Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 59




 

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: Внегда сожже средоречие сирийское и Сирию совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри солей дванадесять тысящ.

 

Настоящий псалом надписы­вается «в конец», потому что учит читателей смотреть на ко­нец пророчеств, содержащихся в нем, ибо он пророчествует о возвращении пленных евреев из Вавилона и построений вновь Иерyсалима; а этот конец, по словам псалма, сбудется над имеющими измениться, то есть, теми, которые имеют возвратиться из рабства в свободу. Далее сей псалом надписывается: в столпописание, потому что он написан Давидом в неизгладимое и ясное памятование о таковом Божием благодеянии «в научение», то есть, о благодарении и терпении. Осталь­ная надпись показывает время, в которое Давид написал сие по внушению Святого Духа. Но то, что относится к сирискому средоречию, Сирии Совал, а равно и к долине Солей ни в какой Свя­щенной истории не написано ясно, исключая главу 2 Царств, где нечто написано, но и то не ясно. Без сомнения все это было, но только не написано священными писателями, как и многое другое (не написано), как это показы­вает книга Паралипоменон. До­лина соляная—есть место; но наименованием места надпись выражает жителей сего места, к чему присовокупляет и число убитых. Василий Великий «изменяе­мыми» называет преимущественно христиан, *) как по тому изменению, которое получают в святом крещении, делаясь вместо сынов плоти, сынами Божиими, как по той свободе, которую приобретают, вышедши из рабства демонам, о каковых сынах скажем и мы в конце псалма, приложив прежде псалом к пленным Вавилонским. В отношении к сей то (последней) мысли мы и станем изъяснять его теперь.

 

*) Божественный Максим, разумея сию надпись иносказательно, говорит: В поучение нам изменяемым и имеющим изменить­ся, то есть, похвальным и божественным изменением, надписан сей псалом от умосозерцаемого Давида—Христа. Ибо один Он, будучи истинным царем израильским, сжег средоречие чрез соединение с нами, посредством плоти, то есть, (сжег) наводняемый противоестественными плотскими страстями навык во зле и Сирии—Совал, то есть, порабощенных времени... ибо Совал—значит сень, а это явно указывает на принадлеж­ность времени, ибо диавол против доброде­тели и знания обыкновенно употребляет в пособие себе и природу и время, присовокуп­ляя к тому и невидимых врагов, как Адраазар, коего имя значит—разрушающий си­лу, или подрывающий крепость, каков диавол, (совокупил) две Сирии против Дави­да... Ибо без находящихся под влиянием природы и времени, он вовсе не может ве­сти брань с людьми. Между тем, кто воинствует под знаменем мысленного царя Хри­ста, как Иоав у Давида против вражеских сил, тот поражает 12 тысяч в дебри солей. А долина солей есть плоть, в кото­рой, как в долине, всякий благочестивый и Боголюбивый посредством разума и созерцанияпоражает природу и время; так как число 12 означает природу и время; пое­лику природа по чувствам пяточисленна, а время седмочисленно. Сложивши пять с семью, получишь число 12. И Божеств. Григорийизъясняет сию надпись также иносказа­тельно. Здесь должно заметить, что слова настоящего псалма, начиная с следующих: дабы избавлены были возлюбленные твои и прочие до конца, содержатся в 107 псалме. И Велики Афанасийговорит, что лице Дави­да имеет отношение к лицу Господа, так как он в последние времена дал делам иной вид и новый порядок и поразил ино­племенные народы, то есть мысленные; ибо се­му научает нас надпись, говорящая: в научение.

 

Ст. 3. Боже, отринул ны ecu, и низложил ecu нас. Ты, гово­рит, Господи, отринул нас за оскорбление Тебя неисполнением повелений Твоих, и низложил нас, отдав нас в плен вавилонянам, ибо иудеи чрез плен изринуты из своего царства и лишены силы, которую имели.

Разгевался ecu и ущедрил ecu нас. Ты, говорит, прогневался, Господи, за грехи наши; но снова сжалился, поелику не попустил нам погибнуть тотчас вместе с другими, нодля вразумления нас восхотел, чтобы мы пленены были вавилонянами *).

 

*) Слова Божеств. Василия: Ты отринул удаляющихся от Тебя соразмерно грехам их; низложил злые составы наши, чрез бо­лезнь благодетельствуя нам; прогневался, поелику мы были по природе чада гнева, без упования и безбожны в мире; Ты ущедрил нас, когда предложил нам во умилостивление за грехи наши Единородного Твоего, да­бы мы в крови Его нашли себе искупление; пользуясь сими благодеяниями твоими, мы не знали б их, если бы Ты не напоил нас вином проницательным, каковым вином называет слово, приводящее ожесточенное сердце в чувство. Божествен. Афанасия: Ты, говорит, наказал нас, за произведенное против Тебя нечестие; но и ущедри нас, ибо: ущедрил, поставлено вместо: ущедри. Или иначе: Ты ущедрил, значит тоже, что Ты решил, что уже пора нам жалким и несчастным по причине бедствий быть поми­лованными. А вином проникновения называ­ет указываемый в Божественных Писаниях наказания, наперед объявленный иудеям за нечестие их против Христа. Ибо читая, и опытом дознавая предсказанное, они прони­каются чувством сознания. Акилаперевел: Вином омрачения, ибо множеством, говорит, бедствий, как бы некоим вином Ты произвел в нас омрачение и печалью наполнил наши души, как говорит Феодорит.

 

4. Стрясл ecu землю и смутил ecu ю. Потрясением и смятением Давид выражает здесь опустошение иудейской земли и городов ее, также разграбление и расстройство людей, произведенное вавилонянами во время взятия ими Иерусалима.

Исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Упомянув выше о землетрясении, Давид по связи гово­рит здесь и о последствиях сего сотрясения, каковы разрушения или падение домов и городов, изобра­жая сим падение и разрушение Иерусалима.

5. Показал ecu людем тво­ими жестокая. Жестокие, говорит Давид, мучения и тягостные бедствия постигли иудеев, то есть, осада Иерусалима, победа над ним и порабощение, которым подверглись они от Вавилонян.

Напоил ecu нас вином умиления. Вином умиления называет скорби и бедствия, потому они производят умиление и раскаяние в сердцах тех, которые согрешили пред Богом.

6. Дал ecu боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука *). Те, говорит, из иудеев, которые избавились от смерти и не преданы оной Вавилонянами, имели знамение жизни на челе своем, начертанное от Бога невидимо на них, как на рабах Его. Почему, когда произведено было стремительное нападение на стены Иерусалима, по сему знаку они не были убиты, а пойманы живыми. О сем знамении предсказал Бог у Иезекииля, говоря: пройди Иерyсалим и положи (дай) знамение на челе мужей стенающих... Старцев и юношу и деву и отроков и жен убейте до истребления: а ко всем, на ком будет знамение, не прикоснитесь (Иез.9,4). А лице лука есть стрела пускаемая с передней стороны лука. Или лицем лука назвал пространнее самый лук, выражая луком и всякое другое оружие, как частью целое и видом род.

 

*) Другой говорит (быть может Максим): Слова: ты дал знамение боящимся Тебя, взяты в переносном значений от тех, которые часто, смешиваясь на брани со врага­ми, дают друг другу знак или признаки свойства, чтобы вместо врагов не убивали друг друга. А в высшем смысле дает боя­щимся Его знак, когда научает их всегда носить в теле мертвость Иисуса, который сотворил совершенное бездействие греха. Ибо крестная сила, умерщвляющая мудрование пло­ти, есть истинное знамение, по которому могут убежать от лица лука, то есть, от ви­димой в существах обманчивой поверхности их. Ибо лице лука, то есть каждой демон­ской страсти, есть наружность тел, раздра­жающая чувства, подобно тому как острие стрелы уязвляет чувство, и неприметно во­влекающая душу в страсти, ибо лук греха без лица, быть может, ничего не сделает против боящихся Господа. И Великий Василий: Моисей овечью кровию назнаменал израильские пороги: а Ты дал нам знамение—са­мую кровь непорочного Агнца, закланного на грех мира. Ибо употребив сие знамение, на­шли спасение от лица лука, по словам Евсевия, так что никакой мысленный и невидимый враг при виде находящегося на них знамения не дерзает уязвлять их.

 

7. Яко да избавятся возлюбленнии Твои. Спаси десницею Твоею и услыши мя. В этом заклю­чается причина, по которой воз­любленные друзья Божии и правед­ники получили на челе знамение, то есть, чтоб избавились от смерти. А десницею здесь называет силу, которою просит Давид спасти пленный народ.

8. Бог возглагола во святем своем. Выше изложенные слова Давид произнес от лица пленных евреев, а следующие говорит от лица своего, называя святым или самого себя, как посвященного Богу, или Святого Ду­ха. Он показывает, что Бог изрек ему то, что имел сказать. А что именно: послушай *).

*) По другому истолкователю (кажется Божеств. Максиму), это: во святом, постав­лено вместо: в Сыне, сообразно с сим: в последние сии дни глаголал нам в Сыне. А говорит в воплощенном Слове своем Отец о божественном своем намерении, бывшем сокрытым от веков и от родов. Слова Феодорита: так произнесши молитву, пророческий ум получает ответ, который не хочет скрыть, но изъяснить всем. Бог возглаголал во святом своем, то есть, посредством всесвятого Духа, употребив в орудие благодати язык пророка.

Возрадуюся и разделю Сикиму. Я, говорит, буду радоваться о том, что иудеи стали угождать Богу по причине рабства. А Сикима был город в колене Ефремовом. Сей то, говорит, город, освободив от обладавших им врагов, разделю между народом моим для жительства в нем, по освобождении от Вавилона *).

*) Слова Феодорита: Сикима (был) го­род, предоставленный Иаковом Иосифу; а по разделении 12 племен, Ефрем утвердил в нем столицу. Долиною поселений называет помещение израильтян, как бывшую прежде пустою, а потом принявшую пастушеские поселения. Афанасия: Это согласно с следующим: в последние дни глаголал нам в Сыне, Который есть Святый Бога и Отца. Что ж Он возглаголал? Что разделит Сикиму, то есть, царство израильское, которое было в Сикимах. Ибо отдал (его) уверовавшим в него иноплеменным народам.

 

Юдоль жилищ (долину поселений) размерю. Долина поселений было место, в виду города Сикима находившееся. Сие то место Давид обещается разделить мерою и раздать освободившимся от рабства евреям, объемля именами сих двух мест всю Иудею как частью целое *).

 

*) ВасилияВеликого: Сикима—сие от­личное место, данное Иаковом Иосифу, была образом завета, который казался дарованным одному только Израилю. Итак, сие то отличное достояние народа разделю и сделаю общим для всех. Итак, по разделении сего завета всем... и долина поселений будет размерена, то есть, вся вселенная, как бы посредством жребиев будет разделена на поселения в каждом месте, и тогда далекое между собою совокупит Тот, Кто примиряет как земное, так и небесное. Или, по словам Афанасия, долиною называет жилище людей. Разделю оное на поселения, то есть, сделаю самыми полными церквей. Или—Сикима перево­дится плечо, которое, по словам Дидимаи святого Максима, есть деятельный навык во всех добродетелях. Говорят, что плечо есть образ деятельности, а юдоль поселений есть настоящий мир. Почему из сих слов видно, что праведный человек, совершившись благодатью Единородного Сына, радуется и делается способным к разделению Сикимы, то есть к совершений деятельной доброде­тели и размерению долины поселений, то есть, к созерцанию природы, уделяя каждому из существ мира приличное рассуждение.

 

9. Мой есть Галаад, и мой есть Манассий. От предка Галаада Давид восходит к предку Манассии, а именем Манассии Да­вид указывает на все колено Манассии, равно как и ниже другими именами—Ефрема и Иуды— на другие колена более именитые, под которыми разумеются и другие колена израильские. Он говорит, что теперь Манассий и Галаад есть мои, хотя прежде и отринул их за то, что оскорбили ме­ня своими грехами *).

 

*) Другой говорит (может быть Б. Максим): В духовном смысле чрез Галаад и Maнассию Христос изображает, что в пришествие Свое Он будет проповедовать благодать первым Иудеям. Поелику же Галаад переводится откровением, а Манассия забвением: то посему праведнику даются откровение и забвение, потому что он чрез созерцание получает откровение неизъяснимых вещей, а равно и забвение трудов доб­родетели по причине веселия духовного созерцания, следующего за трудами добродете­ли. Дидимговорит: Галаад значить переселение, а Манассий—забвение. Итак, Спаси­тель скажет: Мой Галаад, переселяемый из области заблуждения в область истины, из порока в добродетели и с земли на небо; мой также Манассий—называемый от забвения, то есть поставленный вдали от забвения, по которому забыл Божии блага, а теперь начинает воспоминать их (в изд. Своде).

 

И Ефрем крепость главы моея. Главою здесь Давид называет начальство, как перевел и Симмах. Итак, он говорит, что колено Ефремово, то есть, происходящие от сего колена сде­лаются сильною частью начальства, или царства Еврейского. Местоимением: μου, (моей) в выражении: главы моей—Бог усвояет Себе царство Евреев, ободряя их как свой народ *).

*) Другой говорит: Из двух сынов, рожденных Иосифом—Ефрема и Манассии, происшедшие из колена Ефремова, отторгнув Израиля при Ровоаме, стали началь­ствовать в Самарии и Сикимах над девятью с половиною колунами Израильскими. Посему то и говорится здесь: Ефрем—крепость главы моей, то есть, сила начальства моего; а происшедшее от Манассии обитали в Галааде. Итак, место значилось по имени Галаада, а жители по имени Манассии. Поелику же по возвращении из Вавилона колена слились и имели одного правителя и царя Иуду Зоровавеля, то посему прилично назвал Ефрема си­лою и крепостью начальства, ибо от него началось царство израильское; чем обещал ему возвратить прежнюю силу и поставить его как и в древности защитником.

 

Иуда царь мой *). Из племе­ни, говорит, Иудова будет царь иудейский; потому что по освобождении от Вавилона царствовал у Иудеев Зоровавель, происходивший от племени Иудова. И здесь местоимение: мой, означает бли­зость царства Иудова к Богу. *).

*) Феодорит: Это: царь мой, означает тоже, что поставленный мною царем иди царствующим над моим народом. Так написано и у Исаии: Сие говорит Господь помазаннику моему Киру (Ис.45, 1), то есть, помазанному или поставленному Мною.

**) Мой: (быть может Божеств. Максим); Иуду, то есть, Зоровавеля, происходящего от колена Иудова, Бог назвал ца­рем своим, потому что он от Него поставлен царем. В высшем смысле Ефрем, что значит разширение, называется так в значении непоколебимого по вере упования на будущие блага, которое есть заступление главы праведника, иначе веры его; так как у всякого праведника глава есть вера, а равно и всякого доброго дела (она же есть глава), а надежная ее крепость есть непоколебимая на­дежда на будущие блага, по которой, пред­ставляя будущее как настоящее, мы расширяемся в скорбях, пребывая в искушениях непоколебимыми. Иуда переводится: исповедание; ибо молитвенное исповедание во святых есть начало всякого блага. Иуда же, то есть, всякий исповедающий и прославляющий Господа, есть жребий Его.

 

10. Моав коноб упования мо­его. Коноб или большой чан, есть сосуд, служащий человеческим потребностям. Сосудом сим Давид выражает гадательно то, что народ моавитский по­корится иудеям и будет служить им. Сказал также: упования моего, вместо: уповающих на меня, то есть, иудеев, или вместо: на которых уповаю, что они будут мои *).

*) По переводу Акилы: Чан бани мо­ей. По Сирскому: кадка измытия моего. Или: лохань топтания моего; или сосуд беззаботливости моей. Итак, он говорит: Моавляне покорятся иудеям; и как брошенные в лохань или чан одежды топчутся моющими их, так будут попираемы и Моавляне. В высшем разумении сии слова изъясняются великим Василиемтак: Моав был отвержен­ный, имевший запрещение не входить в цер­ковь Господа. Ибо не войдет, говорит, Моавлянин и Аммонянин до третьего и даже до 10го рода в вечное время (Вт.23, 3). Впрочем поелику крещение подает оставление грехов, и оно доставило должникам успокоение от забот, то посему, указывая на искупление чрез крещение и присвоение к Богу, говорит: Моав—чан бани или со­суд беззаботливости. Моав и Аммон—сыны Лота, родились у него чрез беззаконное совокупление с ним дочерей его. Итак, он говорит, что и моавляне—сей прежде без­божный народ возъимеют надежду на меня. А Божеств. Максимговорит, что Моав переводится: внутренность отца, под кото­рою разумеется наше тело, посредством которого при деятельном любомудрии, на подобие бани, которою означает чан, обыкно­венно производится очищение грехов. Ибо сосуд упования есть очищение, то есть, готовность посредством очищения в продолжении жизни к наследованию соблюдаемых согласно с упованием благ. Слова Феодорита: Чан в священном писании полагается в значении наказания. Так учит и блажен­ный Иезекииль, которому было приказано на­звать Иерусалим чаном (котлом), жителей его—мясом, Вавилонского царя—огнем, а необходимую пищу—жидкостью, при недо­статки которой мяса сгорали (Иез.11, 3). Так и блаженный Иеремия видел сосуд поджи­гаемый, а лице его обращенным к лицу севера. Впрочем не погрешит и тот, кто под сим сосудом будет представлять Божественную купель, казнящую и сожигающую грех и смывающую нечистоту с тех, ко­торые обновляются в ней.

 

На Идумею простру сапог (обувь) мой. Обувью, состоящею в подножной подвязке, или подставке Давид называет хождение. Итак, он говорит, что я буду ходить и по Идумее, то есть, покорю ее народу моему—Израи­лю, дав пособие ему в брани *).

 

*) Слова великого Василия: Итак, все иноплеменные покорились, подложив выю под иго Христово. Потому то (и сказано, что) на Идумею наложить обувь свою. А обувь Бо­жества есть Богоносная (то есть Богоипостасная) плоть, чрез которую оно пришло к людям. Идумея же, по другому изъяснителю, названа от Эдома, а это был Исав. Или, быть может, под обувью должно разуметь и служителей проповеди. Идумеею также именуется крововидное брение, а по словам Дидима, означает земную страну. Далее, по изъяснению святого Максима, Иду­мею можно разуметь в отношении к плоти каждого из нас, на которую протягаем обувь, то есть, охраняющее душу от злых растений и тернов диавола подвижничество и воздержание, так как без подвига и строгого воздержания победить плотские страсти не возможно. Или, по словам того ж Макси­ма, под обувью души разумеется умерщвленная разумом и созерцанием чувственность, посредством каковой наступая на чувствен­ные предметы, душа проходит век сей без­вредно, представляя себе посредством чув­ства отношения их, в виде обуви, и рассуждая о различиях добродетелей по виду и образу их для уразумения и познания одной, единственной и первоначальной причины. Сло­ва Исихия: Христос показывает, каким образом, покорив себе церковь из язычников, сделал ее предпочтительнейшею пред Израилем, распростерши и на них свою обувь, то есть Евангелие, о чем возвещая Иоанн Креститель говорил: идет за мною Тот, которому я не способен развязать ремень обуви, ибо еще не пришло для него вре­мя изъяснения Евангелия. Таким же образом выражается о нем и Павел; он говорит: обувши ноги в готовность к благовествованию мира.

 

Мне иноплеменницы покоришася. Прежде упомянутые, гово­рит, иноплеменники—Моавляне и Идумеяне и соседственные с ни­ми народы покорятся мне, где вме­сто будущего времени: покорятся, написано в прошедшем: поко­рились, по свойству пророков, сказывающих будущее, как прошед­шее.

 

11. Кто введет мя во град ограждения? Это сказывается от лица пленных иудеев. Городом огражденным назывался Иерycaлим, потому что был окружен и укреплен высокими и крепкими стенами. Иудеи говорят это от великой радости (как бы так): кто приведет меня в город Иерусалим; ибо, находясь в плену, они жили в запертом и не свободном месте. *)

*) Слова Вел. Василия: Быть может, го­родом огражденным называет церковь, го­родом по причине собрания живущих по закону, а огражденным—по причине ограждения ее верою. Почему весьма ясно некто из толковников перевел: В город огражден­ный (вместо: в город ограждения на греческом). Итак, кто доставит мне сие великое зрелище, чтоб я видел Бога живущим сре­ди людей? Так сказано и Господом, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели.—Великого Афанасия: Городом огражденным называет цер­ковь, огражденную Божиею силою. Сие то го­ворит пророк, как бы от лица кающегося и желающего получить веру во Христа иудейского народа.—И Исихия: Городом ограж­дения называет церковь, так как в ней содержатся Христовы таинства, и закон и пророки содержатся в сем благоустроенном обществе; ее же называет и Идумеею.

 

Или кто наставит мя (укажет мне путь) до Идумеи? Кто, говорит, укажет мне—пленному израильскому народу путь, по ка­кому я пошел бы рассматривать только город Иерусалим—слад­чайшее мое отечество, на Идумею с окрестностями Иерусалима, покоренные нашему царству, и увидать прежних врагов наших друзьями и близкими к нам? *).

 

*) Некто безыменный говорит: Заме­чай, что не просто пожелал указания пути даже до Иерусалима, или даже до Галаада, или даже до Идумеи, но как бы с удивлением странности обещания, что и потомки возненавиденного и злого Исава получат не­когда таковую благодать, что к ним придет Бог, и что как бы посредством обувей проповедников призвав язычников, по всей земле устроит свой город—вселенскую церковь, и благоучрежденное общество богочтецов. Кто, говорит, даст мне то, чтобы жизнь моя продлилась до того времени, в которое язычники получать благодать сию? Чтобы мне увидать город огражденный, то есть, церковь, охраняемую силою Божиею, чтобы не потерпеть какой либо осады? По словам Божеств. Максима, город огражден­ный есть мудрость, собранная из многих божественных и таинственных созерцаний, огражденный, то есть, окруженный твердыня­ми добродетелей, в который отводится всякий благочестивый ни кем другим, как только одним Богом, влекущим к Себе всех по неизреченному величию своей благо­сти. А Идумея есть совокупность подлежащих чувству тварей, в рассуждении которой обыкновенно составляется в духе естествен­ное созерцание, соответственно которому из красоты и величия тварей по соображению со­зерцается благочестиво собирающим для се­бя познание существ Творец бытия. Или, быть может, (она есть) состоящее в дея­тельной посредством плоти добродетели любомудрия, к которому также руководствует Сам Господь, угождая любящим Его. Крат­ко сказать: город огражденный есть основа­тельное созерцание мысленных предметов; а Идумея—знание чувственных, к которым ведет и указывает путь единственная премуд­рость Бога и Отца—Единородный Сын Его.

 

12. Не Ты ли, Боже, отрину­вши нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших? Это надобно чи­тать вопросительно, то есть: кто другой поведет меня—пленный народ в город Иерусалим, кроме Тебя, Боже, Который за грехи отвергнул нас и предал Вавилонянам? Или кто другой укажет мне дорогу до Идумеи, кроме Те­бя, Боже, Который за грехи наши оставил было нас и не исходил с нашими силами, то есть, войска­ми нашими на брань против врагов наших? Глагол: выйдешь, поставлен по взаимному употреблению времени, вместо: выходил. Тоже самое сказано в другом месте: и не выйдешь, Боже, в силах наших (Псал.43,10) *).

 

*) Слова Исихия: Указывать путь Изра­илю к церкви есть дело одного Христа, Ко­торый хотя отринул Иудеев, как не уверовавших в Него, но не всех.

 

13. Даждь нам помощь от скорби; и суетно спасение человеческо. Здесьизлишен союз: и; пое­лику и Симмах перевел так: Ты дай нам помощь, ибо суетно спасение от человека. Или: и, на­добно разуметь вместо: ибо, как принимает и Феодорит *).

*) Великого Василия: Не от множества имуществ, не от избытка силы и не от вы­соты славы зависит крепость; но за чрезмер­ную скорбь дарует Господе ищущим Его помощь. Таков был и Павел, хвалившийся скорбями и за сие мог говорить: когда я немощен, тогда силен. Другой говорит (быть может Максим): скорбь, по моему мнению, есть преобладание и сила тления, а помощь, даруемая благодатью, несомненная надежда на воскресение, имея которую в виду благоче­стивые печальную смерть переносят велико­душно. Или иначе, скорбь есть труд для приобретения добродетели, а помощь—последую­щее за ним, по благодати Христа, бессмертие, в сравнении с которым всякое спасение есть суета и совершенное небытие, что спра­ведливо почитается суетою.

 

14. О Бозе сотворим силу; и Той уничижит стужающыя нам (оскорбителей наших). Будучи, говорит, сами по себе слабы и бессильны, мы только при помощи Божией составим, то есть, приобретем силу; и Бог истребит си­лу оскорбляющих нас Вавилонян *).

*) Слова Божеств. Кирилла: Бессильно естество человеческое в отношении к невидимым врагам и удобоусловливаемое грехом. Но Богом мы можем сотворить силу, Который стал для нас оружием благоволения. По другому изъяснителю (б. м. Божеств. Максиму), Богом творят силу, то есть, приобретают ее те, которые не приписывают себе успехов в добродетелях; а равно сво­ей мудрости постижение Божественных таин. В таковых сам Бог совершенно без всякого посредства и весь вмещаясь, производит всякую добродетель и дарует знание, уничи­жая всех, противящихся добродетели и знаний лукавых демонов, усиливающихся оскорблять боящихся Его пороком и незнанием. Слова Афанасия: Когда мы имеем на­дежду быть сильными в Боге, тогда найдем врагов наших ничтожными.

 

Таково историческое изъяснение сего псалма. Но мы должны прилагать его и к христианам, бывшим прежде в плену у демонов. Боже, говорит, Ты отри­нул нас до принятия нами веры; и низложил было нас, попустив нам быть погубляемыми от междоусобий и войн и подобных зол; и прогневался на нас за то, что мы не познали Тебя Творца нашего. Ты и помиловал нас, как обманутых диаволом. Ты потряс землю и смутил ее, когда как человек, живя на земле, учил народы Евангелию царствия: ибо тогда слух о делах и словах Твоих смущал и устрашал всех живущих на земле людей. Посему исцели терзания и раны душ их, потому что они чрезмерны. Ты показал нам в Евангелии жестокие пути, то есть, тесный и прискорбный путь, напоив нас вином умиления; то есть, проповедью Евангельскою, которая назы­вается вином, как веселящая сердце, а вином умиления, как приводящая пиющих его к пока­янию. Ты дал боящимся (Тебя) знамение—печать крещения и изображение живоносного креста, что­бы посредством оного избавлялись от различных луков (стрел) демонов. Так можешь разуметь и последующие слова.

Что же касается до слов: Бог возглаголал во святом своем; это можешь, как мы сказали прежде, понимать о Христе, раз­умея впрочем Христа, как Бога. А слова: возрадуюсь и разделю Сикиму—так, что принадлежав­шее евреям дам народу христианскому и долину поселений разме­рю для них; так как все еврейские места взяли в последствии времени в свое наследство за неверие евреев христиане, построив в странах их церкви. Слова: мой Галаад и мой Манассии и последующие за ними, говорит Христос от своего лица, пока­зывая оными то, что Он сродник по человеческой природе, почему и усвояет их Себе. Или можно понимать и иначе,—что Христос усвояет Себе израильтян ради тех, которые из них же имели уверовать во Христа. Обувь Бо­жества Его, по изъяснению божественного Василия, есть богоносная (или богоипостасная) плоть, по­средством которой Господь приходил к жившим по разным местам людям и, убеждая их, приводил к богопознанию и вере. Далее пророк Давид, пожелав видеть и чувственно то, что видел умственно в Духе, говорит: кто поведет меня в город христиан, то есть, в церковь, управ­ляемую законами Евангелия, и ог­ражденною, как стеною, кровью Христовою, и крещением, и крестом, и осенением Ангелов и учителями, или объемлемую всякого рода добродетелью? Или кто укажет мне путь в землю неверных народов, чтобы увидать их уверовавшими? Кто ж другой, как не Ты, Боже, Который отвергнул нас? То есть, Ты, Который происходящих от меня Христоубийц иудеев отринул? Прочие слова сказываются от лица верующих, но так, как мы изъясняли их прежде.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты