КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древняя Дакия и ее населениеСтр 1 из 4Следующая ⇒ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОЛДАВСКОГО НАРОДА Акад. Н. С. Державин Журнал "Советская наука", 1940г., № 12
Древняя Дакия и ее население Территория современной Румынии и заднестровская часть Молдавской ССР в древности входил в состав области Дакии, границами которой на западе была р. Тисса – левый приток Дуная, на севере Карпатские горы, на востоке – р.Днестр и на юге – Дунай на всем его протяжении, начиная от устья Тиссы на западе и вплоть до его впадения в Черное море на востоке. Следовательно, для того, чтобы разрешить вопрос о происхождении молдавского народа, который живет сейчас на территории древней Дакии, необходимо прежде всего установить, какой народ или какие народы в древности жили на этой территории. Древнейшим, исторически засвидетельствованным для V века до н. э. населением Дакии были два народа: даки и геты. Преобладающее население страны составляли даки. Древнегреческие и римские писатели с V века до н. э. – Геродот, Стробон, Плиний, Овидий и другие – причисляли даков и гетов к народам фракийского племени. Общим наименованием фракийцы древние называли многочисленную группу племен, населявших (предположительно с III тысячелетия до н. э.) весь Балканский полуостров и острова Эгейского моря вплоть до Крита, а на севере от Дуная – обширную территорию, приблизительно в отмеченных выше границах, области Дакии. Сказать с определенностью, к какой народности по языку и этнографическому типу принадлежали даки и геты, очень трудно ввиду отсутствия необходимых для этого данных. Во всяком случае, они не были ни эллинами, ни римлянами хотя бы потому, что древнегреческие и римские писатели не считали фракийцев родственным народом. Напротив, они всегда рассматривали фракийцев как чуждый народ, т. е. как народ иного языка и иной культуры. В современной науке на Западе древнефракийский язык, родственный фригийскому языку на территории Малой Азии, рассматривается как отдельный, самостоятельный язык в том же смысле, как и язык греческий или немецкий; по своим характерным особенностям он сближается скорее с языками иранским и славянским, но не с греческим. На этой точке зрения стоит крупнейший знаток истории греческого языка П. Кречмер; ее же разделяет и автор солидного труда по истории румынского языка О. Денсушяну[1]. Во всяком случае, можно предполагать, что многочисленные племена, которые античные авторы называют общим термином фракийцы, в том числе и даки с гетами. Представляли собой эмбриональные, т. е. зародышевые, находившиеся в процессе языкового этнографического становления, но еще не дифференцировавшиеся общественные коллективы, из которых с течением времени выросли в процессе племенных скрещений будущие народы полуострова – албанцы, румыны и славяне. Другими словами, древние фракийцы, в том числе и даки с гетами, не были ни албанцами, ни румынами, ни славянами, но отдельные фракийские племена, можно полагать, послужили субстратом, или подосновой, на которой с течением времени при известны условиях выросли новые этнографические группы – позднейшие албанцы, румыны и балканские славяне. Относительно же даков, в частности, следует прежде всего иметь в виду, что они тоже, по-видимому, не составляли какого-либо единого, монолитного народа, но представляли собой комплекс племен , стоявших по стадийности своего культурного, хозяйственного и политического развития на разных ступенях, хотя и были, очевидно, еще весьма близки друг к другу. Геты жили на нижнем Дунае по обоим его берегам, т. е. на территории нынешней Добруджи и в придунайских районах Молдавии и Бессарабии. Что касается дакийских племен, то они перечислены у греческого ученого Птоломея, жившего в Александрии в первой половине II века. Даки не являлись, однако, единственным населением обширной территории Дакии. Одновременно с ними здесь же в верховьях р. Вислы в Прикарпатье жил оседлый народ уругунды, урги, они же уроги. Область, населенная этим народом, в древности называлась Вургунтаиб и определялся как пограничная или смежная со страною Антаиб, или Вантаиб, т. е. со славянами антами, или вендами. То обстоятельство, что уругунды известны в Прикарпатье со II века н. э. (Птоломей) и вплоть до V века (Павел Диакон) и притом рядом со славянами антами и что наименование их страны – Вургунтаиб – аналогично наименованию смежной с нею страны славян (Антаиб, или Вантаиб), с некоторой долей вероятности позволяет видеть в уругундах одно из прикарпатских протославянских или славянских племен. К заведомо славянским племенам на территории древней Дакии принадлежали: птоломеевы буланы, или бораны, жившие в верховьях Вислы на равнинах Подкарпатья, в которых исследователи склонны видеть подкарпатских полян: буры, или лугии, - самый сильный из народов Дакии, давший имя городу Бурридава на р. Алута (современная Олта), несколько севернее нынешнего румынского города Слатина; карпы, они же хорваты, или хробаты, которых киевский летописец причисляет к группе восточнословянских, т. е. русских, племен, живших, по мнению одних, в северной Молдавии по притоку р. Серета Быстрице, по мнению других – в восточной Галиции; костобоки, жившие по соседству с уругундами; языги – между р. Тиссою, к востоку от нее и Дунаем т. е. на территории западной Дакии. Что касается собственно даков, то многие ученые Запада (Мюлленгоф, Роберт Рёслер) и России (проф. М. М. Дринов, проф. Ф. Брун) склонны были считать даков славянами. Таким образом, к началу нашей эры Дакия представляла собой страну, населенную если не славянскими племенами, то племенами, стоявшими на доиндоевропейской стадии культурного развития и складывавшимися типологически, по-видимому, в протославянский тип, как какому, с известной вероятностью, можно относить также и даков с гетами. В начал нашей эры Дакия уже не только густо заселена славянами, но и служит неисчерпаемым резервуаром, откуда славяне в течение ряда веков, начиная со второй воловины V века и вплоть до середины VII века, целыми потоками, в порядке массовых вторжений на полуостров, устремляются в пределы Римской империи и наносят ее могуществу сокрушительные удары, которые приводят рабовладельческую империю в конце концов к разложению и окончательной гибели. На Западе в этом направлении действовали «варвары» - германцы, на европейском Востоке – «варвары»-славяне, и таким образом оказалось, что «…не - римляне, т.е. все «варвары», объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим»[2]. О славянщине древней Дакии говорят некоторые географические названия, встречающиеся у древних авторов I-III веков н. э. – Плиния, Птоломея, Аммиана Мареллина и др. К числу этих названий специалисты по славянским древностям, уже названные нами выше проф. Ф. Брун, проф. М. С. Дринов, а также чешский проф. Любор Нидерле относят следующие названия: р. Патисса, или Патиссос, т. е. Потисье (современна Тисса); р. Брзава, т. е. «быстрая», и одноименное с нею название поселка Берзовия (нынешняя древня Берзава в Банате); название села Пистра, т. е. Быстра, как и теперь называются несколько сел в Нижней Венгрии; р. Черна (Dierna, Tsierne, Zerne). Рёслер ставил древнее название р. Дуная – Istros, Ister – в связь со славянскими названиями рек Bistriz, Bistrica, Wisternica. В конце XVIII века недалеко от р. Тиссы была найдена древнегреческая надпись, в которой два раза повторяется слово dzoapan, представляющее собой известный у славян социально-административный термин жупан. Такие дакийские названия, как, например, Partiscon – название местности при р. Тиссе у Птоломея, название р. Тиссы Patissus у Плиния или название ее же Partiscus у Аммиана, затем такие названия, как Patavissa, Paloda и Paralissus и т. п., давали основание Рёслеру высказать предположение, что даки имели в своем языке сложные слова типа славянских Поречье, Поморье, Полобане, Подгорица и т. п. [3]. На так называемых географических таблицах Певтнигера, восходящих к III веку н. э., мы находим славян в Дакии на территории юго-западной ее части, в нынешнем Банате под названием венедов сарматских, а в источниках, относящихся к тому же времени, и вплоть до V века эти венеды сарматские называются просто сарматами. В VI веке однако, они исчезают со страниц источников, и вместо них выступают славяне, что делает основание в венедах сарматских на территории Дакии в III веке н. э. видеть славян. Таким образом, мы имеем все основания утверждать, что уже с первых веков нашей эры все левобережье Дуная между р. Тиссою, Серетом. Прутом и Днестром вплоть до Карпатских гор на севере, т. е. вся область древней Дакии, было населено славянами.
|