КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Состав потребностей домохозяйств, удовлетворяемых индивидуальным и коллективным способом.Индивидуальные потребности. Индивидуальные потребности есть продукт эволюции форм организмов. Организмы, не имеющие потребностей, умерли; жизнеспособные, имеющие потребности – процветают. Механизм потребностей реализован в форме стимулирования поведения, ведущего к повышению выживания организма.
В посте про эволюцию я разделил потребности на индивидуальные (еда, защита, размножение и обучение), социальные (общество, любовь, уважение, сострадание, справедливость) и эстетические (чувство прекрасного). Первая категория относится к необходимому для личного выживания поведению, вторая – для обеспечения наиболее подходящего для этого условий (социума), назначение третьей пока остается для меня размытым (о ней когда-нибудь позже).
Потребности имеют форму выражения – желания: голод, холод, страх, любопытство, и т.п. Например, желание в уважении может выражаться в форме честолюбия, стремления к славе. В отличие от потребностей, имеющих четкое эволюционное обоснование, форма выражения потребностей может быть иррациональна. Хотя она тоже является продуктом эволюции, однако эта эволюция происходила на разных этапах развития и с разной скоростью: эволюция химическая, биологическая, культурная.
Отдельные потребности вступают в противоречие, если требуют ограниченных ресурсов. Что интересно, по этим ресурсам можно отнести потребности к материальным (еда, защита), социальным (отношение других людей) и информационным (искусство, знания). Материальные ресурсы ограничены, так как потребление их одним человеком уменьшает потребление их другими. Информационные ресурсы не ограничены: одну и ту же информацию может потреблять бесконечное количество людей. Социальные ресурсы, наоборот, часто имеют «антиконкурентную» форму, удовлетворяя потребностей тем большего количества людей, чем больше в них вовлечено.
Рациональность потребностей означает, что они имеют существенное значение для выживания человека: они мотивируют, то есть побуждают человека и общество к действиям. При этом каждая потребность имеет предел насыщения, при достижении которого стимулирующий сигнал затухает по закону предельной полезности.
Общественные потребности.
Что же представляют собой общественные потребности и как они соотносятся с индивидуальными?
Если общество как форма организации людей является продолжением эволюции, то задачи общества проистекают ровно из тех же задач сохранения и развития жизни. Развитие жизни также имеет ровно одно направление – повышение вероятности ее сохранения. Общество, развивающееся в любую другую сторону в длительном периоде нежизнеспособно по самому определению жизнеспособности.
Для выполнения своей функции общество должно выполнять две задачи: создавать наилучшую среду для выживания элементов (человека) и повышать вероятность выживания самого общества (множества людей).
Общество состоит из людей и связей между ними. Выживание человека, как я написал выше, полностью описывается набором его потребностей, значит, первая потребность общества – наиболее полное удовлетворение индивидуальных потребностей человека. Многие считают общество делом рук человека, его «инструментом», и поэтому на этом список целей существования общества завершают. Но общество, хотя состоит из людей и представляет собой структуру связей, слагающихся из действий людей, превосходит просто набор отдельных людей. Как безжалостные законы естественного отбора привели к тому, что выживает только тот, кто лучше умеет выживать, так и в отношении различных форм общественной организации отбор оставил только те, которые выработали механизмы для собственного выживания.
Таким образом, общество представляет собой еще одну единицу эволюции, которая имеет свою эволюционную историю. Впрочем, законы выживания остаются теми же самыми, следовательно и потребности общества должны быть теми же самыми: 1) защита 2) питание 3) развитие. Если человек оперирует личным поведением для получения еды, знаний и создания безопасности от врагов и естественных опасностей, то общество — внутренней организацией для эффективного ведения экономической, научной и оборонительной деятельности.
Экономическая и научная деятельность есть две стороны одного процесса. Знания служат более полному пониманию законов среды существования, включая сами законы жизни, для более эффективного использования этой среды для повышения выживания. Прав был Маркс – дело в том, чтобы мир изменить; это закон природы – информация в своей сути есть отражение возможности изменения материи. Экономика как организация труда есть процесс извлечения энергии и организации материи для лучшего удовлетворения потребностей людей и ведения оборонительной деятельности. Здесь стоит остановиться подробнее.
Что касается потребностей людей, то этот момент понятен почти каждому. Мы должны производить больше всего того, что нужно людям, чтобы они жили лучше.
Второй момент производства — это петля обратной связи: мы должны производить как можно больше того, что расширит наши возможности по производству, то есть больше средств производства. Гармоничный баланс между первым и вторым гарантирует успешное развитие; однако на разных этапах развития производительных сил и общества этот баланс различен. Этот баланс отражается в соотношении уровней потребления и инвестиций. Закономерность такого развития очень проста: лидирует и выживает то общество, которое быстрее наращивает свои производительные силы. При этом наибольшая скорость роста достигается при гармоничном сочетании инвестиций в капитал, в развитие человеческого ресурса и в развитие науки и технологий. Это означает также постоянный рост уровня жизни, то есть удовлетворения индивидуальных потребностей.
При этом можно заметить следующую закономерность: если индивидуальные экономические человеческие потребности ограничены, то со временем при постоянном росте экономики их насыщение будет постепенно приближаться к максимуму и значимость существенно упадет. Настолько, что, во-первых, потеряется смысл в мотивирующей системе распределения (экономическая мотивация почти перестанет работать), а во-вторых, все больше ресурсов будет оставаться для инвестиций в капитал и знания. Но это может привести к сокращению влияния инвестиций в капитал на рост производительности, то есть вкладывать ресурсы в производство средств производства будет иметь все меньше и меньше смысла, т.к. отдача от избыточных инвестиций будет мизерной. Останется только направить их…. Куда?
Вот тут мы вспоминаем про третью, «оборонительную» деятельность общества. Эволюционная оправданность общества такова, что оно позволяет противостоять опасностям, намного превосходящим те, с которыми могут справиться разрозненные люди. Например, защита целой планеты от опасностей столкновения с космическим телом; задачи расселения в космосе для того, чтобы не зависеть от единственной планеты; управление окружающей средой для сохранения ее жизнепригодности в условиях эксплуатации человеком. Это – оборонительное – направление требует огромных ресурсов как для материального производства, так и на развитие наук. И оно является основным, главным результатом эволюции общества – вовсе не максимальное «счастье» каждой «клетки» - человека, а успешная жизнь и развитие всего «организма» - человечества. Любое общество (а нам пока известно только одно), которое не сможет понять своей эволюционной задачи, со времени исчезнет в истории, обнулив все результаты миллиардов лет эволюции. А реализовать эту задачу можно только если ее осознанно понять – то есть, по Марксу, овладеть законами собственного развития жизни и перейти от стихийной эволюции к управляемой.
Какое же место имеют индивидуальные потребности в структуре общественных? Да в общем-то довольно посредственное. Пока мы все – все человечество – голодаем и болеем, поэтому наши личные потребности для организма приоритетны, нуждаются в скорейшем удовлетворении. Но это патология недоразвитости; развитие производительных сил все быстрее приближает нас к тому состоянию, когда первичные – экономические – потребности смогут быть удовлетворены до приличного уровня насыщения, и коллективный разум человечества сможет переключиться с «болевых» сигналов изнутри на свои настоящие задачи.
Значит ли это, что человеческая жизнь и личное счастье ничего не стоит? О нет, ровно наоборот; личное счастье и человеческая жизнь – это самая важная задача общества, но только после задачи выживания и развития самого общества. Человеческая жизнь очень важна, потому что на защите человеческих жизней существует и общество целиком. И потребности человека важны – только удовлетворив нижний уровень потребностей, мы сможем погасить «болевой» сигнал и выйти на реальную, «боевую» мощность: заменить ручной труд одними усилителями (средствами производства), рутинный интеллектуальный труд – другими усилителями (компьютерами), и сконцентрироваться на удовлетворении наивысшей потребности и настоящем предназначении человека в эволюционной спирали – в творческой самореализации, которая и поведет все человечество к восходящему прогрессу.
|