КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Delphi. Форма, компоненты Button и MemoСтр 1 из 19Следующая ⇒ Лабораторная работа №1 Запустим Delphi. Перед нами четыре окна Delphi. Вверху во вcю ширину экрана окно управления проектом и средой разработки - главное окно Delphi.
При его сворачивании сворачиваются и все остальные. Слева - Инспектор объектов. В нём задаются свойства составляющих нашу программу компонентов. И наконец, в центре одно над другим два окна Delphi, окно формы будущей программы и окно программной начинки. Прямо перед нами - окно, которое в Delphi называется Форма. Именно Форма является визуальным прообразом нашей будущей программы. Теперь посмотрите, как легко получается программа в Delphi: 1. Наводим мышку на зелёный треугольник-стрелку на главном окне 2. Смотрим - всплывает подсказка "Run" 3. Нажимаем на эту кнопку 4. Получаем готовую Windows-программу По умолчанию программа создаётся в папке C:\Program Files\Borland\Delphi7\Projects:
Мы получили программу, состоящую из одного пустого окна. Тем не менее наша программа имеет все атрибуты, присущие всем программам в Windows: заголовок, системное меню (кликните по левому краю заголовка), кнопки свернуть, развернуть, закрыть, может менять свои размеры. Закройте программу-Форму. Рассмотрим полезные для нас свойства Формы: 1. Надпись на заголовке - свойство Caption. Сейчас это Form1, и совпадает со свойством Name. В инспекторе объектов можно поменять их по своему усмотрению. Напишите в свойстве Caption, например, "Простейшая программа" 2. Цвет - свойство Color. 3. Размеры - ширина и высота в пикселах, свойства Width и Height. Изменяем их мышкой, двигая края Формы, затем устанавливаем более точные значения в Инспекторе. 4. Положение на экране - свойства Top и Let. Это расстояния в пикселах от верхней и левой границы экрана соответственно. Если необходимое положение Формы закрывает элементы управления Delphi, просто сверните её. 5. Свойство Position, с помощью которого можно настроить автоматическое появление Формы в нужном месте. Разверните выпадающий список: o При значении poDesigned Форма появится в том месте, где она находилась при проектировании. Это значение по умолчанию. o При значениях poDesktopCenter и poScreenCenter Форма появится в центре рабочего стола или центре экрана. Форма может быть вызвана из другого окна-формы. Тогда при значениях o poMainFormCenter она появится в центре главного окна приложения, o poOwnerFormCenter - в центре вызывающего окна, так называемого "владельца". Не у всех окон в заголовке есть кнопки свернуть, развернуть, закрыть. 6. Свойство BorderIcons. В Инспекторе слева от него маленький плюсик, открывающий признак наличия или отсутствия нужной кнопки. True - кнопка будет, False - нет. Смело экспериментируйте, но изменения будут видны только в работающей программе, а не в прототипе. Вы можете управлять также границами Формы. Для этого служит 7. Свойство BorderStyle. При значении o bsSizeable - обычная Форма, значение по умолчанию. o bsNone - Форма вообще не будет иметь границ, включая строку заголовка. o bsSingle - Форма не может менять размеры, но может свернуться или развернуться. Таким образом, комбинируя свойства BorderIcons и BorderStyle можно, например, получить форму с неизменными размерами и без возможности свернуться и развернуться:
В пустой форме смысла нет. Наполнить её содержанием помогут компоненты Delphi. Они располагаются на соответствующих вкладках палитры компонентов на главном окне. Все основные компоненты Delphi находятся на первых четырёх вкладках:
Их названия всплывают в виде подсказок при наведении мышки на пиктограммы. Чтобы перенести компонент на форму, нужно щёлкнуть его мышкой (при этом выбранный компонент выделяется), и затем щёлкнуть в том месте формы, где его предполагается разместить. В дальнейшем компоненты можно свободно перетаскивать по форме мышкой, "конструируя" нужный интерфейс. Есть соответствующие справочники, где рассматриваются все компоненты Delphi. Но самые важные свойства компонентов Delphi и работу с ними мы рассмотрим. Прежде всего, у визуальных компонентов есть свойства, определяющие их положение на Форме:
Эти свойства получают значения в тот момент, когда компоненты попадают на форму. Примерно разместив на форме компоненты с помощью мышки, в Инспекторе объектов устанавливаем их точные размеры и координаты. За визуальное представление отвечают для компонентов:
При "конструировании" формы в Инспекторе объектов можно придать свойствам компонентов любые значения. Теперь напишем программу. Она будет по нажатию кнопки отображать на форме то, что мы введём в строке ввода. Начните новый проект (File => New => Application). 1. Расположите на форме компонент Edit (строка ввода). Свойство Text очистите. 2. Далее - компонент Button (кнопка). В свойстве Caption напишите, например, "показать". 3. Затем - компонент Label (метка). В свойстве Font для наглядности сделайте размер побольше, например 24, выберите шрифт и цвет. Свойство Caption также очистите. 4. Щёлкните дважды по нашей кнопке. Произошло изменение. Мы оказались в окне модуля, где система Delphi создала для нас заготовку обработчика события нажатия на кнопку. 5. В обработчике пишите: Label1 и поставьте точку. Подождите секунду после ввода точки, выведется подсказка. Система Delphi предлагает нам выбрать из списка нужное свойство или метод. Нажмите "C", и строка "Caption" станет выделенной. Delphi пытается угадать, что мы хотим ввести. Дальше писать не обязятельно, достаточно нажать Enter. 6. В результате получим: Label1.Caption. Таким образом мы видим, что точкой разделяются в Delphi объект и его свойства. Указанием на объект служит его имя (свойство Name). Имя компонента можно посмотреть в Инспекторе Объектов, а также наведя мышку на компонент и дождавшись появления подсказки. 7. Далее присваиваем свойству Caption объекта Label1 значение. Оператор присваивания: 8. Получаем: 9. Пишем именно то, что мы хотим отобразить в метке - свойство Text объекта Edit1: Edit1.Text 10. Далее то, чем завершается любая команда - оператор ";". Вот что у нас получилось между beginи end: Сохраним и запустим программу.
|