КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Псалом 118 1 страницаСтр 1 из 18Следующая ⇒
Божественный Давид, по словам Златоуста и Феодорита, много испытал перемен в жизни своей, как мы это сказали и в первой главе предисловия к псалмам. Так он иногда убегал врагов своих, иногда подвергался скорбям и несчастьям, а иногда имел и радости в жизни, притом иногда ходил путем богоугодным, а иногда и претыкался на нем. И все таковые перевороты в жизни своей он собрал в настоящем псалме, упомянув в нем и неписанные молитвы, которые приносил ежедневно Богу в наставление и пользу читателей оных. Этот псалом есть совершенный; потому что он ведет к совершенству и добродетельных, а живущих в нерадении о добродетели побуждает к деятельности. Поелику же Давид здесь часто упоминает о законе и свидетельствах, и заповедях, и оправданиях, и судах, и словах в каждом почти стихе, и в сем состоит все содержание и сущность и основание сего псалма, чем особенно он отличается от прочих псалмов: то посему, читатель, найди следующий стих 17-го псалма: «ибо все суды Его предо мною» и там найдешь значение каждого из сих речений. Посему нет надобности изъяснять и в сем псалме таковые, где они будут встречаться. При чем заметим, что хотя означенные слова, как то: свидетельства, и заповеди, и оправдания, и другие и имеют различие одно от другого; но большею частью все они означают закон Божий по оборотам сочетания понятий (синекдоха) и обмена имен (метонимия), содержащего содержимыми. *)
*) Слова Божественного Кирилла: В сем псалме (Давид) изображает жизнь святых, подвиги, скорби, борения, восстания бесов, которыми они наводят бесчисленные помыслы, сети, тенета, и не только сие, но и то, чем побеждать их, как то: закон, слова, терпение, помощь свыше, притом и награды, венцы, и воздаяния за труды; ибо он (псалом) есть предуготовительный и предлагает божественные начатки; почему и на еврейском языке он изложен по буквам (началам письмени) по словам Оригена. И одна и та же буква начинает каждые восемь стихов, т. е. в каждом из восьми стихов псалма сего употреблена одна буква еврейского алфавита. Так, например, в первых восьми стихах псалма буква алеф написана восемь раз, т.е. она употреблена в каждом стихе. Подобным образом и во втором осьмистишии восемь раз написана буква бет, т. е. она употреблена в начале каждого стиха и так далее до конца. Почему во всех 176 стихах сего псалма употреблены 22 буквы еврейского алфавита одна за другой в начале каждых восьми стихов. Потому-то, по словам Златоуста, сей псалом был называем и письменно и устно οτοιχειωσις(начальное или алфавитное наставление), как обозначенный в каждом стихе буквами еврейского алфавита. И Иоанн Литин в новонапечатанной своей Псалтири говорит, что сей псалом в Массоре называется великим алфавитом; почему и первые уроки преподаваемы были еврейским детям из оного псалма, как обыкновенно и нашим детям первый урок и, так называемые, доски преподаем, начиная с «Святый Боже». Посему и упомянутый Ориген говорит, что сей псалом есть (в Писании) место Божие и начальные письмена Божия слова, как говорит Павел, также место самое нравственное, содержащее изложение нравственных имен, заключающихся в Писаниях. И каждая буква в нем повторяется осьмикратно, потому, как говорит Ориген, что с каждым началом мы усовершаемся и очищается наша душа. Число семь есть знак грубой нашей вещественности, а восемь — начало невещественнейшей и лучшей жизни. Ибо до наступления восьмого дня Христова, т. е. воскресения, весь мир был нечист и необрезан; а по наступлении восьмого—воскресного, мы все очистились, быв погребены и воздвигнуты с ним, как говорит Апостол. Называется также сей псалом «непорочным», потому, что, как полагает Златоуст, он направляет внимательных и вникающих в изъяснение его тщательно к совершенству жизни, и, по самому выражении его, Делает их непорочными, а непорочен тот, кто свободен от всякого порока, злодеяния и нечистоты, не имеет никакой скверны, беззакония и грехa. Итак, поелику читатели и исполнители его делаются чрез сие непорочными; то посему и Христова Церковь читает сии непорочны каждый день на полунощнице. В воскресный же день поелику вместо полунощницы поется троичный канон, то посему непорочный сей (псалом) поется в третие стихословие. По счету же сей псалом один. Но некоторые разделили его на три статьи.
Ст. 1. Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни. Путем Давид, по словам Феодорита, называет временную и преходящую сию жизнь. Итак, пророк называет здесь счастливыми тех христиан, которые проходят жизнь сию беспорочно и неукоризненно и живут право, и тех, которые живут законно и по закону Божию и не ходят беззаконно. *)
*) Слова Оригена: Какой прекрасный порядок! Ибо прежде нежели приступить к испытанию Божественного слова, мы должны наперед устроить свою жизнь. Ибо с чистою душею должно испытывать свидетельства Бoжия. Так и пророк Осия говорит: сейте себе в правду; и таким образом в свое время пожнете плод жизни и сим способом просветите себе свет ведения (Ос.10, 12). Итак, о чем говорит первое сие блаженство? Должно знать, что во первых надобно совершать путь. И не просто идти, но беспорочно, чтобы таким образом можно было достигнуть крайней чистоты. А совершает путь непорочно тот, кто простирается вперед и забывает заднее; по словам же Златоуста и Феодорита, тот, кто не обращается назад и не уклоняется ни направо, ни налево, но неуклонно совершает царский путь. Далее говорит: ходящие; ибо не должны иногда только исполнять закон, и в другое время быть преступниками закона. Посему и называются блаженными не те, которые ходили некогда, но ходящие, т. е. всегда и непрерывно. Симмах перевел сие так: блаженны те, которые совершенны в пути, т.е, те, которые совершили теперь путь свой и течение смертной жизни неукоризненно. Заметь, что святой Феодор Студийский при смерти своей размышлял о семь стихи и произносил его своими устами, т. е. сии слова: блажены непорочные в пути, ходящие в законе Господнем, как о том пишет Досифей в Двенадцатокнижии своем.
2. Блажени испытающии свидения Его; всим сердцем взыщут Его. Блаженны, говорит, и счастливы те христиане, которые читают закон и слова Божии с последованием, вниманием и прилежанием и постигают духовное сокровище, скрывающееся в них; потому что вместе с сим исследованием они станут всем сердцем своим искать Бога, увидев мысленно красоту Его и постигнув сладость света Его. Посему-то они устремляют к Богу все свое желание, и, минуя и презирая житейские дела мира сего, стараются и подвизаются познать Бога посредством благоугождения Ему. А ищет Бога усердно тот, кто идет путем заповедей Его, которые ведут к Богу. *)
*) Слова Евсевия: Начинает путем и в порядке. Во-первых должно испытать свидетельства Божии, потом всем сердцем искать Его. Итак, первые из блаженных суть те, которые непорочны в пути, которые никоим образом и нигде не выступают из границ закона; вторые же иначе делаются блаженными, как бы восходя к лучшему и на высшую степень не только чрез исполнение нравственного закона, но и чрез испытание глубин свидетельств Божиих. Божественного Василия: Прекрасно сказано: всем сердцем взыщут Его. Ибо, как не возможно делать что-либо доброе случайно, то посему называет счастливыми тех, которые делают сие от всего сердца, которые ревностно подвизаются в добродетели и которые умным рассуждением и исследованием проходят свидетельства Его. Впрочем это, по словам Златоуста и Феодорита, не каждому свойственно, но только тому, кто взошел на самый верх добродетели. Ибо таковой не разделяет сердца своего между Богом и заботами житейскими; но оставляя последние, всего себя посвящает Богу.
3. Не делающии бо беззакония в путех Его ходиша. Когда Давид говорит безусловно и неопределенно о путях, то сим большею частью выражает настоящую жизнь; а когда именует пути определенно, или называет их путями Божиими; тогда сим выражает закон и заповеди Божии; так что преступающие закон Божий в самом малом не ходят и не живут по путям Божиим, потому что и малою этою погрешностью своею уклоняются от путей Божиих. *)
*) Оригена: Кто делает беззаконие, тот не ходит по пути Господню; почему он и не беспорочен в пути. Безименного: Так называемые пути во множественном числе означают древний закон и пророков; а путем называется путь Нового Завета, т. е. Иисус Христос, который сказал: Я есмь путь; почему и Иеремия говорит: станьте на путях и спросите о вечных стезях Господних, и посмотрите, какой путь благий, и идите по нему (Иерем.6, 16).
4. Ты заповедал ecu заповеди Твоя хранити я зело. Ты, говорит, Господи, повелел в законе Твоем хранить его и проклинаешь нерадящих о нем: проклят, грозит Иеремия, кто творит дело Господне небрежно (Иep.48,10). Посему все христиане должны бояться дающего заповеди Бога и хранить их, по словам Феодорита, с великою осторожностью и со всею точностью, не преступая их совершенно ни в чем. *)
*) Феодора: Кто хранить заповеди крепко? Тот, кто не позволяет себе ни малейшего преступления в них; кто со всею силою и крепостью исполняет повеления.
5. Дабы (о если бы) исправилися nymиe мои, (чтобы) сохранити оправдания Твоя! Если бы, говорит, уравнялись пути жизни моей, чтоб я мог хранить заповеди Твои, Господи! Давид молится о хранении заповедей Божиих потому, что он знает, что никто не может исполнить ни одной заповеди без помощи Божией; так и Павел говорит: все зависит не от хотения, ни от подвига, но от помилования Божия (Рим. 9, 16). *)
*) Оригена: Его (т. е. Бога) начала и концы, ибо чтобы начать путь, мне нужна помощь, и чтобы кончить, также нужна помощь: ибо от Господа стопы человека исправляются. Смертный же, чтобы не уклониться с прямых путей и не ходить кривым путем, как может знать пути свои? Выражение: δφελον употреблено вместо: γενοιτο. Ибо путь приготовляется тогда, когда уничтожаются препятствия, как сказано: возьмите преткновения с пути народа моего (Исаии 57, 14), например преткновение для божественного Давида была известная жена, и падение, по случаю виденного им; для другого, как например для Исава, представившаяся для услаждения его пища; для другого, как для Саула—слава; для иного же, как для Ахава —виноградник Навуфея. Ко всему тому требуется, чтобы сам Бог устранял сии препятствия и возбуждал усердие и любовь к добру. А кто надеется на самого себя, что он в состоянии совершать путь Божий, без содействия свыше, у того пути не исправляются.
6. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми (взирая) на вся заповеди Твоя. Когда, говорит, исправятся и уравнятся пути жизни моей, как сказано выше, тогда я не постыжусь; потому что я тогда буду наблюдать за хранением всех заповедей Твоих и буду исполнять их совершенно. Или можно разуметь и иначе: тогда я не останусь в стыде, когда буду наблюдать за всеми заповедями Твоими и буду хранить их вполне: потому что презрение и одной заповеди Божией производит стыд и осуждение от Бога. *)
*) Феодорита: Плод беззакония есть стыд. Так говорит и божественный Апостол: какие же вы имели плоды тогда? Такие, каких ныне сами стыдитесь. А те, которые исполняют заповеди, получают смелость от совести, ибо к которым кто не внимателен, за тем, по словам Никиты, и стыдится. И божественный Иаков сказал: кто сохранит весь закон, и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем. А кто все соблюдет, тот не постыдится тогда, т. е. в день суда; ибо не услышит: не знаю тебя. Итак, если от Бога будут исправлены пути мои; то я буду уверен, что не совращусь и не пойду мимо пути, и не постыжусь чрез падение.
7. Исповемся Тебе в npaвocmu сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея. Когда, говорит, изучусь закону Твоему, тогда буду благодарить Тебя, Господи, по словам Феодорита, праведно, всем сердцем и всею душею моею; потому что изучением закона Твоего просветится ум мой, и я чрез сие буду весьма облагодетельствован. *)
*) Того же: Окончив молитву, он излагает то, что зависит от произволения. А начало спасения есть исповедание прежних грехов. Оригена: Кто никогда не предпринимает исправления сердца своего, но оно у него идоселе криво; тот еще не исповедывается так, чтобы сие исповедание его было принято Богом.
8. Оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела (весьма надолго). Изучившись, говорит, закону Твоему, Господи, я буду хранить его; почему и прошу Тебя, не оставь меня на долгое время; ибо это значит: εως σφοδρα, если Ты судил оставить меня, по смотрению Своему, для некоторой пользы; так как Ты обыкновенно так поступаешь для пользы оставляемых. *)
*) Так, по словам Златоуста и Феодорита, будучи оставлен, великий Илия пал в страсть робости и познал слабость человеческой природы; но скоро опять получил божественную благодать. Так и божественный Петр поползнулся и отрекся; но скоро Владыка утвердил Его. Напротив Иуда, лишившись совершенно Божия попечения, стал тотчас добычею диавола; оставлен был и божественный Давид, по учинении известного грехa, и пал в ужасные бедствия; но опять получил дерзновенный доступ к Богу; а Саул, потеряв оное навсегда, лишился благодати Божией и соединился с лукавым духом. Итак, хорошо говорит: не оставь меня весьма, и надолго. Ибо Ты верен, не попускаешь нам быть искушаемыми сверх сил.
9. В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя. Здесь Давид сам вопрошает и сам ответствует. Поелику юность бывает глуха и легкомысленна и удобопеременчива, то посему нужно ей хранить заповеди Божии; так как сие хранение заповедей может исправить жизнь молодого человека и сохранить ее.*)
*) Феодорита: Легкомысленна юность и скоро преклоняется на зло, как предающаяся волнению различных страстей; посему она имеет нужду в наставниках, которые бы направляли ее к тихой пристани, a сие произвольно Божию слову, могущему отвратить ее от противных путей, исправить и наставить на Божественный путь; и что бывает для взятого из стада жеребца узда и знаток в объезжании его, то для юношей Божие слово. Великого Василия вместе с словами Eвсeвия: Пусть научатся новые исполнители слова, еще слишком юные и еще не жившие по закону, для которых заповедь Божия нова и которых начинает колебать и смущать грех, (пусть научатся) исправлять свой путь; и на вопрос и недоумение, как это можно сделать, пусть, учась хранить слова Божии, отвечают в молитве и говорят Богу: исправляем путь жизни нашей, сохраняя слова Твои, заключающаяся в божественных Писаниях. Ибо будучи сохраняемы, они не позволяют юноше ходить путем кривым и дойти до того, чтобы быть вынужденным говорить: грехов юности моей не помяни. Ибо хорошо тому мужу, как говорит Иеремия, который возьмет на себя иго от юности своей, которому не будет сказано: чего в юности ты не собрал, то как можешь найти в старости (Сир. 25, 3)? А Исихий юнейшим называет языческий народ, ходивший до принятия веры путем кривым. Он-то исправляет путь свой хранением слов Божиих; ибо разумение Божия закона очищает и хранит всех. Поелику юность исполнена великой нечистоты, то посему она требует очищения; а кто ищет его, тот найдет способ к оному в хранении слов Твоих.
10. Всем сердцем моим взысках Тебе; не отрини мне от заповедей Твоих. От всего, говорит, сердца моего я искал Тебя, Господи, не разделяя его на попечения и удовольствия мира сего: посему и прошу Тебя не отринь меня от заповедей Твоих, как недостойного. Сии слова показывают смиренномудрие, которое охраняет совершенства и добродетели от похищения. Или, не отринь, говорит, меня от заповедей Твоих, к которым, согрешив однажды, я сделался холодным. Но и если я подвергнусь когда либо такой холодности, Ты опять согрей меня теплотою благодати и любви Твоей. *)
*) Златоуста вместе с Феодоритом: Многие ищут Бога, но не всем сердцем, а так, как бы это было постороннее дело и притворно, разделяя сердце не только на заботы о делах житейских, но и на неприличные похоти, которые, по словам Афанасия, и отвергаются от божественных заповедей, как неискусные воины; а кто любит Божии заповеди, тот посвящает Богу все свое сердце и получает оттуда заботливость. Другой говорит: Тот станет искать, кого Бог отвергает от заповедей своих. Итак, должно сказать, что у кого есть расположенность искать Бога всем сердцем, тому дано будет, при помощи Его, то, чего недостает в человеческой природе для исполнения при сем всех заповедей Божиих. А у кого нет расположенности искать Бога всем сердцем, но кто хотя и производит дела Божии, производит небрежно, у того отнимается и то, что он думал иметь по причине небрежного ислолнения дел Божиих.
11. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе. Словами Давид называет здесь божественные заповеди. Заповеди Твои, говорит, Господи, я скрыл в сокровищнице моей, напечатлев в ней неизгладимую память о них, дабы, всегда смотря на них и вспоминая их, я не грешил; потому что заповеди Твои не позволяют грешить тому человеку, который, имея их в сердце своем, воспоминает их. *)
*) Посему и Господь сказал: имеющий, т. е. напечатлевший в сердце своем и всегда помнящий заповеди Мои, и соблюдающий их (Иоан.14, 21). Слова Феодорита вместе е Златоустовыми: Кто приобрел золото и дорогие камни, тот не полагает их открыто, но скрывает внутри сокровищниц и во внутренних комнатах, чтобы не попались в руки подкапывающих стены; так и тот, у кого есть богатство добродетели, скрывает оное в душе, чтобы чрез слух о нем, не расхитили его грабители души. Ибо если кто, по словам Никиты, не заключит заповедей Божиих в сердце, как в сокровищницах, то может придти лукавый и похитить их, как собирающие семена птицы—посеянное при дороге семя. Кирилла: Как не бесполезно для жизни всегдашнее памятование слов Божиих, так пагубно забвение их; почему Моисей пишет: и ты говори о них, сидя в дому, идя путем, лежа и восстая. А по Феодориту, сии слова научают и другому. Ибо не всем повелевает произносить Божии слова, как сказано: не давайте святыни псам; потому что, по словам Оригена, опасно не только лгать, но и возвещать истину, кому не должно; так как не должно бросать жемчужины пред свиньями (Матф.7, 6).
12. Благословен ecu, Господи, научи мя оправданием Твоим. Давид славит Бога, хваля Его за полученную им от закона Его пользу. При чем просит о том, чтобы научиться ему еще более и пребрести еще вернейшее и высшее разумение о заповедях Его. *)
*) Оригена: Благословляет, благодаря Бога за то, чего уже удостоился. Ибо имея слова таинственные и достойная сокрытия, он благословляет за них Господа. Безименного: Те, которые хранят и исполняют слова закона, называются богонаученными.
13. Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих. Не только, говорит, я изучил заповеди и закон Твой, Господи, но и другим возвещал их. *)
*) Безименного: Достохвальное дело, когда таковые возводят и других к подобному желанию блага.
14. На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатcmве. He сказал просто, как богатством, но как всяким богатством. Я, говорит, ходя путем заповедей Твоих, Господи, радовался о нем, как бы получивший великое богатство. Или я столько радовался на пути заповедей Твоих, сколько другой любя богатство радуется и веселится о всяком богатстве. *)
*) Слова Феодорита: Труден путь добродетели, но для совершенных весьма приятен. Для последних и иго Господне благо и бремя легко. Это сказано и в пророческих словах, что ничто не занимало меня в настоящей жизни, ни золото, ни достоинство, ни власть, но вместо всего того веселия богатство для меня—свидетельства Твои. А выражение: всяким богатством, не просто употреблено здесь, но означает всякого рода богатство. Так иное богатство называется золотом, другое—серебром, иное—одеждами, другое—большим количеством земли, которой одна часть засажена, а другая засеяна, другое—пастбищами; все это в совокупности, сравнив с божественными свидетельствами, сказал, что божественные свидетельства столько для него достожеланны, сколько для пристрастных к богатствам—богатство в различных видах. А путь свидетельств сих, по словам Афанасия, значит хождение по внушению их не от скорби, или нужды, но со всем удовольствием.
15. В заповедех Твоих поглумлюся (буду углубляться умом) и уразумею пути Твоя. О углублении умом мы говорили пространно в 54-м псалме, при изъяснении слова: я скорбел от печального размышления моего, где мы сказали, что оно (т. е. αδολεσχια) значит постоянное и непрерывное размышление, каковое значение имеет и теперь глагол: буду углубляться (το αδολεσχησω). Итак, Давид говорит, что я буду рассуждать о заповедях Твоих, Господи, и от постоянного углубления в них мыслию я узнаю их точнее. *)
*) Безименного: Из сего научаемся, что не иначе можно уразуметь пути Божии, как только посредством испытания заповедей Божиих; посему, так называемое углубление (αδολεσχιαν—висение), переносит к испытанию заповедей; и тогда размышление бывает не предосудительно, каково и оное, о котором сказано: и вышел Исаак на поле поразмыслить (Быт. 24, 65).
16. В оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих. 17. Воздаждь рабу Твоему; живи мя *) (буду жить) и сохраню словеса Твоя. Я, говорит, буду поучаться в оправданиях и заповедях Твоих, Господи, и не забуду их, ибо непрерывное размышление о них удержит память о них в воображении моем. Посему за то углубление в заповеди Твоей и то размышление, которое я делаю об оправданиях Твоих, воздай мне, Господи, рабу Твоему вознаграждение; а я, получив сие воздаяние, буду вести жизнь лучшую, простираясь впредь и успевая в добродетелях, в большей обширности. **)
*) В других списках написано: оживотвори меня. **) Оригена: А размышляя об оправданиях Божиих, он не ограничивается словами и речениями, но и исполняет их самым делом; ибо не слушатели оправданий Божиих праведны пред Богом, но исполнители их; он занимается ими в самых делах. Феодорита: Не всякий может употреблять сие выражение, ибо никто с порочною совестью не может побуждать судью и говорит: воздай мне, потому что если, по словам Безименного, воздаст, то непременно накажет. А кто с чистыми мыслями, уверен в своей совести, и знает, что у него нет ничего достойного наказания, тот смело может употребить сии слова. А чтобы сии слова не показались гордыми; то они имеют и некоторое основание; ибо не сказал: воздай мне, но воздай рабу Твоему, т. е. тому, кто раб Твой и служит Тебе. Притом сказано: воздай, вместо: дай, по обыкновению Писания, как мы заметили в 7-м псалме, при изъяснении слов: если я воздал воздающим мне злом. Оригена: Воздает дающему, как например Аврааму Исаака, и Владыка подарил десять мин принесшему их к нему. Феодора: Воздай мне божественную и блаженную жизнь, дабы имея оную, я сохранил слова Твои: ибо за памятованием о них следует хранение их.
18. Открый очи мои, и уразумию чудеса от закона Твоего. Сними, говорит, Господи, покров с очей души моей, то есть грубость с ума моего, которая застеняет и покрывает духовное разумение закона. И я уразумею скрывающиеся в законе чудесные мысли о распоряжении Твоем касательно воплощения. *)
*) Феодора: Сказав во первых: сохраню слова Твои, потом присовокупил: открый очи мои. Ибо никто из ведущих беззаконную жизнь не может получить никакого понятия о божественных чудесах. Но тот, кто исправляет жизнь свою по закону Христову в любви и всех прочих добродетелях, тот, без сомнения обогативши ум свой божественным светом, уразумеет чудеса Божии и может быть полезен для других и таинственное учение передаст им в виде неизменном. Златословесного вместе с словами Феодорита: Не все занимающееся божественными словами постигают в них чудеса, но только те, которые получают просвещение свыше. Ибо, по словам Никиты, мы как в зеркале видим в высшем и созерцательном смысле и понимаем божественное Писание, как например то, что агнец был образ истинного Агнца Христа, и что как помазание кровью оного спасало, так и кровь Христова искупила нас. Безименного: На глазах размышляющих о законе, как бы покров, лежат письмена: ибо когда кто обратится ко Господу, тогда по словам Павла, снимается покров. Итак, когда он будет снят, тогда мы можем видеть чудеса в законе, понимая его духовно и созерцая скрывающиеся в образах и тенях таинства; так как закон имел тень будущих благ.
19. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя. Странническую, говорит, жизнь веду, Господи, в этом мире и стремлюсь к другой жизни. Посему открой мне глубже заповеди Твои, чтобы я исполнял их с большею ревностью и поспешал в оную жизнь с большею охотою. *)
*) Слова Златословесного вместе с словами Феодорита: Мы на сей земле не жильцы, но пришлецы (странники); ибо, проведши жизнь на короткое время, мы переходим в другую жизнь. Но не все хотят понимать сие, гордясь настоящими благами, как постоянными и продолжительными; а кто изучился божественным предметам, тот знает, что сия жизнь временна, почему и называет себя пришлецом и молится о том, чтобы никогда не быть в неведении о божественных заповедях. Слова другого: почти так говорит: я не жил, как многие, и не занимался земными предметами; почему и не прошу о чем либо земном, но токмо о том, что и Тебе приятно дать, и мне полезно иметь; a сие состоит в том, чтобы Ты не скрыл от меня заповедей Твоих, которые для многих сокрыты. Но для тех, которые странники на земли, Бог, по Феодориту, не скрывает заповедей своих, но открывает по справедливости, как таким, которые и желают и могут исполнять их. Итак, если мы не желаем, чтобы закон Божий был сокрыт от нас; то не должны мыслить о настоящем, как о постоянном.
20. Возлюби душа моя возжелати судьбы, Твоя на всякое время. Сильно, говорит, возлюбила душа моя то, чтобы иметь постоянное желание судов и заповедей Твоих, Господи. Много, говорит, возлюбил (иметь) желание судов Твоих, Господи; почему я и желал во всякое время, то есть пламенно любил их. Или можно понимать и так: любит сильно душа моя суды Твои во всякое время, почему и желаю их, или имею желание к ним. *)
*) Фeoдopuma: Многие желают судов Божиих, и стремятся к царству небесному, но не пламенно, не всегда, но иногда находят удовольствие в судах, т. е. в повелениях Божиих, или судах о каждом, а иногда следуют плотским страстям. Но пророк сильно желает иметь желание к ним постоянное, когда говорит: сильно любит душа моя иметь желание судов Божиих, и не насытимо делает сие ночью и днем. Оригена: Не только пожелал (επεθυμησε), но и возлюбил желать, притом желать во всякое время. Феодора: Из желания судов Божиих может произойти мужественное и благоразумное перенесение всего не только приятного, но и трудного и неприятного и постоянное желание всякого хорошего действия.
21. Запретил ecu гордым (сказав): прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Ты, говорит, Господи, в книги закона Твоего угрожаешь наказанием тем, которые, по гордости своей, презирают закон Твой. Или Ты проклял их, как говорит далее, поелику написано: проклят всяк, кто не пребудет во всех словах закона сего, чтоб исполнять их (Вт.27). *)
*) Слова Дидима: Где заповедь, там может быть и уклонение. Ибо заповедь Господня пряма. Итак, не тот только проклят, кто отступил от заповеди, но тот, кто хотя несколько уклонился от нее. Златословесного: Дух Святой ясно гласит: прокляты уклоняющееся от заповедей Твоих. Итак, убоимся, братие, чтобы не постигло нас проклятие от Святого Духа; станем беречься, чтобы, называя других проклятыми, мы сами не подверглись сему своим собственным, уклонением чрез врагов Божиих. Евсевия: Мать преступления закона есть гордость; она то не позволяет повиноваться повелению Божию; таков например был тот некоторый народ, который говорил: иметь над нами власть не позволим и не придем к Тебе более (Иереем.2, 31).
22. Отыми от мене поношение и уничижение; яко свидений Твоих взысках. Отними, говорит, Господи, от меня поношение и уничижение, причиною которого было прежде мое нерадение и тот грех, за который поносили и презирали меня мысленные враги мои, бесы. Или сказал: отними, вместо:, отрази от меня поношение и презрение сие и не попускай, чтобы сие приключалось мне, когда враги мои победят меня. *)
*) Феодорита: Давида поносил Навал, называя его рабом, беглецом и Семей поносил его же, по учинении им грехa, a равно и Гефяне; почему с чувством скорби просит об омытии сих поношений; потому что он усердно искал свидетельств Божиих. Дидима: Грехи стоят поношения; почему и в день воскресения грешники восстанут в поношение и в стыд вечный, как говорит Даниил. Посему кто по учинении греха приносит достойное покаяние, тот, по словам Исихия, может сказать Богу: не признай меня достойным поношения и уничижения. Афанасия: И нечестивые во время гонения поносили святых, от лица которых пророк просит заступления, чтобы тщетными сделались поношения против них чрез победу и торжества их над злоумышленниками. По словам же Дидима, уничижение бывает двоякого рода; ибо и уничиженное мира сего избрал Бог, и пред Ним уничижен поступающий лукаво. Но я презираю уничижение, которым уничижают меня неразумные люди за то, что достойно не уничижения, но чести; но убегаю того уничижения, которому предается лукавнующий.
|