КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Связь культуры и образованияВ конце ХХ века в связи с интенсивным развитием философии образования, у истоков которой в России стояли В.В. Розанов, С.И. Гессен, наблюдается стремление установить те сущностные связи и отношения между культурой и образованием, которые позволяют рассматривать образование как культуротворческий процесс, обеспечивающий восхождение, возрастание человека к культуре, «возделывание» и «выращивание» его в лоне культуры, превращение в носителя культуры. «Образоваться — значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Следовательно, для развивающегося человека культура — и непосредственная форма существования (жизнь, энергия, общение), и основание для самоопределения, для сознательного делания себя» [279, с.24]. Таким образом, Понятие «культура самоопределения» является ключевым для понятия «культура» в целом и стержневым для понятия «образование», объясняет основные механизмы наследования культуры, становления индивида как человека культуры. Предпосылки данного понимания взаимосвязи культуры и образования заложены русскими мыслителями на рубеже XIX и XX веков. В.В. Розанов протестовал против образования, нацеленного на обременение сознания, памяти учеников множеством ненужных сведений, схем всего действительного, против воспитания человека вне духа своей культуры. Рассматривая понятие «культура» как производное от понятия «культ», он считал, что культура есть там, где возникает привязанность, где начинается любовь, и истинный смысл образования человека связывал с пробуждением его способности любить, ценить что-либо в культуре, в жизни, в возведении его посредством самоопределения к свободному и сознательному состоянию. «Сознательность эта должна состоять в свободном окидывании взором разных миров, в полном отчете себе, что именно оставляешь и чего ищешь, когда переходишь от одного к другому, ... и первая ступень к ней — углубление в свой собственный мир, его живое ощущение и ясное понимание» [278, с.42]. Характеризуя черты самоактуализирующейся личности, А.Маслоу наделяет ее такими свойствами, как: § более эффективное восприятие реальности, которое заключается в готовности решать жизненные проблемы, самоопределяться в сложных ситуациях, искать непроторенные пути; § принятие себя, других и мира в целом такими, какими они есть на самом деле; § повышенная спонтанность, непосредственность и искренность, богатство эмоциональных реакций; § центрированность на проблеме, связанная с приверженностью какой-либо задаче, идее, призванию; § независимость и уверенность, определенная автономия от физического и социального окружения, опора на свой собственный потенциал и внутренние источники роста; § креативность – способность к творчеству как естественности и спонтанности, как норме повседневной жизни; § сопротивление окультуриванию – способность, находясь в гармонии со своей культурой, сохранять внутреннюю независимость от нее. Самоопределение человека предполагает наличие должного вне него (иначе непонятно, относительно чего оно будет происходить), поиск и обретение этого должного, полагание его для себя как ориентира для саморазвития и самоорганизации источники должного, сообразно которому человек полагает себя в мире, коренятся в культуре, и только самоопределяясь в культуре, индивид превращается в индивидуальность, способную свободно определять себя и свою жизнедеятельность. Следовательно, истинная свобода и позитивное самоопределение человека есть феномены культурного мира.
Рис.1 Самоопределение как акт свободного ценностно-смыслового выбора
Таким образом, свобода, как обретение личностью своей подлинности, сущности, и самоопределение, как основной механизм ее достижения, заключаются не столько в осознании и следовании своим внутренним интенциям, сколько в свободном ценностно-смысловом выборе, осуществлемом в процессе соотнесения имеющихся личностных реалий с нормами и требованиями культуры. Причем этот выбор не означает полное подчинение этим требованиям, но и делает возможным выход за пределы данных норм в процессах нормо- и жизнетворчества. Выделяют две функции смысловых образований личности в ее самоопределении: 1. – функцию создания эскиза будущего 2. - функцию оценки действий, т.е. рефлексивную функцию . Основным механизмом самоопределения является позиция личности , как совокупность ее отношений к жизни. Она формируется на основе жизненных ценностей личности и отвечает ее потребностям
Основным показателем, критерием оценки характера и результата жизненного самоопределения А.С. Абульханова-Славская считает отсутствие или наличие смысла жизни, жизненной концепции. Смысл жизни воспринимается ею как цель жизни, как «ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления Т.О.самоопределение предстает как непрерывный процесс выбора и обретения оснований собственного бытия, в котором проявляется и развивается ее субъектность и субъектная активность. Позитивная направленность данного процесса обусловлена переходом личности на более высокие уровни самоопределения, связанные с ростом ее ценностного сознания и самосознания. Конституирующими единицами сознания личности и основными механизмами самоопределения выступают ценностно-смысловые образования (личностные смыслы, ценности, позиции, установки и т.д.), деятельностные, динамические (цели и планы), рефлексивные.
|