Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Псалом 49




Читайте также:
  1. В конец. О тайнах сына. Псалом Давида.
  2. В конец. О точилах. Псалом Асафа.
  3. В конец. О точилах. Псалом Давида.
  4. В конец. Песнь. Псалом Давида.
  5. В конец. Песнь. Псалом песни Давида.
  6. В конец. Псалом Давида.
  7. В конец. Псалом Давида.
  8. В конец. Сынам Кореевым. Псалом.
  9. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа.
  10. В конец. Чрез сынов Кореевых. О тайнах. Псалом.

Псалом Асафов

 

Что значит надписание «псалом Асафов», об этом мы го­ворили в предисловии к нашему толкованию на псалмы, а потому считаем лишним повторять здесь сказанное. Но мы хотели бы обра­тить здесь внимание читателя на то обстоятельство, как разумно, что настоящий 49-й псалом следует в Псалтири тотчас же за предшествующим ему 48 псалмом, так как оба псалма сход­ны по своему содержанию: в них заключается обличение, которое происходит пред лицем особых свидетелей. Говорим сход­ны, за исключением разве того, что в первом псалме призывает­ся к слушанию этого обличения все естество человеческое, во втором—небо и земля; ибо сказано: призовет небо свыше и землю (ст. 4). Далее, в том псалме Господь порицает чрез пророка вообще всякого человека, который живет нечестиво, в этом обличаются, по-видимому, одни иудеи. Подобным же образом описывает Бо­га сидящим и обличающим и другой пророк: Слышите горы суд Господень, говорится в кни­ги этого пророка, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем его, и со Израилемпретися имать (Мих.6, 2). И Исаия говорит: Слыши небо и внуши зем­ле. А что неодушевленные пред­меты являются здесь как бы судьями существ одаренных ду­шою, то такая форма речи очень обычная в св. Писании, она упо­требляется именно в тех случаях, когда нужно внушить ко­му-либо особый страх или сильнее пробудить сознание. Вместе с тем, чрез это открывается самым наглядным образом человеколюбие Божие, доходящее до такой степени, что Господь как бы сам сходит на землю, в среду людей, чтобы вместе с ни­ми предстать на суд.

Ст. 1. Бог богов Господь гла­гола, и призва землю. В св. Писании можно различать четыре значения, в каких употребляется имя Божие. Первое всего Богом называется Господь и Творец не­ба и земли. Во вторых именем Божиим называются иногда в Писании из подражания и по подобию и люди, как в приведенном выше месте: Бог богов Го­сподь глагола, или как наприм. в другом псалме: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит (Псал.81, 1). Или еще: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecu (Там же, ст. 6). Или наконец: Богов да не злословиши, и князем людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28).

Ясно, что во всех указанных местах богами называются такие люди, которые своею добро­детельною жизнью явились подражателями Богу, и которые, будучи начальниками и судьями, уподоб­ляются Ему в своем управлении и на суде. В третьих называются именем Божиим некото­рые люди по аналогии, как напр. Моисей назван богом Фараона, так как совершил пред ним знамения и разные чудеса, наводил на него казни и снова повелевал им останавливаться, имел Аарона провозвестником своей воли и явился перед Фараоном, как владыка жизни и смерти. Это третье употребление имени Божия отличается от второго тем, что Моисей называется не просто бо­гом, но богом Фараона. В четвертых именем Божиим на­зываются боги языческие, как на­зывали покланяющиеся им, по сво­ему заблуждению и неразумию, на­пр. Идите и взывайте к богам, которых вы избрали (Суд. 10, 14). Или еще: Не сотворите себе сами богов сребряных, и богов златых (Исх.20, 23). Итак Дух Святый устами пророка Давида говорит, что Творец князей и судей земных и Господь всего глагола. А что именно глагола Бог, это объясняет другой пророк, как за­метили мы выше: Слышите горы и дебри основания земли (Мих.6, 2). Глагола Бог и при этом призвал к слушаний своих глаголов всю землю.



От восток солнца до запад. Т. е. именно всю землю, от од­ного края до другого, или от од­ной крайней ее границы до другой.



2. От Сиона благолепие кра­соты Его. Как эти, так и сле­дующие за ними слова (ст. 3) суть вставочные в настоящем псалме; они содержать пророчество. В приведенных выше словах за­ключается та мысль, что как в древности на Сионе был храм Бога—Отца, который являлся кра­сотою и славою Его божества; так впоследствии как бы от Сиона произойдет храм Сына Божия, который также точно явится кра­сотою и славою обитающего в нем божества Его. Под красо­тою должно разуметь здесь божественное достоинство Господа, так как ничто не может быть пре­краснее этого.

3. Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит. В этих словах содержится пророчество о втором пришествии Христовом. В первое свое пришествие Иисус Христос явился на земле тайно, так что сам диавол не знал его; ибо, если бы он знал, то не спрашивал бы Господа, когда они были на горе: аще Сын ecu Божий. Во второе пришествие Господь приидет напротив явно на землю вместе с силами и славою многою. Тогда Господь приходил в обра­зе раба, подобно ловцу, который имел своею целью уловить неког­да возмутившегося против Бога диавола; во второе свое пришествие Он приидет напротив как Судия всей твари. Яко же бо молния исходит от восток, говорит Писание, и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого (Матф.24, 27). Это второе пришествие Господне будет для всех и страшным и явным. Выражение не премолчит значит то­же, что не потерпит потом во веки никакого нечестия.

Огнь пред Ним возгорится, и окрест (вокруг) Его буря зельна (сильная). Этими словами псалмопевец предрекает, что явление Господа на земле во второе пришествие будет грозное и нестер­пимое. Таким некогда созерцал это явление в своем видении и пророк Даниил: Река огненная течаше исходящи пред ним, гово­рится в его книге, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ (Дан.7, 9—10). Под бу­рею разумеется порывистое и силь­ное движение воздуха, которым будет сопровождаться тогда нисшествие Божие на землю.



4. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди своя.—Небо свыше, т. е. небо, что находится ввер­ху над нами. Призовет небо и зем­лю для присутствования при суде, который Господь произведет над народом своим нечестиво живущим. Разсудит сказано здесь вместо обличит. Замечательно, что когда Моисей вводит израильский народ в обетованную землю, также призывает небо и всю землю в свидетели взаимных условий, какие заключил он, по повелению Божии, с этим на­родом,—призывает во свидете­ли как такие, которые не могут измениться по своей природе и ко­торые обнимают собою как грешников, так и праведников. А что неодушевленным предметам при­писаны здесь некоторые свойства существ одушевленных и разумных, то это сказано приспособительно к человеческому пониманию.

5. Соберите Ему преподобныя Его. Под преподобными разуме­ются те израильтяне, которые стараются вести жизнь праведную и которые посвятили себя на служение одному Господу.

Завещающыя завет Его о жертвах. Т.е. тех преподобных, поясняет далее пророк, которые думают, что принося жертвы свои Господу, они тем самым исполняют завет Божий в отношении их. Под заветом разумеется здесь закон, некогда данный Богом народу израильскому. Соблю­дая, как мы сказали, только одни касающиеся жертв предписания за­кона, они думают, что уже исполнили весь закон и, вследствие это­го, хвалятся своими жертвами и считают себя самыми угодными Богу людьми. Соберите же к Не­му, говорить пророк, этих пре­подобных, соберите, разумеется, в то именно время, когда проис­ходило чтение пророческих речений пред народом.

6. И возвестят небеса правду Его. Намереваясь ввести на суд самого Бога, судящегося с своим народом, пророк спешит предупредить и объявляет, что Бог все рассудит праведно на этом суде, так что даже неодушевленные небеса станут возве­щать Его правду. Или же, быть может, пророк называет здесь небесами не те небеса, которые мы видим, но обитающие на небе чины бестелесных и духовных существ, всегда окружающих Господа.

Яко Бог судия есть. Вот са­мое лучшее ручательство за суд праведный, так как судиею на нем будет сам Бог, имеющий судиться с народом своим. Он все рассудит праведно, потому что правда свойственна Ему по са­мой Его природе.

7. Услышите людие мои, и возглаголю вам. Отсюда начинается обличительная речь Божия к на­роду своему. И первее всего Гос­подь требует, чтобы народ был внимателен к этой Его речи. Услышите, говорит, т. е. обрати­те особенное внимание.

Израилю, и засвидетельствую тебе. Т. е. услышите, или услыши, Израиль. Назвав израильский народ своим народом, Господь вслед затем называет его собственным и самым любимым его именем: Израиль. Услыши Меня, как бы так говорит Господь, Израиле, и засвидетельствую тебе, т. е. буду говорить и беседовать с тобою.

Бог, Бог твой есмь Аз. Я, который говорю теперь к тебе, есмь Бог твой. Благоговей же предо Мною. А говорит это Гос­подь для того, чтобы показать, как велико и неизреченно Его милосердие, что Он даже с рабами своими вступает в беседу. Имя же свое повторяет Господь в приведенном месте с тою целью, чтобы тем самым сделать более сильный упрек слушающим его за их бесчувственность и неразумие.

8. Не о жертвах твоих об­личу тя, всесожжений же твоя предо Мною суть выну. Не это, говорит, назначил Я предметом обличения для тебя в настоящий раз, т. е. чтобы обвинять тебя, народ мой, за твои жертвы и за то, будто ты не радишь о них. Твои всесожжения беспрестанно курятся на алтаре храма Моего, и что касается жертв, то в этом отношении ты неповинен перед Мною. Но есть на тебе иная вина, в которой Я стану теперь обличать тебя.

9. Не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов. Заботясь о жертвах, не думай, говорит Господь к народу своему, что в этом одном и заключаются твои обязанности по отношению ко Мне. Знай, что Я вовсе не нуждаюсь в твоих жертвах, как не нуждаюсь и вообще ни в чем вещественном; а скорее сам раздаю каждому все, в чем кто имеет нужду. И потому впредь Я не приму от тебя подобных жертв твоих. Но еще сильнее Господь упрекает народ израильский за такой неправиль­ный взгляд на жертвы чрез про­рока Исаию. Что Ми множество жертв ваших? говорит там Господь. Исполнен есмь, всесожжений овних, и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу. Кто бо взыска сия от рук ваших (Ис.1,11 и 12)? Такой же упрек изрекает потом Господь народу своему чрез пророка Иеремию в следующих словах: вскую Мне кадило от Савы при­носите, и кинамон (корицу) от земли дальния (Иер.6,20)? И в другом месте у того же про­рока читаем: яко не глаголах ко отцем вашым, и не заповедах им о всесожжениях и жертвах (7, 22). Многое и другое в том же смысле говорил Господь чрез разных пророков к народу сво­ему относительно жертв, и приведенные выше слова суть не единственные в этом роде. Но нам могут возразить, что ведь сам Бог первый передал своему народу чрез Моисея разные законоположения о жертвах, а теперь называет жертвы лишними. В разрешение такого кажущегося противоречия мы ответим: действи­тельно, сам Бог первоначально дал своему народу некоторые законоположения относительно жертв, но Он сделал это не ради Себя, потому что Сам Он не нуждался в этих жертвах, а единственно из снисхождения к слабости и очерствелости своего народа. Зная однажды на всегда об этом на­роде, что он научился в Египте приносить жертвы, что жертвы эти ему приятны, что его трудно сразу оторвать от них и снисходя, как мы заметили, к этой его слабости, Господь по своему муд­рому домостроительству установил жертвы Себе чрез Моисея, уста­новил для того, чтобы народ Божий, собираясь на эти жертвоприношения, как можно чаще вспоминал о своем Господе и чтобы посредством жертвоприношений, которые так приятны были ему, лучше можно было сохранить в нем истинное благочестие, в на­роде неблагодарном и легко забывающем благодеяния Божии. Но теперь, когда народ израильский в продолжение очень долгого периода времени и великими знамениями был наконец достаточно утвержден в той истине, что Бог, которому он молится и приносит свои жертвы, и есть только один Бог истинный, Господь выясняет пред этим народом настоящий смысл жертв и положительно объявляет, что они бесполезны и излишни. Да устыдятся же после всего этого иудеи, кото­рые бегут прочь от истины и закрывают свои глаза пред светом, заключающимся в словах св. Писания.

10. Яко мои суть вcu sвеиpie дубравнии, скоти в горах и волове. Я потому, говорит, не прииму от тебя, народ Мой, таких вещественных жертв, что все находя­щееся в мире Мое есть. Под зверями дубравными, в приведенных выше словах, разумеются те именно чистые животные из четвероногих, которые пасутся на полях, хотя именем зверей св. Писание называет не только домашних и ручных животных, но и диких. Итак, эти звери Мои, говорит Господь, ибо Я сотворил их. В некоторых впрочем списках книги Псалмов, вместо слов: вcu зверие дубравнии, стоят слова: вcu зверие леснии, и в таком случае под этими зверями скорее следует разуметь зверей диких; так как дубра­вой или полем мы обыкновенно называем домашние, усадебные владения наши, лесом же—такие места, которые служат убежищем для диких зверей. И затем при­веденный выше текст псалма получает уже несколько новый смысл, именно, Господь как бы так говорил: не только домаш­ние животные Мои суть, но Мои также и все дикие звери. Под упомянутыми выше немногими наименованиями животных (зверие, скоти, волове) разумеется все жи­вое, приносимое в жертву Гос­поду народом израильским.

11. Познах вся птицы небесныя. Я, говорить, знаю всех птиц и все они исчислены у Меня; так как Я Господь и Владыка всех.

И красота сельная (полевая) со Мною есть. Под красотою сельною разумеются те плоды, ко­торые родятся на полях и кото­рые действительно служат украшением для полей особенно во время своего созревания. Со Мною есть значит то же, что у Меня, т. е. в Моей власти. Заметьте, как Господь в Своей речи в немногих словах приводит на память народу своему все то, что было приносимо в жертву Ему; ибо в жертву приносимы были из четвероногих волы, козлы и овцы, из птиц голуби и горлицы, из плодов же земных—пше­ница, вино и елей.

12. Аще взалчу, не реку тебе. В этих словах заметна как бы некоторая ирония, с какою Гос­подь порицает неразумие тех, которые думают, что Бог нуж­дается в жертвенной пище. Гос­подь как бы так говорит, обра­щаясь к своему народу: Если бы Я и действительно взалкал когда либо, как ты, народ Мой, оши­бочно думаешь обо Мне, то и в таком случае Я не обратился бы к тебе с просьбою, чтобы ты дал Мне есть. И слушай, какая тому причина:

Моя 6о есть вселенная и исполнение (полнота) ея. Так как вся вселенная Моя, то Я и могу взять от Меня же Самого, что Мне нужно.

13. Еда ям мяса юнча (во­ловьи), или кровь козлов пию? Предлагая эти слова в вопросной форме, Господь тем самым еще силе нее обличает неразумие упомянутых выше людей. Разве, го­ворит, Я нуждаюсь в подобной вещественной пище и питии, как ложные боги языческие? Да и в язычестве многие благоразумные лю­ди отрицают и презирают такое понятие о своих богах.

14. Пожри (принеси в жертву) Богови жертву хвалы. Смотрите, как ясно открывает Господь на­роду своему, что богопочитание по закону Моисееву неугодно Ему и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия; ибо жертва, соединен­ная с хвалением Бога, дана впоследствии в удел именно христианам. Под хвалою разумеется славословие, или благодарение воз­носимое Богу. И мы, члены Христовой церкви, должны делать то и другое, т. е. и прославлять и благодарить Бога, как приведен­ные Им из небытия в бытие, как получившие от Него все, что служит к нашей пользе и наслаждению, как воспринявшие от Него свет истинного знания, как наконец вообще получившие столе великие и многоразличные блага от Господа.

И воздаждь Вышнему молит­вы твоя, т. е. вознеси пред Вышним молитвы о твоем спасении, ибо ты должен так делать. Или же под молитвами разумеются здесь не молитвы в собственном смысле, а—те обеты, которые даны Богу, чтобы благоугодить Ему, как давали например, обеты иудеи, что они исполнят то или другое угодное Богу, как даем и мы свои обеты Господу, мы—рабы своему Владыке. Но истинно благоугождает Богу только тот, кто посвящает себя служению добро­детели, и одно принесение животных в жертву не есть доброде­тель; почему и язычники за свои жертвы не почитаются людьми доб­родетельными.

15. И призови Мя в день скор­би твоея, и изму тя, и прославиши Мя. Принеси, говорит, таким образом твои жертвы и воздай Мне то, чем должен, и тогда с дерзновением призови Меня, и Я избавлю тебя от твоей скорби,— придет ли она к тебе от других людей или от демонов,— и ты прославишь Меня тогда, как неложного и скорого твоего помощ­ника. Обратите, читатели, выше внимание здесь на то, как Гос­подь, открывая тайну богопочитания по духу Евангелия, тотчас же научает познаний о св. Троице. Пожри, сказано, Богови. .. потом: И воздаждь Вышнему.. . и далее: И призови Мя, научая этими словами, что не одного Бога Отца, и не одного Вышняго—Бога Сына и не одного Духа Святаго должно призывать нам в молитвах наших и показывая этим различением между лицами Пресвятая Троицы на различие их божественных ипостасей.

16, 17. Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? ты же возненавидел еcu наказание и отвергл ecu словеса Моя вспять. Под грешником ра­зумеются вообще книжники иудейские, которые разъясняли народу своему различные требования зако­на Моисеева и которые сами вос­принимали ветхозаветный закон Моисеев только устами своими, но не сердцем. И затем, хвалясь этим одним и почитая себя пра­ведниками во всем остальном, они позволяли себе совершать всякий грех. Относительно именно их Иисус Христос некогда сказал следующие слова к народу: вся убо елика аще рекут вам блю­сти, соблюдайте и творите, по делом же их не творите (Матф.23, 3). Зачем, говорит, вы, ко­торые учите других, сами питае­те ненависть к тому учению и исправлению души, которые вы про­поведуете другим, и зачем, говорит, вы отбросили назад сло­веса Мои, т. е. совершенно отвергнули их, подобно тому как иной прогоняет назад того, кто ему ненавистен? Отвергнули же сло­веса, иначе сказать, не исполнили того, что было заповедано этими словесами; так что приняли их только на словах, на самом же деле отвергнули.

18. Аще видел ecu татя (во­ра), текл ecu с ним. Вот вам, как бы на некоторой таблице, разные оттенки грехов человеческих. Ты, говорит, грешил во первых, если видел вора, или принимал участие с ним в краже, или же одобрял его деяния ине пособил ему одуматься, но содействовал ему скрыть свои злодеяния.

И с прелюбодеем yчacmиe твое полагал ecu. И если, далее, говорит, в порочных деяниях прелюбодея принимал ты участие, точно так же, как шел ты по одному пути с вором. Под прелюбодеем разумеется здесь всякий ведущий блудную и распутную жизнь.

19. Уста твоя умножиша зло­бу, или что тоже: твои уста ты с избытком наполнил ложью.

И язык твой сплеташе льщения (коварство). Смысл этих слов ясен сам собою.

20. Седя на брата твоего клеветал ecu. Клеветал, т. е. бесе­дуя о нем с другими.

И на сына матере твоея полагал ecu соблазн. В новых выражениях, повторяется здесь пре­дыдущая мысль, чтобы таким образом усилить виновность клевет­ника. Под соблазном разумеется усиленное подтверждение клеветы.

Сия сотворил ecu и умолчах. Я, говорит, долго терпел всему этому, ожидая твоего раскаяния.

21. Вознепщевал (подумал) ecu беззаконие. Ты, говорит, не только не поступал праведно, но и помыслил в твоей душе нече­стивое: ты именно помыслил, что Я буду подобен тебе настолько, что так же, как и ты, стану одо­брять поведение людей грешных.

Обличу тя, и представлю пред лщем твоим грехи твоя, т. е. в день суда Божия.

22. Разумейте убо сия забывающии Бога. Размыслите, говорит, о том, что сказано выше, вы, забывающие Бога, размыслите, по­ка Он долготерпит грехам вашим.

Да не когда похитит, и не будет избавляяй. О неизреченное долготерпение Божие! Долготерпя нечестивым деяниям грешников, Он еще печется о их безопас­ности. Печется, да не когда, сказано, похитит внезапно души их диавол чрез жестоких служите­лей своих.

23. Жертва хвалы прославит Мя. Снова Господь заповедует то, что касается новой евангель­ской жертвы, т. е. что эта именно жертва прославит Господа и одна она будет достойна Его, а не жер­твы животные.

И тамо путь, имже явлю ему спасение Мое. И в этой, говорит, новой жертве заключается путь спасения, путь, посредством которого Я явлю спасение всякому приносящему жертву, ибо оно от Ме­ня исходит. В некоторых списках книги Псалмов, вместо слов имже явлю, поставлены слова: иже явлю, т. е. путь, посредством которого Я покажу спасение. Наконец некоторые издатели книги Псалмов после глагола явлю ставят точку, а за тем уже в их списках следуют дальнейшие слова правильного текста: Ему спасение мое. Под путем ко спасению дол­жно разуметь здесь или новозавет­ное таинство крещения, или же та­инство покаяния.

 


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 3; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты