 

*) Слова Божеств. Кирилла: Как вы думаете смертию облечь жизнь? Ибо смерть для меня сон, и смерть не для уничтожения жизни бывает, но для восстания: ибо если Я в третий день встану, то не сон ли моя смерть? Феодорита: Это сходно с Евангельским словом: разрушьте храм сей, и в три дня восставлю его; также: вот восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет в руки грешников и убьют Его и в третий день воскреснет. Посему справедливо смерть назвал сном.

 

10. Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи (возвысил) на мя запинание (пяту). Союз — ибо— здесь оказывается излишним. А мысль в сих словах та, что мой человек сделался противником моим. Человеком мира называет мирного, по свойству еврейского языка. Итак, Господь говорит, что мирный Мой, то есть, друг Мой Иуда, на которого Я дерзал, как на своего человека, и которого Я питал вместе с другими учениками Моими, возвысил, то есть, употребил против Меня хитрость и навет. Ибо пятою, по словам Феодорита, называется хитрость в переносном значении, от сходства с теми, которые при совокупном бегании подкладывают пяты ног своих и опрокидывают соперника своего в бегании, или повергают долу борца своего. Иуда возвысил обман свой чрез соглашение и единомысленное движение первосвященников и книжников.

11. Ты же, Господи, помилуй мя, и восстави мя, и воздам им. По словам божественного Кирилла—помилуй и восстанови меня— суть слова человекообразные, которые Владыка Христос, как человек, не отказался сказать Отцу, как свойственные человеческой природе. Так Он неоднократно таковые приличные человеку слова употреблял в молитве. А—воздам—это выражение, приличное Богу, потому что Христос воздал Иудеям приличное наказание, предав их римлянам за то, что и по воскресении Его не уверовали, но преследовали и учеников Его *).

 

*) Слова Божеств. Кирилла: Выражение—воздам им—есть признак Божества в том, который представляется молящимся так. Ибо не сказал: воздашь: но, как сам имеющий быть судиею всех, поскольку он есть и признается Богом, Он говорит: воздам. Так Он и сам сказал: как Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы bcе почитали Сына, как почитают Отца! А что Он, как Бог, как воскресение и как жизнь и Сам воскресил Себя, это Он объявил иудеям, сказав: разрушьте храм сей, и в третий день воздвигну его (Ин.2,19). Исихия: Это он говорит не потому, чтобы Он желал воздать им за претерпение от них смерти (ибо Он сказал на кресте: Отец, оставь им грех), но потому, что, видя нелицеприятный суд Отца, производимый против скверных убийц, как имеющий одно дело с Богом и Отцем, сказал: и Я воздам им, и сим показал одно действие в обоих (в изд. Своде).

 

12. В сем познах, яко восхотел мя ecu, яко не возрадуется враг мой о мне. Ты восхотел принимается здесь за—возлюбить, как говорит святой Кирилл, потому что любимое вожделенно. Из того, говорит, знаю, чтобы Ты, Отец Мой, возлюбил Меня, что враг Мой не порадуется о Мне, иначе, что Я воскресну и будет проповедано имя Мое по всей вселенной, что весьма неприятно врагу Моему, как ищущему Мне смерти с тем намерением, чтоб истребилось самое имя Мое. А под врагом ты должен разуметь и диавола и Иуду *).

 

*) Слова свящ. Феогноста: Из того узнал бы я, что Ты пожелал меня, если бы не порадовался враг мой о мне до конца мучащий и изнуряющий меня посредством страстей; но если бы Ты избавил меня прежде кончины от руки его и, удостоив меня жизни духовной и благоугодной пред тобою, представил бы своему престолу спасенным чрез хороший конец.

 

13. Мене же за незлобие приял, (к себе) и утвердил мя ecu пред тобою в век. И сии слова сказываются со стороны Христова человечества, где незлобием называет чистоту и безгрешность. Ибо греха, говорит, не сделал (Ис.53, 9). Не только, говорит, Ты помог Мне, как человеку, но и утвердил подле Себя, то есть,—посадил Меня по правую свою руку: сиди, говорит, одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс.109, 1).

14. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века; буди, буди. Изрекши пророчески вышесказанные слова о Христе, и удивившись неизреченному человеколюбие и снисхождении Его, Давид возносит здесь песнь и благодарение Богу, сказывая, что должно хвалиться и прославлять Бога, в собственном смысле и истинно израильского, то есть, христианского, как мы прежде сказали в 21-м псалме, при изъяснении слов: да убоится Его все семя Израиля. Должно же прославлять от настоящего века до будущего *). Потом сказывая: буди, буди! он сим молится о ускорении вочеловечения Владыки Христа. Удвоение—буди означает усиление молитвы **).

 

*) Слова Божеств. Кирилла: Отныне начинается нами славословие Богу и оканчивается в будущем: когда то, что отчасти, уничтожится. И Феодорита: Прилично после страданий произнес хвалу, научая, что тот, о ком он пророчествует, есть не только человек, но и Бог предвечный, имеющий бытие нетленное и бесконечное.

**) Заметь, что это—буди, буди—поставлено вместо—аминь, аминь, как сказал и Акила, что обыкновенно прилагается в молитвах и словах к возгласу: во век века, или во веки веков. По словам Григория Нисского и Евсевия, здесь оканчивается первая из пяти книг псалмов; и как первый псалом сей первой книги начался с ублажения: блажен, говорит, муж, который не ходил на совет нечестивых, так и последний сей псалом той же первой книги начался е ублажения: блажен, имеющий разумение о нищем и убогом. Но в первом псалме ублажаем был тот, кто отступает от зла, а в сем последнем (ублажается) знающие добро, каков Единородный Сын, обнищавший для нас, хотя Он и богат; ибо кого он назвал в начале сего псалма нищим и бедным, по человечеству, того здесь в конце называет благословенным Господом и Богом по божеству, как говорит тот же Григорий Нисский.

 

Псалом 41

 

В конец, в разум (в разумение) сынов Кореовых.

 

О сынах Кореовых мы сказали прежде в предисловии к этой книге (гл. 5). Этот псалом надписывается еще «в конец» потому что пророчества, содержащиеся в нем, имели исполниться в конце. Ибо как евреи, по словам Феодорита, имели быть пленены за грехи свои вавилонянами, и пробыть в рабстве 70 лет, то посему быв возбужден дарованием прозорливости от Св. Духа, божественный Давид принимает на себя лице каждого благочестивейшего из пленных как то: Даниила, Иезекииля, трех отроков и подобных им и от лица их произносит слова псалма сего, по мнению антиохийского Феодора и Златоуста. А «в разум» прибавил (в надписи), чтобы нас научить, что каждый из прежде сказанных праведников, разумея это взывал к Богу. Или это прибавление учит тому, что читающим слова сего псалма нужно разумение.

Ст. 2. Имже (каким) образом желает елень на источники водныя, еще желаешь душа моя к Тебе, Боже. Желая выразить великое и чрезмерное желание свое к Богу, царе-пророк Давид употребляет для сего в пример самого жаждущего оленя; потому что олень, имея естественный жар, а особенно, когда возжигается весь извлекаемыми им из нор чрез вдыхание в себя и пожираемыми многими змиями, имеет посему великую жажду и сильное желание к воде. Желает—означает, по словам Акилы, тоже, что спешит, понуждается, стремится. Сказал— Тебя, Боже мой, то есть, Тебя, Который обитаешь в Иерусалиме (желает душа моя, и к Тебе стремится). Итак, каждый благочестивый из вавилонских пленников молится к живущему в Иерусалиме Богу, поелику думали, что нет Бога в Вавилоне, по причине находившегося там идолопоклонства *).

 

*) Слова Златословесного: Таково свойство любителей, что не могут держать любви в молчании, но пред ближними обнаруживают и высказывают то, что для них любезно. Ибо свойство любви есть ничто пламенное, и душа не может покрыть ее молчанием. Потому-то и составляющей предмета сего псалма,—исполненный такою любовью, не терпит молчания. Григория Нисского: Для чего бы оное слово представило в пример сие животное? Олень есть некоторым образом жаждущее животное и потому часто бегает к источникам вод, а жаждущим бывает отчасти по природе и отчасти от того, что пожирает змей и питается их телами. Сверх того он из числа рогатых и чистых по закону и пустыннолюбивых животных и ему свойственно истреблять зверей и прогонять род змий дыханием и особенным видом своим. Таков и всякий праведник, ищущи горнего и истребляющей мысленных пресмыкающихся, наступающей на змей и скорпионов, как получивший от Иисуса власть и говорящий: Тобою врагов наших избодем рогами. Он уподобляется оленю тем, что способностью различения истребляет гнездящиеся в своей природе на подобие ядовитых животных страсти, и многими и различным источниками знания и водами Богодухновенного Писания уничтожает случайно воспринимаемый памятью яд зла.—Божествен. Ефрема: Это говорит кающийся Израиль. Но и ты потребляй мысленного змея. Истощи грех, и ты будешь в состоянии жаждать любви Божией. Делайся жаждущим, как олень, и желающим прийти к источникам вод, то есть к Божественным писаниям, чтобы пить из них и чтобы они прохладили твою жажду, подобно ему (оленю), палящую тебя через страсти. Пей вместе с ним вытекающую для тебя из них пользу.

 

3. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому. Душа моя, говорит, возымела жажду, то есть, имеет великое желание к Богу; ибо выражение—возжада показывает воспламененное и палящее желание*). Давид именует Бога крепким и живым для различия от немощных и мертвых вавилонских богов. Некоторые (каков Нисский у Никиты) говорят, что из сих слов псалма составлена трисвятая песнь святой Троице: святый Бог есть Отец, святый крепкий Сын, святый бессмертный, или живый есть Дух Святый. А трижды святый взято у серафимов, виденных Исаиею.

 

*) Слова Григория Нисского: Сии слова уподобляют жажде неудержимое и славное желание, приискав для сего из животных самую жаждущую породу, чтобы как можно лучше изобразить великость желания животным чрезмерным по жажде.—Златоуста: Не сказав—возлюбила душа моя Бога живаго, но дабы показать расположенность, назвал ее жаждою, показывая нам этим и то и другое—и пламенность любви и непрерывность любовного стремления.

 

Когда прииду и явлюся лицу Божию. Слова сии принадлежат желающему: когда, говорит, я— пленный Вавилоном народ, когда приду к Тебе, Господи, находящемуся в Иерусалиме, чтобы явиться лицу Божию, иначе Тебе Богу, названному так пространнее? А явлюсь чрез служение и предстояние во храме Твоем, чего не могу сделать здесь в Вавилоне, как законопреступном, по изъяснению Златословесного*).

 

*) Слова Феодорита: Желаю, говорит, и жажду служения живому Богу моему. Ибо явлением лицу Божию называет служение Ему по закону; a сие служение ограничивалось Иерусалимом. И особенно прилично называют Бога сильным и живым смотрящие вблизи на бездушных и недвижимых Вавилонских идолов. А Блаж. Августин в 35-ой главе «Уединенных своих бесед», изложив прежде слова псалма сего от начала до сих слов, говорит следующие исполненные любви слова: О! источник жизни, жила воды живой! когда приду к водам твоей сладости, от земли сей непроходной и безводной, чтоб видеть силу и славу Твою, утолить жажду мою потоками милосердия Твоего? Жажду Тебя, Ты—Источник жизни! Насыти меня. Жажду, Господи, жажду Тебя живаго Бога. О, когда приду и явлюсь лицу Твоему?

 

4. Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися (когда говорят) мне на всяк день: где есть Бог твой? Когда, говорит, вавилоняне поносят его в немощи, говоря ругательно: где теперь Бог твой, Который помог бы тебе? Тогда, говорю, слезы становятся для меня хлебом, то есть, желаю и алчу слез, как хлеба. И как для всех людей необходимая пища—хлеб, так и для меня тогда необходимы слезы. И таковое желание и потребность слез находится у меня не только днем, но и ночью, то есть, я — народ твой — желаю плакать день и ночь, не перенося такого бесчестия Богу моему*).

 

*) Слова св. Нила: И всякий не всуе и не напрасно плачущий, но от деятельной и боголюбивой расположенности рыдающий, питается слезами как хлебом, не только при благоприятных и благоугодных обстоятельствах, что святый (Дав.) называет днем, но и при тесных и неприятных, что выражает подобием ночи. А Нисский излагает и естественную причину слез: В рассуждении происхождения слез скажем, что как чрез удовольствия телесные отверстия послабляются и делаются свободны у тех, которые проникнуты приятным удовольствием: так и чрез печаль узкие и скрытные проходы скважней заключаются и, не давая свободы тайной расположенности внутренностей, влажные испарения теснят к голове и мозговым перепонкам, а они чрез накопление во множестве в пустотах головы (мозга) изгоняются посредством нижних отверстий к глазам, где совокупность бровей привлекает к себе влагу каплями; а капля называется слезою. Слова Блаж. Августина в 35 главе Уединенных бесед: Доколе будут говорить мне: где Бог твой? доколе будут говорить мне: пожди, ожидай? А ныне кто терпите мое? Не Господь ли? Ибо мы ожидаем Спасителя—Господа нашего—Иисуса Христа, который преобразит тело смирения нашего, чтобы оно было сообразно с телом Его славным. Он же и в 40 главе Рассуждений: Господи мой! да будут слезы мои для меня хлебом день и ночь, доколе не услышится в душе моей: вот жених твой! И между тем упаси меня моими воздыханиями, снова согрей меня скорбными страданиями!

 

5. Сия помянух, и излиях на мя душу мою. Я, говорит, народ Твой, Господи, вспомнил сие, то есть, вышесказанное, что в посмеяние говорят мне вавилоняне; и посему я излил, то есть распустил, как думает Феодорит, душу мою в себе, отчего ослабели силы мои и узы сердца моего, то есть, у меня возбудилась жалость. Или же: я вспомнил сказываемое ниже, и потому излил, то есть, дал расширение и послабление стесненной душе моей *).

 

*) У Никиты написано, что лучше принимать слово излил,—за—дал послабление (разлитие) и вспомнил, припоминая то, о чем говорится ниже.

 

Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия. Послабление, говорит, и разлитие почувствовала стесненная душа моя, ибо я вспомнил, что снова буду ходить в Иерусалиме в храм Божий до самой невходной и сокровенной части его. Ибо селением называет знаменитый Соломонов храм, а домом Божиим самую невходную и внутреннейшую часть храма. По сему же второму изъяснению—ибо—принимается за утвердительное; поелику Давид пророчествует как бы от лица вавилонских пленников, что действительно буду то делать *). Можно понимать и иначе, что селение означает взятую от нас Богом —Словом плоть, дабы вселиться в нее; она дивна, ибо составилась от Духа без мужеского семени; далее дом Божий есть разумная и всесвятая душа Христова, так как посредством ее Бог-Слово соединился с телом; а место есть Сам Бог—Слово, Который на самом себе утвердил взятую на Себя человеческую природу и составил ее. Говорит—буду проходить, следовательно—водясь путем Слова Божия до самой души человеческого Его восприятия, мудрствуя о Нем и созерцая сие по данной мне силе; но не буду иметь позволения проходить далее вперед и рассматривать то, что выше сего.

 

*) Селением называет покров Божий. Итак, после печального проповедует о приятном и предвозвещает, что они евреи весьма скоро получать вызов. О том же предсказывает и блаженный Исаия, что они возвратятся (из плена Вавил.) с величайшею честью; будут везтись на колесницах мулами, покрываться зонтами, и сим устранять от себя палящие лучи. То же выразил и Акила: войду под покров, сопровождая их до дому Божия.—Слова Феодорита. А Ориген говорить; Бывшая в путешествии Моисеева Скиния, думаю, была образом сей (скиний); также Соломонов храм был образом истинного дома Божия. Ибо, говорит, успеваю еще, а не—я совершен. А скиния есть изображение yспеха, как дивно ведущая к дому самого Бога, т. е. к совершенству.

 

Во гласе радования и исповедания (среди) шума празднующаго. Буду, говорит, проходить храм Божий с голосом радостным и голосом благодарным празднствовать в храме Господнем по прежнему, как было до порабощению, и снова стану совершать служение по божественному закону.*)

 

*) Слова Григория Богослова: Думаю, что исходивший оттуда шум праздновавших, был ничто иное, как Бог песнословимый и прославляемый удостоившимися тамошнего жительства. И великий Максим под—селением разумеет изображение успеха, а под домом— совершенства; он так говорит: Место чудной скинии есть соединенный с бесстрастием навык в добродетели, при котором находясь Божие слово украшает душу, как свое селение (Скинию) различными красотами добродетелей. Далее дом Божий есть составляющееся из многоразличных созерцаний знание, при котором Бог обитает в душе и напояет ее чашею премудрости. Голос радости есть душевное взыграние от богатства добродетелей. Голос есть благодарение за славу данного мудростию пиршества. А шум есть славословие, состоящее из того и другого, то есть, в совокупности из радости и исповедания составляющееся.

 

6. Вскую прискорбна ecu, душе моя? И вскую смущавши мя? По Златоусту здесь беседует с своею душею каждый из благочестивых вавилонских пленников; для чего, говорит, душа моя, ты оскорбляешь меня? Для чего смущаешь меня, не давая мне покоя? А это Давид говорил от их лица потому, что получил удостоверение от Бога в будущем возвращении их в Иерусалим.

Уповай на Бога, яко исповемся Ему (поведать буду славу о Нем); cnaceниe лица моего и Бог мой! Уповай, говорит, душа моя, на Бога, потому что я буду благодарить Его, по возвращении в Иepyсалим. Воспомянув об имевшем быть в последствии таковом благодеянии Божием, за сим с сердечным удовольствием обращается к нему так: спасение лица моего, выражаясь пространнее, вместо—мое! и Боже мой! то есть, благодетельнейший и сладчайший для меня *).

 

*) Слова св. Кирилла: Лица, кажется, сказал вместо—красоты... ибо на уверовавших во Христа слияет Божественная красота. Посему она изображается и в нас, когда Он производит спасение лица души, то есть, красоты ее. И Феодорита: Здесь некое изображение души беседующей с самой собою. Поелику сказал: перестань печалиться по получении обещаний благ, то она отвечает на сие так: Я не напрасно удручаюся печалью и употребляю упомянутое рыдание, потому что воспоминание об отеческой земле возбуждает во мне слезы, где землею Иорданскою называет землю обетования.

 

7. Ко мне самому (у меня) душа моя смятеся. Ко мне—значит тоже что во мне. Внутри сердца моего, говорит, возмутилась или прискорбна душа моя, не будучи примечаема никем отвне находящеюся в таковом смятении и печали. Она смущена и опечалилась, потому что помыслила о нашей иудейской греховности, за которую мы и преданы врагам нашим—вавилонянам, или потому что помыслила о толикой долговременности пребывания нашего в Вавилоне и невозвращении нашем в любезное отечество наше Иерусалим.

Сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя. По причини, говорит, скорби сей заключающейся в сердце моем, я буду памятовать о промысле и попечении Твоем, показанных Тобою роду нашему—еврейскому в тех благах, которыми мы наслаждались в земле обетования. Ибо Иорданом и близкою к Иордану горою, которая называется и Ермониимом и Ермоном*) он выразил всю иудею, как думают Златоуст и Феодорит. К сему он прибавил и о величине Ермониима, что он гора небольшая.

 

*) По Златоусту, Кириллу и Феодориту—Ермониим называется и Ермоном. Смотри и замечание на слова: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются (Пс.88, 13). Златоуст: гора небольшая в земле Иудейской, откуда взят Илия и близ которой в струях Иорданских благоволил креститься Христос. (Слово на преображение). А по книге Паралипоменон (1Пар. 5, 23) Ермон не одно и тоже с горою Ермониимом.

 

8. Бездна бездну призывает (к себе) во гласе хлябий (низриновений, водопадов) Твоих. Вспомнив о благодянии Божием, пленник вавилонский —благочестивый иудей, теперь в след за тем с сильным чувством страдания упоминает и о произведенном Богом оставлении иудейского рода. Бездною он называет великость несчастий, приключившихся ему: одна, говорит, глубокая скорбь призывает к себе другую глубокую скорбь голосом низриновений Твоих; то есть, приключающиеся нам низринутым рабам Твоим евреям, Господи, скорби столь часты и непрерывны, что, как кажется, некоторым образом одна другую призывают прийти по причине непрерывного их последования и столько огорчительные, что мы подвергающееся от великих страданий кричим, ибо слово низриновений, поставлено, вместо низринутых—действительное вместо — страдательного*).

 

*) A мнению св. Кирилла, Давид сими словами означает два чуда—переход Израильтян чрез Иордан и погубление иноплеменных градом. При переходе Иopдана одни из речных потоков чрез стремление вниз потекли в Соленое или Мертвое море, а другие, стремившиеся из источников Иордана, стали в одну груду; почему воды, не имея прохода, стремились и наскакивали одна на другую, на подобие одной бездны на другую бездну и издавали голос на подобие низриновений. А при избиении иноплеменных градом столь частое и непрерывное было низвержение града, что казалось один град звал за собою другой, как одна бездна другую бездну, так что голосами низриновений может быть названо непрестанное стремление вниз града. Итак, вавилонские пленники, воспоминая сии чудеса, скорбели о том, почему хоть одно из таковых чудес не было и в их времена. А богоносный Максим, принимая это выражение в созерцательном смысле, говорит следующее: Всякий созерцающей ум по причине множества мыслей подобен бездне, потому что пройдя украшение мирa и достигнув страны умных (существ), потом, силой действия по вере возвысившись и над великолепием сих, он останавливается в себе самом, совершенно сосредоточившись и не движась по причине прошествия всего, наконец по необходимости призывает к себе божественную мудрость—истинно безысходную, по отношению к знанию, бездну, чтоб она подала ему голос Божественных низриновений, но не самые низриновения, то есть, прося о даровании некоего явления веры, к разумению образов и видов промысла Божия о вселенной. И Григорий Богослов слова—бездна бездну призывает, принимает в отношении к познанию: Побуждаюсь, говорит, не только созерцать горнее, но и проходить далее и от самой бездны простираться в бездну, бездною призывая к себе бездну и посредством света находя свет, доколе не достигну крайнейшего. И Никита Пафлагон, называемый Давидом и витиею: Господь, будучи бездна, призывает Отца, чтоб дал для народов голос мудрости потокам своим — служителям Евангелия, которые, как реки, вытекая из бездн Божиих, подавали бы голос истинной мудрости, на подобие непрестанного и живаго источника, как и чрез низвержения его из Богоглаголивых уст, чтобы утучнить народы, для произведения живых чад. Быть может и в судьбах Божиих находится бездна великая, ибо сии судьбы связаны е другими судьбами. То же слово перевел и Симмах; бездна ответствует бездне голосом водопадов своих. Блажен. Августин разумеет три бездны—одну безмерное множество грехов, вторую—бесконечные и бесчисленные мучения, которых причиною грехи, и третью непостижимые судьбы Божии. Итак, бездна бездну призывает голосом низвержений своих, ибо бездна греховная есть причина бездны наказаний, которую предвозвещают суды Божии. И бездна судов Божиих выше человека; бездна греховная—внутри человека, а бездна казни внутри под человеком. Почему блаж. отец боится и трепещет, дабы бездна судов Божиих, которая выше его, не полилась на находящуюся в ней бездну греховную и не потопила ее и его вместе с нею в бездне наказаний.

 

Можно понимать и иначе, что бездна или множество наших грехов призывает к себе бездну, или безмерное множество Твоих щедрот, Господи, чтобы слышим был для нас голос Твоих проповедей чрез Апостолов. Ибо низриновениями называются Апостолы, как низринувшие все возношение и заблуждение диавола. Можно сказанное понимать и в высшем смысле. Бездна есть древнее писание, бездна также и новое, по причине содержащихся в них глубин тайных мыслей. По сему новое писание призывает к себе древнее по голосу низриновений, или пророков, потому что и пророки называются низриновениями, как низводящие свыше воду пророчества. Новое призывает к себе древнее и во свидетельство, чтобы показало неверным, что пророки предсказали о Христе.

Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. Народ иудейский называется здесь высотами, а равно и волнами восстания приключений; посему он говорит, что приключения и поражения Твои, Господи, прошли во мне, притом— все—сказал, чтобы выразить сим многоразличие и многообразность бедствий *).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты