КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БИМАТРИЧНЫЕ ИГРЫ 2х2Стр 1 из 4Следующая ⇒ Б И М А Т Р И Ч Н Ы Е И Г Р Ы
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИТУАЦИЯ РАВНОВЕСИЯ
В матричной игре интересы двух игроков были прямо противоположны, то есть речь шла об антагонистической игре. Однако гораздо чаще встречаются ситуации, в которых интересы игроков хотя и не совпадают, но не обязательно являются противоположным. Рассмотрим конфликтную ситуацию, в которой два игрока имеют следующие возможности для выбора своей линии поведения: а) 1-й игрок может выбрать любую из стратегий ; б) 2-й игрок - любую из стратегий . При этом, в ситуации выигрыш первого игрока будет равен , а второго - , причем, вообще говоря . Тогда получаем две платежные матрицы размерности :
и . (3.1)
Здесь – платежная матрица 1-го игрока, - платежная матрица 2-го игрока. В этом случае говорят, что речь идет о биматричной игре двух игроков с платежными матрицами (1). Отметим, что при получаем обычную матричную игру. Рассмотрим один пример биматричной игры.
№ 3.1.(Преподаватель - Студент). Студент (1-й игрок) готовится к зачету, который принимает Преподаватель (2-й игрок). У студента есть две стратегии - подготовиться к зачету, - не готовиться. У преподавателя есть две стратегии: поставить зачет и - не поставить зачет. Постройте платежные матрицы игры. Решение. В основу значений функции выигрыша положим следующие качественные соображения:
…
Количественно выигрыши игроков можно выразить, например, как
, .
Рассматривая биматричную игру, перейдем сразу к смешенным стратегиям и определим средние выигрыши игроков математическим ожиданием:
, . (3.2)
Будем говорить, что пара векторов и определяют равновесную ситуацию, если при любых и , удовлетворяющих условиям , , , справедливы неравенства:
. (3.3)
Неравенства (3.3) означают, что если игрок отклонится от равновесной ситуации , то его выигрыш может только уменьшиться. На вопрос о существовании ситуации равновесия отвечает следующая теорема.
Теорема 3.1. (Дж. Нэш). Всякая биматричная игра имеет хотя бы одну равновесную ситуацию (точку равновесия) в смешанных стратегиях.
Остается разрешить проблему нахождения этой ситуации равновесия.
БИМАТРИЧНЫЕ ИГРЫ 2х2
Рассмотрим биматричную игру :
, ,
с вероятностями , , , .
|