Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 50




В конец; псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии жене Уриеве

 

Надписание в конец означает, что этот псалом содержит в себе и пророчества, на исполнение коих, как на цель или конец, должен обращать внимание читатель, ибо в этом псалме блаженный Давид не только приложил к душевным ранам сво­его прелюбодеяния с Вирсавиею и смертного поражения мужа ее Урии спасительное врачевство исповедания грехов своих и покаяния в них, но коснулся в нем и разных других предметов в пророческом духе, как например, восстановлений Иерусалима, совершившегося уже по возвращении иудеев из плена вавилонского. Бла­годать Духа Святаго не оставляла его совершенно, так что он между прочим прозревал и то, что вскоре будет очищен от всех нечистот греховных и явится чище прежнего. Поэтому-то он и просил себе у Господа не о восстановлении в нем Святаго Духа, но о том, чтобы Дух сей не был отнят от него: и Духа Твоего Святаго, взывает он, не отними от меня. И это смирен­ное исповедание и покаяние про­рока нашего может быть прила­гаемо ко всем грешникам; со­вершилось же оно над ним в то время или после того, когда явился к нему Нафан пророк с обличением его в содеянных им преступлениях: ибо тогда только блаженный Давид пришел в надлежащее сознание себя, а до того времени не обращал, или мало обращал внимания на противозаконность своих поступков. Что же касается до слов: егда вниде к Bupcaвиu, то этим означается здесь не то, чтобы про­рок Нафан предстал пред царя Давида с обличением тотчас после того, как он вошел к Вирсавии, так как между этими событиями прошло довольно вре­мени, по свидетельству второй кни­ги Царств, а указывается на позд­нейшее время, когда Вирсавия чувствовала себя беременною и даже разрешилась от бремени, и когда Урия пал уже на брани (2Цар. 11 и 12 главы).

Ст. 3. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. По беспредельной милости Твоей, взывает он, помилуй меня; потому что и грехи мои беспредельны пред Тобою.

И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. По свой­ству претерпевающих крайнюю нужду и умоляющих о помощи он повторяет те же выражения. А под беззаконием разумеет здесь нарушение закона в совершении им прелюбодеяния и убийства, так как то и другое вос­прещалось законом. Или, сознаваясь в беззаконии, он как бы уподобляет себя иноплеменным язычникам, жившим вне закона и творившим неподобная (Рим.1, 22).

4. Наипаче омый мя от беззакония моего. И хотя Господь объявил ему чрез того же пророка Нафана, что Он снимает с него грехи его, вследствие принесенного им покаяния (2Цар.12, 13); однако не преставал молиться о том, чтобы Бог совершенно очистил его от тех нечистот греховных, коими он запятнал себя, и более и более усиливает свои молитвы о помиловании.

И от греха моего очисти мя. Снова под выражением греха разумеет соделанное им преступление, которое выше назвал беззаконием, потому что грех и есть собственно преступление или нарушение закона. И вообще псалмопевец весьма часто употребляет безразлично слова: беззаконие, нарушение закона или противозаконие, грех, не делая между ними никакого разграничения.

5. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Сжалься надо мною, вопиет, омой и очисти меня от содеянного мною преступления, потому что этот грех тяготит меня, и я не могу забыть его или оставить без внимания, как бы гордясь царским достоинством своим. И хотя можно бы сокрыть его в тайне от людей, при всем том я со­знаю в себе самом всю противозаконность его и вижу все это днем и ночью очами совести сво­ей, которая постоянно тревожит и мучит душу мою. А это служит ясным признаком и залогом искреннего раскаяния и доставляет помилование грешникам.

6. Тебе единому согреших. Как бы так говорит: Твоему только суду подлежу я; ибо будучи царем и владыкою над всем Тобою мне вверенным, имея таким образом возможность де­лать все, что мне угодно, не под­вергаясь суду человеческому, я подчиняюсь Твоему только суду во всех делах своих и Тебя од­ного имею над собою верховного Судию. И так как я преступник и нарушитель Твоих законов, то потому и согрешил пред То­бою (одним) законодателем своим.

И лукавое пред Тобою сотворих. Ибо Ты все видишь, не только в прошедшем и настоящем, но и в будущем. Говоря это, он как бы стыдится самого себя, что не побоялся Бога, видящего совершающийся грех. К сему присовокупи и то, что об одном только грехе по-видимому говорит, а между тем один рождает и другой, по взаимной между собою связи: так, от греха прелюбодеяния перешел он к греху убийства.

Яко да оправдишися во словесах твоих, и победиши, внегда судити Ти. Преступление, содеян­ное мною пред Тобою, признаюсь, совершил я на свою голову, так что Ты в правоте и праведности своей в отношении ко мне явля­ешься более оправданным, воз­ведши меня на царство из ничто­жества и столько возвеличивши меня, а я, поправши Твои законы и оскорбивши Тебя, в отношений к Тебе остаюсь более осужденным, как неблагодарный к сво­ему благодетелю. Таково было наваждение злого духа, увлекавшего меня всеми силами ко греху дотоле, доколе не одержал надо мною победы, чтобы выставить меня самого виновником своего осуждения. Можно сказать, что Бог как будто защищал свои права в отношении к Давиду, судился с Давидом, когда чрез Нафана пророка обличал его, как он после толиких благодеяний, полученных им от Господа, сам вопреки тому своею порочною жизнью воздал Благодетелю своему злом за добро. И после этих оправданий пророк от лица Божия изрекает и осуждение виновному. Сия глаголет Господь, говорит он ему, се Аз воздвигну на тя злая от дому твоего (2Цар. 12, 11) и проч., как это полнее опи­сано в книгах Царей.

7. Себо в беззакониих зачать есм, и во грехах роди мя мати моя. Чтобы более приклонить Гос­пода на милость и сострадание, Давид обращается к своему рождению. Ибо если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надоб­ности и в плотском соитии с Евою. Итак грех породил та­ковое совокупление, а это совокупление—в свою очередь—тех, ко­торые родились от Адама и Евы, и так далее, те от тех, другие же от других, так и до самого Давида. И хотя браки стали по закону честны пред Господом чадородия ради, но в существе своем и они суть порождение гре­ха. Таким образом Давид го­ворит, что и он во грехе и зачат и родился. И Симмах выше употребленное слово зачат заменил словом роди. Поэтому ниче­го тут нет удивительного, если и сам он, Давид, имел несчастье согрешить, как бы подчиняясь необходимости природы.

8. Се бо истину возлюбил ecu; безвестная и тайная премудрости твоея явил ми ecu. Первую поло­вину этого стиха надлежит отно­сить к тому сознанию, исповеди, к тому раскаянию Давида, о чем сказано выше. Он говорит: я ис­поведую и не отвергаю, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, и потому исповедал и со­знался пред Тобою, по сущей правде, что я согрешил. Последние же слова направлены им к соб­ственному осуждению, где говорит­ся как бы так: и Ты столько возлюбил меня, что неизреченные тайны промысла Твоего откры­ваешь мне пророческим духом; а я неблагодарным пред Тобою оказался. Что касается до первоначальных слов: се бо, как в этом стихе, так и в предыдущем, то эти слова излишни здесь и составляют только так назы­ваемый плеопазм, свойственный еврейскому языку, в котором он часто встречается.

9. Окропиши мя иссопом, и очищуся. Для объяснения этого изречения много есть толкований; но ни в одном из них нет беспрекословной положительности. Мне же кажется, что здесь пророк Давид о самом себе пророчит, на­деясь, что он совершенно изба­вится от греха и преисполнится радости. Так как раствор или настой иссопа чрез окропление им прокаженных очищал многих из них от нечистот (Иссоп—это род ароматической травы горького вкуса, имеющий силу к уничтожению проказы); то здесь он метафорически в этом смысле очищения выразился: окропи же меня иссопом так, чтобы я совершенно очистился от всех нечистот греховных, чего можно достигнуть только Твоим всемогущим словом разрешения и отпущения, или же сле­зами покаяния; но и эти слезы, как дар Твой, от Тебя же исходят.

Омыеши мя, и паче снега убелюся. Ту же мысль и с тем же чувством повторяет от радо­сти.

10. Слуху моему даси радость и веселие. Внуши слуху души моей благодатную весть, что Ты ме­ня пощадил и помиловал; обра­дуй и возвесели меня. Радость же и веселие одно и то же означают.

Возрадуются кости смиренныя. Кости мои, говорит, удрученные под тяжестью греха, сложив с себя эту тяжесть чрез Твое разрешение и отпущение, придут в восторг. Под костями своими, как частью целого, всего себя разумеет. Некоторые же из толковников относят эти слова: даси (т. е. дай) мне услышать ра­дость.... к воплощению (вочеловечений) Спасителя и дают им та­кой смысл: возвести мне всемирную радость Твоей благодати, имен­но о сем воплощении или вочеловечении Спасителя; и в то же мгновение возрадуются и подпрыгнут от неизреченной радости сокрушенныя кости мои.

11. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Все грехимои,—как бы так говорит,—пред всеобъемлющим взором Твоим открыты и обнажены; но Ты удали их от Себя, и все беззакония мои истреби из книги живота моего и унич­тожь их.

12. Сердце чисто созижди во мне, Боже! Сердце в св. Писании принимает многие значения: иногда означает отдельный, еди­ничный член телесного состава, иногда же внутреннюю глубину душевной силы разума и смысла, как руководящего нами начала, в следующих, например, выражениях Спасителя: что помышляете в сердцах ваших? или: почто помышления входят в сердца ваша? (Лук.5,22.24,38), где сердцу усвояется сила мышления. Иногда означает волю, как в следующем месте: люди сии устами Мя чтут, сердце же их далече отстоит от Мене (Map.7,6; ср. Ис.29,13); иногда—благоволение и душевное расположение или любовь, как сказано о Давиде: обретох Давида, мужа по сердцу моему (1Цар.13,14. Деян. 13, 22); иногда же самую душу, как в рассматриваемом стихе: сердце чисто созижди. Не о том прошу, говорит, чтобы Ты претворил ее существо в иное, но о том, чтобы, падшую ее в настоящее состояние, восстановил в состояние первобытной красоты, в какой Ты и создал ее. И если Ты очистишь ее от застарелой нечистоты прародительского греха, уничтожив его во мне, то Ты созиждешь во мне сердце, т. е. ду­шу чистую. И потому здесь созиж­ди сказано вместо возстанови и сердце заменяет душу.

И дух прав обнови во утробе моей. Обнови или восстанови, сказано вместо вдуни или вдохни в меня снова дух правый, то есть, даруй мне благодать правоты, которая бы отныне руководила мною против всех наваждений неправоты духа злобы. Под сло­вами же во утробе моей разумеет­ся здесь самая внутренняя, сокро­венная и невидимая глубина души. Подобным образом и Господь го­ворит чрез пророка Иезекииля к находящимся в плену вавилонском иудеям: и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам (Иез.11, 19 и 36, 26), то есть, восстановлю немощное и бессильное ныне сердце ваше и дух ваш ослабевший приведу в первобыт­ное состояние.

13. Не отвержи мене от лица Твоего, меня, как недостойнго Твоего смотрения и попечения.

И Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Не отними от меня, разумеете здесь Пророк, благодатного дара пророче­ства, за содеянные мною беззаконитя.

14. Воздаждь ми (возврати) радость спасения Твоего,—ту радость, которою я наслаждался, ког­да храним был Тобою. Смотри же, как в этих двух полустишиях, подряд одно за другим стоящих, как он молится о том, чего не потерял еще, что­бы оно не было отнято у него, и как умоляет о том, что утра­чено уже, чтобы оно возвращено было ему, ибо он до греховного падения своего наслаждался высо­чайшею радостью под охраною такого Спасителя, которому весь предан был.

И духом владычним утверди мя. Укрепи и утверди меня, гово­рить, благодатным даром духа владычественного, который господствует над страстями человече­скими, направляет человека на путь правый и руководит его к лучшему. Под этим даром могут быть подразумеваемы различные дарования, сообщаемые нашей душе Святым Духом.

15. Научу беззанныя путем Твоим, и нечестивы к Тебе обратятся. Эти слова имеют в ви­ду и пророчество будущего, доселе исполняющееся; и действитель­но, когда проповедь евангельская, с пришествием на землю Спаси­теля, стала распространяться меж­ду беззаконными (не имевшими закона) язычниками, то книга псалмов Давидовых, из числа ветхозаветных книг, стала для них самою назидательною и как бы настольною к достижению высоких добродетелей христианских.

16. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего. По смыслу историческому под пролитием крови разумеет здесь Давид неправедное убийство, не­давно совершенное им над Уриею; по таинственному смыслу св. Писания, под этим выражением можно разуметь применительно и злых духов, которые радуются тому, находя удовольствие в кро­ви убиваемых людей и закалаемых в жертву животных. Сло­ва же: Боже спасения моего, упо­треблены вместо: Боже, Спасителю мой, как мы неоднократно заме­чали; а удвоение или повторение: Боже, Боже, выражает напря­женное состояние души, просящей и молящейся.

Возрадуется язык мой, правде, Твоей. И самый язык мой приидет в восторг от радости при возвещении правды Твоей. Правдою же называет здесь са­мое оправдание, дарованное ему Богом, то есть, освобождение от греха: ибо получивший прощение или освобожденный считается уже оправданным. В некоторых экземплярах вместо «правде Тво­ей» стоит «правду Твою», что наводит на следующий смысл: и язык мой обретет радость в этом оправдании, Тобою мне дарованном, т. е. в отпущении грехов, и, радуясь, восхвалит и прославит правду Твою.

17. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. По внушению пророчественному Святаго Духа уразумел я, говорит он, что Ты сно­ва откроешь уста мои для прославления Тебя, точно так же, как и прежде, до падения моего,— уста, ныне, осужденные на заключение.

18. Яко аще бы восхотел ecu жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Обратим же еще внимание свое на то, как жертвы бессловесных животных, которые законом повелевалось приносить, отвергаются наконец. Если бы Тебе они угодны были, говорит, то я конечно принес бы их Тебе; но Ты таковых жертв (всесожжений) не приемлешь, по крайней мере они стали уже не так благоугодны Тебе, не смотря на то, что жертвы всесожжения предпочитались всем другим жертвоприношениям. А что Давид и после того приносил Богу таковые жертвы, то надобно заметить, что он делал это более из уважения и благоговения к закону, нежели по внутреннему убеждению, главным образом потому, что не настало еще время для новозаветной жертвы.

19. Жертва Богудух сокрушен. Душа, непринужденно со­крушающаяся по своему смирению и своей кротости,—вот благоугодная и благоприятная Богу жер­тва.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Часто Писание, как мы и заметили уже, сердцем называет душу, потому что сердце весьма тесно соединено с душею, а равно и душа преиму­щественно пребывает в сердце, почему, когда страдает какою ли­бо болезнию сердце, душа тотчас вылетает или уходит из тела. Итак, сей то сокрушенной и сми­ренной души Бог не уничижает, то есть, не отвращается *).

 

*) Слова великого Василия:Сокрушение сердца есть уничтожение человеческих помыслов; ибо кто презирает земное и пре­дается слову Божию, покоряя величественный ум свой превосходящим человека и божественнейшим, тот может иметь сокрушен­ное сердце и принесть оную не уничижен­ную Господом жертву. А которым Бог благодетельствует, желая, чтоб они ходили в обновленной жизни своей, в тех сокрушает ветхого человека. Посему-то жертва Богу есть дух сокрушенный; ибо здесь сокрушается дух миpa, производивший грех, дабы дух правый обновился во внутренностях, и им надобно свое высокомудрое и надменное знанием сердце сокрушать, чтоб смирение их было жертвою Богу. Преподобного Марка: Без сокрушения сердца невозможно освобо­диться от зла; сокрушает сердце троякое воздержание, то есть, от сна, чрева и от телесного покоя, Феодорита: Божественный Давид, услышав Божественный глас: не пpииму из дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов,—жертва, говорит, Тебе наи­лучшая и благоприятная есть смирение духа; посему, весьма смирив мое сердце и как бы сокрушив его, я принесу Тебе наилучшую жертву. Cии слова произнесли и блаженные отроки в пещи: С сердцем, говорили, сокрушенным и духом смирения да будем при­няты Тобою, как со всесожжениями овнов и тучных быков. Согласно с ним говорит и Исихий: Здесь дух означает, что жертва, благоприятная Богу, есть смиренномудрие: ибо блаженны нищие духом, потому что таковых есть царство небесное. Как же мы можем сокрушить дух смирением? Когда, делая добро, не будем возноситься, но непрестан­но памятовать грехи. А в изъяснении: Поми­луй мя, Боже, содержится и следующее, что хотя дух сокрушенный и сердце смиренное и отделены одно от другого, однакож в истинно кающемся они соединяются, как и в грешнике сходятся дух гордый и сердце жестокое; ибо кто согрешает по гордости своего духа, тот согрешает и по жестокости сердца своего. Заметь, что блаженный Августин называет слезы потом сердца и кровию души. Посему, кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души. Посему и один из святых, имея в виду сиюжертву, сказал: Бог лучше принимаем, покаяние от то­го, кто со смирением и сокрушением кается, нежели безвиновность теплого и ослабевшего праведника.

 

20. Ублажи (благотвори), Гос­поди, благоволением Твоим (по благоволению Твоему) Сиона. Сими словами Давид просит о возсоздании и возобновлений Иерусалима, имевшем быть по освобождении Иудеев из Вавилона. Слово αγαθουργον значит—благосотвори; но оно (αγαθουργον) не тоже, что αγαθοποιησον, ибо первое сочиняет­ся с дательным и значит—явись благим, как в следующем месте: ублажи, Господи, благия (Пс. 124, 4); а по благоволению Твоему, то же, что—по содействию Твоему.

И да созиждутся стены Иepyсалимския. Слово да созиждутся есть желательное и просительное, хотя и представляется повелительным. Да построятся, говорит, разрушенные вавилонянами стены Иерусалима!

21. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая. Тогда, говорит, Ты, Господи, при­мешь с удовольствием жертву правды; так как в другом месте, кроме Иерусалима, Иудеи не имели права приносить жертв, ибо так повелевал закон. Возношением называет отнятия, то есть, приносимые в жертву части от целого животного; а всесожжениями именует те жертвы, которые сожигались всецело на жертвеннике, то есть, все тело жертвенного животного*).

*) Св. Амвросий под жертвою правды разумеет великую жертву честнаго тела и крови Христовой, приносимую священниками благодать на св. престолах, как и предал Сам Господь, сказав о ней: cиe творите в мое воспоминание.

Тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Опять и здесь Да­вид говорит одно и то же от великого душевного удовольствия, что тогда, когда Иудеи освободятся из Вавилона, они принесут целых тельцов на Иерусалимсий жертвенник*). Так изъясняется настоящий псалом исторически и буквально. А в высшем смысле в сем псалме Давид пророчествует о христианской церкви и жертве Евангельской, по изяснению Кирилла и Евсевия. Благоволением, по словам Исихия, называет вочеловечение Спасителя, как бла­гую волю и предварительное хотение Божие; Сионом—житие христиан **); стенами его называет епископов и учителей ***). Тогда —во время жития христиан Бог с удовольствием приимет от церкви жертву правды, то есть, добродетели, и как возношение, будет принимать частные жжения и наказания, восприятые исповедниками за Христа; вместо всесожжений будет принимать мучеников, которые умерли, быв всеце­ло замучены и закланы. Или за возношение Бог принимает от церкви частную добродетель и целомудрие в браке или в другом роде жизни, а как всесожжение принимает совершенную доброде­тель , то есть, в девстве и монашеской жизни****). Под тельцами разумеются верные христиане, как делающие добродетели, как туч­ные дарованиями Святаго Духа и как избодающие страсти и диавола, словом, все совершенные в деле, слове и созерцании суть тельцы, приносимые Богу на небесном жертвеннике в запах благовонный*****). Надобно также знать и то, что часто многие изъяснители будущее время принимают за же­лательное, сказывая, что сверх других и это есть свойство еврейского языка. Посему выражения: окропиши мя иссопом и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся, принимают вместо желательных так: да окропишь меня, да очищусь, да омыешь меня, да убелюсь и тому подобное ******).

 

*) Слова св. Дионисия: Божественный жертвенник наш есть Христос, на Котором, по сказанному, (быть может здесь) освящаясь и таинственно всесожигаясь, мы оставляем приношение и в Котором совершаемое совершается и освящается; ибо святит за нас Самаго Себя всесвятый Иисус и испол­няет нас, всякой святости; так что по смотрению, совершаемое в нем, по благому действию переходит на нас, как рожденных от Бога.

**)Кирилл и Евсевий под Сюном разумеют опять ту же церковь, так как и Cион не отделялся от Иерусалима.

***) По словам Кирилла и Евсевия вели­кою и надежною и вмещающею других сте­ною церкви есть сам Христос, а другими стенами ея суть хранянящие ее Ангельские и разумные силы.

****) Слова Фeoдopuтa: Поелику показал, что Богу всяческих не угодны жертвы предписанные законом, то он умоляет явить новый Cиoн и построить небесный Иерусалим на земле и, как можно, скорее учредить но­вую жизнь, по которой не безсловесные при­носились бы жертвы, но возношение и жертва правды, словесные и живые всесожжения, о которых говорить и апостол Павел: умо­ляю вас, братия, щедротами Божиими пред­ставить тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, как (того требует) сло­весное служение ваше (Рим. 12, 1).

*****) Слова Дидима: На духовный жертвенник возлагает тельцов, новопотрудившихся во влечении плугов, то есть, души, не отличные от душ мучеников, каковы видены были у небесного жертвенника прино­симыми на подобие тельцов. Ибо в откровении Иоанна души усеченных (секирою) за имя Иисусово и за свидетельство о нем были усмотрены под небесным жертвенником (Апок. 6, 9). А жертва правды, по словам Евсевия, есть духовная и чистая жертва, в церкви Божией по всей вселенной приноси­мая, о которой предсказал Малахия: На всяком месте жертва приносится имени Моему и жертва чистая (Мал. 2, 1).

******) Как и телец, по словам святаго Кирилла, есть по закону священное животное и чистое и большее по телу, нежели коза и овца также приносимые Богу. Или под тельцами разумеются, по словам того же Кирилла и начальники народов по причине духовного и умственного мужества их; почему и Па­вел сказал о них: не заграждай уста у вола молотящего, прибавя к тому: неужели о волах Бог печется? или конечно для нас говорится.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты